Цель: продолжить работу над решением простых задач на деление и умножение; закреплять вычислительные навыки; развивать навык устного счёта, решения задач на деление, воображение детей, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над решением простых задач на деление, будем закреплять вычислительные навыки, а помогут нам в этом герои одной очень известной сказки (читается отрывок).
Это дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин и почтальон Печкин.
-А в какой деревне они жили? (на слайде появляется название деревни д. простоквашыно)
-Давайте отправимся к ним в гости на электричке с № 16. Но чтобы электричка поехала, давайте поработаем с числом 16 (сегодняшняя дата).
III. Устный счёт.
Работа с числом 16
- дополнить до круглых десятков;
- уменьшить на 7;
- увеличить на 5;
- разделить на 2, на 4.
-Какое это число? (двузн., чётное)
-Из каких двух множителей может состоять это число?
-Есть ли в классе то, чего 16?
-Теперь можно ехать. Итак:. Поехали! Но что - то наша электричка не хочет двигаться вперёд к пункту назначения. Может, дело в записи в названии деревни? Прочтите внимательно название деревни, может, что и увидите, (дети находят ошибки в названии). Можно ехать! А сколько времени мы будем в пути, узнаем, расшифровав запись * 8+1* = 4* (в слагаемых нужно вставить одинаковую цифру).
-Кто это нас радушно встречает? (почтальон Печкин). Он предлагает вам решить задачу:
Во время зимних каникул Шарик получил 3 письма, Матроскин - на 2 больше, а дядя Фёдор столько, сколько Шарик и Матроскин вместе. Сколько писем получил дядя Фёдор?
Печкин предлагает нам пройти в дом. Но у калитки нас встречает пёс Шарик. Он очень любит играть с косточками, палочками и предлагает вам сделать тоже самое. Шарик из палочек выложил геометрические фигуры
-Нужно убрать две палочки так, чтобы получилось два квадрата.
Верно! Молодцы!
А в доме нас радушно встречает дядя Фёдор (кстати, его рост 1м 20см, а сколько это будет в см? - 120 см)
Дядя Фёдор очень умный, любознательный мальчик, только вот никак не может сообразить: - На столе стояло 3 стакана с ягодами. Он съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?(3)
Теперь он Вас просит поставить в выражениях знаки и записать их в тетрадь.
30 6 10=34
25 10 5=40
40 7 20=13
50 14 30=34
(выражения появляются на слайдах)
Проверка. Прочитать выражения.
Думаю, что у Вас не возникнут трудности при решении задачки в стихах, которую Вам предлагает решить дядя Фёдор.
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)
IV. Работа по теме урока.
Давайте решим задачу на стр. 53 №2 (1)
V. Физкультминутка.
Шли по крыше 3 кота,
Три кота Василия (ходьба на месте).
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синие (поднимают руки).
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (приседание).
И сказали 3 кота:
-Красота! Красота! (хлопки в ладоши).
VI. Решение задач.
1. В физкультминутке речь шла о 3 котах, а вот нас встречает 1 кот, и зовут его Матроскин. Его любимая корова :.?(Мурка). Она давала много молока. Оно было везде: в умывальнике, в аквариуме. Так вот, в день мурка даёт 10 л молока. По сколько л молока ежедневно достаётся дяде Фёдору, Матроскину и Шарику? (по 3 л и 1 л остаётся)
2. Наш Матроскин предлагает решить задачу из учебника на стр.53 №6 .
Прочитайте, найдите главные слова для краткой записи и запишите её в тетрадь.
(открывается слайд с краткой записью и детям предлагается проверить написанное)
-Что необычного в записи? (разные единицы)
- Значит, что нужно сделать сначала? (перевести рубли в копейки)
- Подумайте и скажите, у задачи 1 или несколько способов решения? (какие?)
- А в тетрадь запишите только один.
- Вам понравилось в гостях? Печкин предлагает Вам на прощание поработать самостоятельно.
VII. Самостоятельная работа в тетрадях №7 стр.53 1 столбик.
Проверка:- прочитать пример, в ответе которого десятков в 4 раза больше, чем единиц;
- найдите выражение, значение которого на 2 меньше сегодняшнего числа;
- найдите выражение, где количество десятков и единиц поменялись местами только что названного ответа.
№7 стр.53 2 столбик.
Проверка:- если сложить цифры ответа этого примера, то сумма будет равна 13, прочтите это выражение;
- к этому числу я прибавила 21 и получила 100, прочтите выражение с этим ответом;
- найдите произведение чисел 32 и 2 и прочтите выражение с таким ответом.
-Молодцы! Теперь можно и возвращаться. Все герои сказки жили дружно, помогали друг другу, давайте и мы будем крепко дружить и никогда не ссориться. Ведь дружба помогает делать чудеса.
VIII. Итог урока.
- Понравился Вам сегодня урок? Что именно понравилось? Что мы с Вами сегодня повторяли? А хотели бы встретиться ещё с какими - нибудь литературными героями?
IX. Оценки.
X. Домашнее задание стр.53 №5.