Особенности методики преподавания экономических дисциплин в современных условиях

Разделы: Экономика


Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:

  • лекции,
  • самостоятельная работа,
  • семинарские занятия,
  • консультации,
  • зачеты,
  • экзамены,
  • различные формы внеклассной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

  • она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
  • вооружает учащихся методологией изучения данной науки;
  • лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
  • органично сочетает обучение с воспитанием;
  • нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:

  • это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,
  • одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
  • средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

  • она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;
  • она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;
  • наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.

Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:

  • Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.
  • Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).
  • Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.
  • Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.

Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.

Лекция должна:

  • быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;
  • выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;
  • учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;
  • быть грамотной и логичной.

Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:

  • на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;
  • из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;
  • успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся.

Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:

  1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
  2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
  3. Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.
  4. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
  5. Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся.

Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  1. Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.
  2. Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления учащихся.
  3. Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
  4. Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися других школ.

Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся.

Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой
включает в себя:

  1. обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
  2. управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы;
  3. контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
    коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

Сложность руководства и организации самостоятельной работы учащихся объясняется целым рядом факторов, главными из которых является:

  1. частая смена экономических приоритетов;
  2. неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам;
  3. специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
  4. отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ  сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Наше время перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией предъявляет   особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую информацию.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

  1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся.
  6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  7. Эффективное использование педагогических средств.
  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  9. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
  10. Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Методика интегрированного обучения  имеет цели -  помочь учащимся:

  • научиться  познавать;
  • научиться  делать
  • научиться жить вместе
  • научиться жить в ладу с самим собой.  

Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.

Совершено другая картина наблюдается в случае управляемой интеграции. Основным дидактическим инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности.

Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:

  • преподавание синтезированных курсов (естествознание, технология, граждановедение);
  • комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний учащихся;
  • комплексные формы организации обучения в младших классах, когда все предметы ведёт один учитель, практикуя "интегрированные дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам.
  • Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:
  • в общем, комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач;
  • в содержании изучаемого материала в виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван "фрагментарным");
  • уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);
  • учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.

Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  • в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
  • интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
  • при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.

Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.

Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.