Цели урока: познакомить с новой учебной книгой, логикой ее построения; совершенствовать навык беглого выразительного чтения; развивать речь учащихся, пополнять словарный запас.
Оборудование: учебник "Литературное чтение", тетради для самостоятельной работы, хрестоматия, условные знаки; рисунок ученого кота.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вдоль картинок вы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Очень много вы узнали!
Очень много вы прочли!
Был ваш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И теперь на книжной полке
Вас другие книжки ждут.
II. Знакомство с учебником.
Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.)
Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)
Обратимся к толковому словарю. (Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.)
Литература - произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).
- Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.
- Рассмотрите обложку учебника. Что заметили? (Маша и Миша читают.)
III. Повторение правил обращения с книгой.
1. Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.
Брать книгу только чистыми руками.
Книга любит одежду - обложку и закладку.
Переворачивать странички за верхний правый угол.
Не делать в книге пометок, не загибать страниц.
Если книга порвалась - ее обязательно надо "вылечить".
Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)
2. Объяснение смысла пословиц и поговорок:
С книгой жить - век не тужить.
Кто много читает, тот много знает.
Хорошая книга - лучший друг.
Задание (по желанию): к следующему уроку подберите другие пословицы о книге.
IV. Условные обозначения в учебнике.
(Образец условных обозначений на доске.)
- Обратите внимание, у нашего нового учебника есть помощники: рабочая тетрадь и хрестоматия.
- Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся? (Свободные высказывания детей.)
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это "раз".
Повернулась голова - это "два".
Руки вниз, вперед смотри - это "три".
Руки в стороны пошире, развернули на "4".
С силой их к плечам прижать - это "5".
Всем ребятам тихо сесть - это "6".
V. Знакомство с темой 1-й главы.
1. Знакомство с героями путешествия.
- Сегодня мы начинаем путешествие с Машей и Мишей.
Кот ученый будет нас сопровождать
По лесам дремучим,
По рекам кипучим,
По сказкам интересным,
По дорогам заповедным.
- Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации Ученого Кота).
- Что вы знаете о нем? (Ответы детей.)
- Кот ученый - мастер рассказывать сказки.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди...
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке: "Заходи!"
- Однажды Машенька говорит:
- Смотри, братец,
В комнате светло!
Какой денек хороший:
Солнечно, тепло!
Берем с тобою по лукошку -
И скорее в путь-дорожку.
2. Работа по учебнику (с. 3).
- Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.)
- Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их.
- Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы, это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка - это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.)
- Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша - старшая и смелая девочка выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша - младший, возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.)
- Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.)
3. Работа по тетради.
а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).
б) Работа по группам (задание № 3).
(Дюймовочка - ласточка, дед и баба - курочка ряба, Буратино - золотой ключик, Емеля - щука, печка.)
Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?
4. Индивидуальная работа по карточкам.
Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся их зачитать классу.
Карточка 1.
"Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос.
Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное для топки очага в зимнее время.
- Неплохая вещь, - сказал сам себе Джузеппе, - можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола...
Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, - так как очки были тоже старые, - повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал:
- Ой-ой, потише, пожалуйста!"
("Буратино или золотой ключик".)
Карточка 2.
"Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое - дед бил, бил - не разбил; баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось".
("Курочка ряба".)
Карточка 3.
"Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы - одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!"
("Дюймовочка".)
Карточка 4.
"Потом почерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.
В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой".
("По щучьему велению".)
5. Работа над стихотворением А. Пчельникова "Репей" (тетрадь, задание № 4).
- Прочитайте стихотворение А. Пчельникова "Репей" сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.
- Какое настроение вызвало это стихотворение?
- Можно ли действительно назвать репей несчастным?
- Из какой строчки видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку.
Выразительное чтение стихотворения "Репей".
6. Проверка индивидуальной работы.
Чтение отрывков из сказок.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Наклоны вправо-влево.)
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
7. Работа по учебнику (с. 4-5).
- Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес.
Мы в волшебство нырнем с тобой,
Не покидая парту.
Страну Чудес своей рукой
Мы нанесем на карту.
Лежит на севере тот лес,
А может на востоке?
Он страшный иль красивый,
Жестокий или добрый?
Не можем знать мы, ты и я -
Все о Волшебном лесе.
Но из него придут друзья
И станет интересней!
- Ой, а это кто?
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
- Кто это? (Баба-яга.)
- Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.)
- Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.)
8. Работа по тетради.
- Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто? (Учитель читает стихотворение Е. Серовой "Репейник", тетрадь, задание № 5.)
9. Работа по учебнику.
- Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4-5), какое задание просит нас выполнить репейник? (Рассказать докучную сказку.)
- Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое "докучная сказка", а вы, ребята, знаете? (Предположения детей.)
- Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.)
- В нашем случае: "Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки". Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.)
- Какое же слово поможет нам объяснить значение слова "докучать"? (Надоедать.)
- Замените слова "докучал" и "докучай" в тексте словом "надоедать". Прочитайте предложения.
- Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)
- Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову "надоедать" (Приставать.)
- Замените слова "докучал" и "докучай" словом "приставать". Прочитайте предложения. ("Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!")
Примечание: во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение.
Чтение статьи учебника (с. 5).
10. Обобщение.
- Ребята, кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение "докучная сказка". А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?
VI. Итог урока.
- Сравните иллюстрации (с. 4, рабочая тетрадь) к стихотворениям.
- "Репей" и "Репейник" растут на огородах Бабы-яги? Почему вы так решили?
- Прочитайте стихотворение "Репейник". Подчеркните строчку, где есть сравнение.
- С кем сравнивает поэт репейник? (С ежом.)
- Еж будет нашим волшебным помощником, он поможет нам закончить урок.
Работа в парах. Выразительное чтение диалога.
- Еж, ты что такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
- Завтра будет новый день и новые истории. Урок окончен!
Литература
- Малаховская, О . В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2006.
- Чуракова, Н . А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2006.
- Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение [Текст]: 1 кл.: Методическое пособие / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Академкнига/Учебник, 2006.