Смена времён года

Разделы: Начальная школа


Цель:

Образовательная.

  • Раскрыть причину смены времен года на Земле. Повторить закон всемирного тяготения, причины разной степени нагревания земной поверхности Солнцем, изменения в неживой природе, происходящие в разные времена года.

Развивающая.

  • Развивать устную речь, представление о целостной картине мира, умение выделять главное, объяснять причины происходящих явлений, опираясь на изученные знания.

Воспитательная.

  • Воспитывать умение работать в группах, слушать высказывания одноклассников, доказывать своё мнение, принимать мнения других, оценивать работу товарищей.

Оборудование: таблички с названиями групп, карточки с названиями осадков, смены температуры воздуха, долготы дня, мультимедиа проектор, презентация слайдов и видеоклипов по теме урока, глобус, макеты Земли и Солнца.

Ход урока

Парты расставлены для работы в группах.

I. Постановка цели урока.

Звучит музыка. На экране демонстрируется видеоклип "Вращение Земли вокруг солнца".

-Ребята, мы сегодня собрались на наш урок для того, чтобы сделать для себя открытие. Почему на нашей планете происходит смена времён года?

II. Актуализация знаний.

-Для начала давайте вспомним, с чем мы уже знакомы..

Задания для каждой группы.

  1. Как изменяется неживая природа зимой?
  2. Как изменяется неживая природа весной?
  3. Как изменяется неживая природа летом?
  4. Как изменяется неживая природа осенью?
  5. Как приспособились растения к разным временам года?
  6. Как приспособились животные к сезонным изменениям в природе?
  7. Почему земная ось имеет наклон?

Группы совещаются по предложенным заданиям 3минуты, выбирают докладчика и оформителя. Докладчик сообщает классу мнение группы по своему вопросу. Остальные группы прослушивают сообщение и знаками показывают согласны они или есть дополнения по данному вопросу. Оформитель подбирает карточки по своему времени года и располагает их под иллюстрацией.

На доске иллюстрации разных времён года. Под ними спутанные карточки с характеристикой изменений неживой природы.

Холодно, тепло, жарко, прохладно, снег, дождь, гроза, дождь со снегом, короткий день, дни длиннее, длинный день, дни короче.

На столы группам 5 и 6 выдаются карточки с сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На доске изображены макеты Земли, Солнца. Полярной звезды.

Во время выступлений детей демонстрируются слайды по вопросам. Ответы оцениваются другими группами.

III. Обобщение знаний.

-Итак сделаем вывод. Каковы же причины изменений в живой и неживой природе в разное время года?

1. Земная ось имеет наклон в сторону Полярной звезды, потому что действует закон всемирного тяготения. Все тела притягиваются между собой. Большие предметы притягивают сильнее.

Просмотр слайдов.

2. Земля освещается лучами Солнца неравномерно.

Просмотр слайдов.

3. Косые лучи Солнца плохо нагревают полюса, поэтому там всегда холодно. Прямые лучи постоянно прогревают тропический пояс, поэтому там всегда тепло. Умеренный пояс нагревается лучами Солнца неравномерно, на него попадают косые лучи зимой и прямые лучи летом. Поэтому происходит смена времён года. Причём в Северном и Южном полушарии времена года разные.

Просмотр слайдов.

IV. Закрепление пройденного.

Вопросы для групповой работы.

  1. Какое время года в Южном полушарии, когда в Северном полушарии зима?
  2. Какое время года в Южном полушарии, когда в Северном полушарии весна?
  3. Какое время года в Южном полушарии, когда в Северном полушарии лето?
  4. Какое время года в Южном полушарии, когда в Северном полушарии осень?
  5. Какое время года в Северном полушарии, когда в Южном полушарии зима?
  6. Какое время года в Северном полушарии, когда в Южном полушарии весна?
  7. Какое время года в Северном полушарии, когда в Южном полушарии лето?
  8. Какое время года в Северном полушарии, когда в Южном полушарии осень?

V. Итог.

Давайте ещё раз просмотрим видеоклип "Вращение Земли вокруг солнца".

Теперь вы знаете причину смены времен года на Земле. Давайте подведём итоги работы в группах. Кто работал хорошо. Кому нужно ещё постараться.

Приложение.