"Твори добро"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Формировать у учащихся нравственные представления.

Задачи:

  • Помочь детям постичь понятия добра и сострадания.
  • Учить детей говорить друг другу добрые слова.
  • Воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.
  • Воспитывать чуткость, доброжелательность, сопереживание.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор.
  • Атрибуты для творческой работы.
  • Мягкая игрушка.

Ведущий: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину - "добру откроется сердце". Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В.Суслова.

Ученик:

Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!

Ведущий: Доброта... Что означает это слово? Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: "Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но вот, пожалуй, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. Может, в наши дни увеличилась потребность человека в доброте? Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Некоторые родители, даже имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых идут на благотворительные цели. А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим людям.

Ученик:

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
(П.Елфимов).

Ведущий: Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения". Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека пока еще и нет значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее. Как говорится в стихотворении:

Ученик:

Две руки - как это мало!
Десять рук имел бы я -
Вот тогда бы не хромала
Успеваемость моя.
Но на бабушкины руки
Ненароком я взглянул.
У нее же их не десять,
А всего лишь две руки -
Шьют, стирают, тесто месят,
Начиняют пирожки...
Вяжут кофту, чинят брюки,
Варят кашу и компот...
Все в морщинах руки эти
От бесчисленных забот.
"Дай-ка, бабушка, тебе я
По хозяйству помогу!"
И добавил, чуть робея:
"Вот увидишь, я смогу..."
Так она и просияла,
Удивленья не тая!
И украдкой наблюдала,
Как во всю старался я.
Хоть устал, держался стойко,
И подумалось мне вдруг:
"Десять рук - зачем мне столько?
Мне вполне хватило двух".

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу? (Ответы детей.) Да, я думаю, что совсем не трудно уступить пожилому человеку или женщине с ребенком место в автобусе, первым поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.

Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Ученик:

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

Ведущий: Назовите, пожалуйста, какие вы знаете слова приветствия, доброго отношения.

Игра "Скажи доброе слово".

Условия: Дети передают игрушку своему соседу по парте или ряду, говорят добрые слова.

Дети: Доброго здоровья, счастливого дня, будьте добры и др.

Ведущий: Замечательно: Чувствуете, ребята, как тепло и уютно всем стало от этих слов? А скажите, пожалуйста, каким образом можно усилить красоту, обаяние этих слов?

Дети: С помощью улыбки и доброжелательного взгляда.

Ведущий: Разумеется, если вы с безразличным лицом или насупленным взглядом будете говорить добрые слова, то человек просто не поверит в вашу доброжелательность и искренность. Вспомните песенку крошки Енота

Ученик:

От улыбки станет день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!

Ведущий: Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость! Давайте вспомним некоторые из них.

Конкурс пословиц.

Примеры:

Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты - ищи доброты. И др.

Ведущий: А вот есть такое слово - "сострадание". Оно очень похоже на сочувствие, участие. Но это слово выражает более сильное чувство.

Сострадание - это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою. Вы, наверное, встречали людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень неудобно ходить без ноги, и походка у него, разумеется, очень некрасивая. А некоторые ребята (возможно, даже кто-то из вас!) стараются передразнить такого человека, посмеяться над ним. А вот представьте себя на месте этого инвалида: если бы у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, подумали: как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой. Ребята, если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернется!

В каких случаях вы можете проявить сочувствие к своим одноклассникам? Приведите примеры.

Ведущий: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить!

Сценка "Грустный щенок Кузя".

Действующие лица:

Щенок Кузя

Мальчик

Мама мальчика

Прохожий

Голос из-за кулис

Девочка

Мама девочки

Дедушка

Внук

Кузя:

Какое солнышко теплое!
И утро чудесное!
А мне грустно...
А почему - сейчас поймете.
Я об этом песенку сочинил.

(Поет песенку).

Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали - только всего.

А беда в том, что я не очень красивый... Вернее, совсем не красивый. Какой-то разноцветный... Лохматый... Но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили... Почесали мне за ушком... Просто позвали: "Кузя!" Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень-очень буду любить.

Появляется девочка. Кузя сначала настораживается, затем тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки.

