Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.
Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.
В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:
- лекции,
- самостоятельная работа,
- семинарские занятия,
- консультации,
- зачеты,
- экзамены,
- различные формы внеклассной работы.
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.
В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
- она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
- вооружает учащихся методологией изучения данной науки;
- лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
- органично сочетает обучение с воспитанием;
- нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:
- это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,
- одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
- средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:
- она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;
- она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;
- наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.
Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.
Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:
- Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.
- Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).
- Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.
- Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.
Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.
Лекция должна:
- быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;
- выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;
- учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;
- быть грамотной и логичной.
Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:
- на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;
- из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;
- успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся.
Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:
- Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
- Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
- Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.
- Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
- Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся.
Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.
- Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления учащихся.
- Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
- Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися других школ.
Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся.
Роль преподавателя в организации и руководстве
самостоятельной работой
включает в себя:
- обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
- управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы;
- контроль за самостоятельной работой: как
непосредственный, так и опосредованный через
контрольно-проверочные мероприятия;
коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы учащихся объясняется целым рядом факторов, главными из которых является:
- частая смена экономических приоритетов;
- неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам;
- специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
- отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
- Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
- Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
- Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся.
- Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
- Эффективное использование педагогических средств.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
- Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
Методика интегрированного обучения имеет цели - помочь учащимся:
- научиться познавать;
- научиться делать
- научиться жить вместе
- научиться жить в ладу с самим собой.
Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.
Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.
Совершено другая картина наблюдается в случае управляемой интеграции. Основным дидактическим инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности.
Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:
- преподавание синтезированных курсов (естествознание, технология, граждановедение);
- комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний учащихся;
- комплексные формы организации обучения в младших классах, когда все предметы ведёт один учитель, практикуя "интегрированные дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам.
- Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:
- в общем, комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач;
- в содержании изучаемого материала в виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван "фрагментарным");
- уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);
- учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.
Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
- при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.
Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.
Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.