Цели:
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок - практикум.
Оборудование:
- коллекция руд цветных и черных металлов (раздаточный материал на каждую парту);
- магнит;
- физическая карта России;
- "Инструктивная карта" по работе с коллекциями, образцами, учебником (раздаточный материал на каждую парту);
- учебник В.М.Пакулова, Н.В.Иванова "Природа неживая и живая" 5 класс, издательство "Дрофа".
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы урока, цели. Инструктаж по т/б при работе с коллекциями, образцами.
2. Новая тема.
Объяснение нового материала учителем.
Учитель дает понятие полезным ископаемым, разъясняет, какие из них относятся к горючим, металлическим, неметаллическим; дается определение руды, демонстрируется коллекция руд. Учитель рассказывает о рудах черных металлов, о свойстве металлов намагничиваться. Учитель демонстрирует как притягивается магнит к магниту.
После объяснений учителя учащимся предлагается выполнить задания 1, 2 по "Инструктивной карте" (приложение 1).
Далее учитель рассказывает о рудах цветных металлов. Рассказ сопровождается демонстрацией коллекции, после чего учащимся предлагается выполнить задание 3 по "Инструктивной карте".
Вопрос к классу для активизации познавательной деятельности: какими свойствами обладают металлы?
Беседа. В ходе беседы учащиеся при помощи учителя выявляют и называют свойства металлов, после чего им предлагается выполнить задание 4 по "Инструктивной карте".
Знакомство с нерудными полезными ископаемыми. Демонстрация коллекции. Показ на физической карте России месторождений каменного угля и нефти.
Выполнение учащимися задания 5 по "Инструктивной карте".
Тетради у учащихся собираются на проверку и оцениваются учителем к следующему уроку.
3. Закрепление и обобщение изученного:
Итак, сегодня на уроке мы узнали:
- что такое полезные ископаемые;
- какие полезные ископаемые являются рудными, а какие нерудными;
- как на практике отличить руды цветных металлов от руд черных металлов;
- какими свойствами обладают металлы;
- где располагаются месторождения нерудных полезных ископаемых в России и как их использует человек
Ответьте на вопросы для проверки усвоения изученного материала:
Какие вы знаете полезные ископаемые?
Как их использует человек?
Где на территории нашей страны месторождения полезных ископаемых?
Найдите на карте месторождения угля и нефти.
Какими свойствами обладают металлы?
Ножи и ножницы делают из стали, а не из железа. Как вы думаете, почему?
Какие вы знаете нерудные полезные ископаемые?
Назовите окружающие нас предметы, изготовленные из нерудных и рудных полезных ископаемых.
4. Домашнее задание: параграф 28,задание 2, 4 на стр. 113.