Мама: Ты что!? С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился! Может, он бешеный? Идем отсюда скорей!

(Тащит девочку за руку).

Кузя (с отчаянием): Я не оскалился! Это я улыбаюсь. И я никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите!

По сцене из одного угла в другой идет прохожий с палкой. Останавливается недалеко от Кузи.

Прохожий: Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе я бы их всех, всех...

Замахивается на Кузю палкой, тот прячется за скамейку.

Голос из-за кулис: За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может, любите рыбок?

Прохожий (сердито): Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? (Уходит, стуча палкой) Развели тут собачьё! Всех их надо...

Кузя выглядывает из-за скамейки. Появляется мальчик с фотоаппаратом.

Мальчик: Ах, какой смешной пес! Сейчас я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда! Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься. Ну-ка, стой! (Щелкает затвором).

Подходит мама мальчика.

Мама (недовольно): Нашел кого снимать! Бродячего пса! Фу!

Мальчик: Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он все понимает. Возьмем его?

Мама: Кого? Этого страшилу?

Мальчик: Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают: одно ушко вверх, другое вниз...

Мама: Вот именно. Беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе породистого щенка с медалью.

Мальчик: Я не хочу щенка с медалью, я этого хочу.

Мама: Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идем!

(Тащит за собой упирающегося мальчика).

Голос из-за кулис: Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются: их вырастить, выучить надо. А этот будет любить вас не меньше. Поверьте!

Мама: А вы чего ввязываетесь в наш разговор?

Голос из-за кулис: Да, трудный случай! Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше! Не просит, чтоб его взяли.

Кузя (тяжело вздыхая): А зачем? Все равно я никому не нужен... Никому!

Появляется слепой старик, которого ведет за руку внук.

Внук: Садись, дедушка, отдохни на скамейке. (Внук замечает Кузю) Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?

Кузя (обреченно): Я ничей...

Внук: Дедушка, слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста!

Дедушка: А уроки когда делать будешь? Тебе со мной хлопот хватает... Эх, и жалко-то ведь и щенка-то!

Кузя: Возьмите меня! И вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.

Дедушка: Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес, красивый, умный! Ну раз ты ничей - будешь нашим! Вот ведь как получилось: из дома вышли вдвоем, а вернемся втроем. (Гладит Кузю) Ты будешь верным другом, я знаю.

(Кузя заливается счастливым лаем).

Ведущий: Вспомните, как вы зимой делали кормушки для птиц и приносили корм для них. Птица гибнет зимой не от холода, а от голода.

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин "Покормите птиц!")

Ведущий: Кстати, природа так устроила, что самые большие животные - киты и слоны - самые безобидные. Человек оказался сильнее всех, а сильные должны быть великодушны. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. (СЛАЙД) А.Н. Толстой сказал: "В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Творческая работа.

Ведущий: У каждого из вас на столе лежат желтые квадраты. Нарисуйте и вырежьте маленькое солнце и напишите, какое доброе дело вы уже сделали, а может быть хотите сделать.

Ведущий: А где же находится царство доброты?

Дети: В сердце человека!

Ученик:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Песня Кота Леопольда.

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день -
Это хорошо.
А когда наоборот, плохо. 2 раза

Слышишь, как звенит
В небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты,
То всегда легко.
А когда наоборот, трудно. 2 раза

С каждым поделись
Песенкой своей,
Рассыпая смех звучный.
Если песни петь -
С ними веселей.
А когда наоборот, скучно. 2 раза

Ученик 1:

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - ни пряник, ни конфета.

Ученик 2:

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрее.

Ученик 3:

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Ученик 4:

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.

Ведущий: Я очень надеюсь на то, что этот классный час запомнится вам надолго. Может быть, кто-то из ребят узнал себя в героях наших стихотворений и сценок и сделает соответствующие выводы.

Не стесняйтесь быть добрыми и вежливыми. До свидания, ребята!

Литература:

  1. Газета "Педсовет" № 9 - 2004г; № 3 - 2005г; № 12 - 2005г; № 11 - 2006г.
  2. "Воспитание. Второй класс" под общей редакцией М.П. Осиповой. УП "ЭКОПЕРСПЕКТИВА", г.Минск, 2003г.