Цель: закреплять умение различать типы текстов, делить текст на части, сохраняя логическую последовательность.
Задачи:
- Обучение учащихся написанию изложения на основе прогнозирования содержания текста по его заголовку.
- Формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.
- Экологическое воспитание чувства ответственности за окружающую среду, важности деятельности человека на изменение окружающей действительности.
Оборудование:
- Картина "Ландыши".
- Магнитная доска.
- Гербарные экспонаты "Редкие растения".
- Набор словарных слов (воскресенье, дорога, вагон, пассажир).
- Музыкальное сопровождение П.И.Чайковский "Времена года".
- Памятки "Как правильно писать изложение".
Оформление доски:
"Рыбе - вода, птице - воздух,
Человеку нужна Родина.
Охранять природу -
Значит, охранять Родину".
М.Пришвин.
Ход урока
I. Мотивация. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения.
Отгадайте загадку:
Даже ночью муравьишка
Не пропустит в свой домишко:
Путь - дорожку до зари
Освещают фонари
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Ответ детей).
Правильно, это ландыши.
(На доску вывешивается картина с изображением ландышей).
II. Тема урока: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым типом изложения, оно называется "Мальчик с ландышами".
- Определите тему текста по его заголовку
(Ответы детей - о мальчике и ландышах и т. п.)
- Какие типы текстов вы знаете?
(Повествование, описание, рассуждение).
- Что мы можем представить себе, услышав такой заголовок?
- Как вы думаете, мальчик будет положительным или отрицательным героем?
(Варианты ответов детей):
- Положительный герой, потому что приближается праздник 8 Марта и мальчик готовит цветы в подарок маме;
- Положительный герой, потому что мальчик выращивает цветы, ухаживает за ними;
- Отрицательный герой, потому что, наверное, сгубил, сорвал цветы.
Задачи перед прослушиванием.
- Прослушав текст, девочки определят тип текста, а мальчики определят - положительный или отрицательный герой, о котором пойдёт речь.
Знакомство с текстом.
Ландыши.
В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошёл в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвёшь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зелёный наряд Земли.
- Девочки, какой же тип услышанного вами текста?
(Правильно - повествовательный).
- Мальчики, какой тип текста вам напоминают последние строки:
Сорвёшь цветок - погубишь семена.
Не появятся новые цветы.
С каждым букетом скудеет красота земного шара.
Человек должен сохранить зелёный наряд Земли?
Таким образом, мы познакомились с текстом повествования с элементами рассуждения.
(Открывается запись на магнитной доске - текст повествования с элементами рассуждения).
- Давайте рассуждение начнём с определения - положительный или отрицательный герой - мальчик?
(Ответы детей - отрицательный герой, потому, что мальчик не выращивал цветы, а рвал их в лесу в большом количестве).
- Как вы понимаете, упругие стебли не помещались в ладони?
- Как вы понимаете "они вырывались, как живые и падали на дорогу"?
- С кем или с чем можно сравнить такие слова "Слёзы природы, просились на родную лужайку"?
- Почему некоторые мальчики и девочки, да и взрослые, так ведут себя в природе?
Физминутка.
(Музыкальное сопровождение П.И.Чайковский "Времена года").
- Закройте глаза. Представьте лесную полянку. Белые цветки ландыша - точно крохотные фарфоровые колокольчики на длинном стебельке. Есть в этих изящных цветках что - то особенное, необыкновенно привлекательное. Жизнь ландыша весной начинается с того, что на поверхность почвы пробиваются ростки, похожие на толстое шило.
Проходит время, росток удлиняется, и вот уже развернулись листья.
Цветки появляются на 6 году жизни, сначала выходит тонкая веточка с шариками - бутонами. Потом бутоны белеют, и, наконец, раскрываются чудесные благоухающие снежно - белые цветки. Ландыш славится не только красотой. Это ценное лекарство для больного сердца.
- Откройте глаза.
- Какие редкие растения, занесённые в Красную книгу, вы знаете?
(Ученики помещают гербарные экспонаты "Редкие растения" на магнитную доску).
- Докажите словами текста выражение, которым заканчивается текст "Человек должен сохранить зелёный наряд Земли".
- Из каких частей состоит текст?
(1. Начало. 2. Основная часть. 3. Концовка.)
- Сегодня мы продолжим учиться делить текст на части.
- Прочитайте начало. Прочитайте основную часть. Прочитайте концовку.
- Сделайте вывод - почему нельзя рвать цветы?
Орфографическая работа. Формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.
(Работа на магнитной доске).
- Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго столбика, связав их по логическому смыслу.
Кто? Что? | Что делает? Что делал? |
Мальчик | спешил |
Ландыши | не помещались, |
вырывались, падали | |
Прохожие | осторожно обходили |
Пассажир | объяснил, что убить нельзя |
Цветы | не появятся |
Красота | скудеет |
Человек | должен сохранить зелёный наряд |
Земли |
- Давайте найдём в тексте словарные слова.
(Дети подчёркивают в тексте, который помещён в мультифоры, словарные слова и объясняют их правописание).
воскресенье
дорога
вагон
пассажир
- Подчеркните и объясните "опасные" слова.
вошёл
в ладоши
сорвёшь
погубишь
колокольчики
наряду
Пересказ текста по частям.
Физминутка.
(Ученики под музыкальное сопровождение имитируют ландыши движениями рук).
Вторичное целостное чтение текста.
Написание текста детьми.
Самопроверка (С использованием Памяток).
Памятка.
- Правильность передачи содержания. (Нет ли фактических ошибок.)
- Полнота передачи текста.(Не пропущено ли чего - либо существенного.)
- Соблюдение структуры текста изложения. (Выделение частей текста с помощью красной строки.)
- Последовательность изложения.
- Правильность построения предложений.
- Точность употребления слов.
Пример детского изложения.
III. Итог урока:
- Можно ли этот текст считать подтверждением высказывания М.Пришвина:
"Рыбе - вода, птице - воздух,
Человеку нужна Родина.
Охранять природу -
Значит, охранять Родину"?
- Чему научились сегодня на уроке? (Высказывания детей.)
- Всем спасибо! Урок окончен.