Разработка русского языка в 3-м классе по теме "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"

Разделы: Начальная школа


Цель: закреплять умение различать типы текстов, делить текст на части, сохраняя логическую последовательность.

Задачи:

  • Обучение учащихся написанию изложения на основе прогнозирования содержания текста по его заголовку.
  • Формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.
  • Экологическое воспитание чувства ответственности за окружающую среду, важности деятельности человека на изменение окружающей действительности.

Оборудование:

  • Картина "Ландыши".
  • Магнитная доска.
  • Гербарные экспонаты "Редкие растения".
  • Набор словарных слов (воскресенье, дорога, вагон, пассажир).
  • Музыкальное сопровождение П.И.Чайковский "Времена года".
  • Памятки "Как правильно писать изложение".

Оформление доски:

"Рыбе - вода, птице - воздух,
Человеку нужна Родина.
Охранять природу -
Значит, охранять Родину".
М.Пришвин.

Ход урока

I. Мотивация. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения.

Отгадайте загадку:

Даже ночью муравьишка
Не пропустит в свой домишко:
Путь - дорожку до зари
Освещают фонари
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

(Ответ детей).

Правильно, это ландыши.

(На доску вывешивается картина с изображением ландышей).

II. Тема урока: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым типом изложения, оно называется "Мальчик с ландышами".

- Определите тему текста по его заголовку

(Ответы детей - о мальчике и ландышах и т. п.)

- Какие типы текстов вы знаете?

(Повествование, описание, рассуждение).

- Что мы можем представить себе, услышав такой заголовок?

- Как вы думаете, мальчик будет положительным или отрицательным героем?

(Варианты ответов детей):

  1. Положительный герой, потому что приближается праздник 8 Марта и мальчик готовит цветы в подарок маме;
  2. Положительный герой, потому что мальчик выращивает цветы, ухаживает за ними;
  3. Отрицательный герой, потому что, наверное, сгубил, сорвал цветы.

Задачи перед прослушиванием.

- Прослушав текст, девочки определят тип текста, а мальчики определят - положительный или отрицательный герой, о котором пойдёт речь.

Знакомство с текстом.

Ландыши.

В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошёл в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвёшь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зелёный наряд Земли.

- Девочки, какой же тип услышанного вами текста?

(Правильно - повествовательный).

- Мальчики, какой тип текста вам напоминают последние строки:

Сорвёшь цветок - погубишь семена.
Не появятся новые цветы.
С каждым букетом скудеет красота земного шара.
Человек должен сохранить зелёный наряд Земли?

Таким образом, мы познакомились с текстом повествования с элементами рассуждения.

(Открывается запись на магнитной доске - текст повествования с элементами рассуждения).

- Давайте рассуждение начнём с определения - положительный или отрицательный герой - мальчик?

(Ответы детей - отрицательный герой, потому, что мальчик не выращивал цветы, а рвал их в лесу в большом количестве).

- Как вы понимаете, упругие стебли не помещались в ладони?

- Как вы понимаете "они вырывались, как живые и падали на дорогу"?

- С кем или с чем можно сравнить такие слова "Слёзы природы, просились на родную лужайку"?

- Почему некоторые мальчики и девочки, да и взрослые, так ведут себя в природе?

Физминутка.

(Музыкальное сопровождение П.И.Чайковский "Времена года").

- Закройте глаза. Представьте лесную полянку. Белые цветки ландыша - точно крохотные фарфоровые колокольчики на длинном стебельке. Есть в этих изящных цветках что - то особенное, необыкновенно привлекательное. Жизнь ландыша весной начинается с того, что на поверхность почвы пробиваются ростки, похожие на толстое шило.

Проходит время, росток удлиняется, и вот уже развернулись листья.

Цветки появляются на 6 году жизни, сначала выходит тонкая веточка с шариками - бутонами. Потом бутоны белеют, и, наконец, раскрываются чудесные благоухающие снежно - белые цветки. Ландыш славится не только красотой. Это ценное лекарство для больного сердца.

- Откройте глаза.

- Какие редкие растения, занесённые в Красную книгу, вы знаете?

(Ученики помещают гербарные экспонаты "Редкие растения" на магнитную доску).

- Докажите словами текста выражение, которым заканчивается текст "Человек должен сохранить зелёный наряд Земли".

- Из каких частей состоит текст?

(1. Начало. 2. Основная часть. 3. Концовка.)

- Сегодня мы продолжим учиться делить текст на части.

- Прочитайте начало. Прочитайте основную часть. Прочитайте концовку.

- Сделайте вывод - почему нельзя рвать цветы?

Орфографическая работа. Формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.

(Работа на магнитной доске).

- Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго столбика, связав их по логическому смыслу.

Кто? Что? Что делает? Что делал?
Мальчик спешил
Ландыши не помещались,
вырывались, падали
Прохожие осторожно обходили
Пассажир объяснил, что убить нельзя
Цветы не появятся
Красота скудеет
Человек должен сохранить зелёный наряд
Земли

- Давайте найдём в тексте словарные слова.

(Дети подчёркивают в тексте, который помещён в мультифоры, словарные слова и объясняют их правописание).

воскресенье

дорога

вагон

пассажир

- Подчеркните и объясните "опасные" слова.

вошёл

в ладоши

сорвёшь

погубишь

колокольчики

наряду

Пересказ текста по частям.

Физминутка.

(Ученики под музыкальное сопровождение имитируют ландыши движениями рук).

Вторичное целостное чтение текста.

Написание текста детьми.

Самопроверка (С использованием Памяток).

Памятка.

  1. Правильность передачи содержания. (Нет ли фактических ошибок.)
  2. Полнота передачи текста.(Не пропущено ли чего - либо существенного.)
  3. Соблюдение структуры текста изложения. (Выделение частей текста с помощью красной строки.)
  4. Последовательность изложения.
  5. Правильность построения предложений.
  6. Точность употребления слов.

Пример детского изложения.

III. Итог урока:

- Можно ли этот текст считать подтверждением высказывания М.Пришвина:

"Рыбе - вода, птице - воздух,
Человеку нужна Родина.
Охранять природу -
Значит, охранять Родину"?

- Чему научились сегодня на уроке? (Высказывания детей.)

- Всем спасибо! Урок окончен.