Цели урока:
- Повторить, уточнить и расширить знания детей о предлоге.
- Рассмотреть на примерах, как предлоги пишутся с другими словами.
- Выяснить, какова роль предлогов в речи.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, мышление, память, внимание.
- Воспитывать интерес к предмету, доброжелательность
Оборудование: учебники, тетради, карточки, опорные таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, вы все знаете Винни-Пуха и его друзей. Представим, что мы очутились в том самом волшебном лесу. Сегодня я получила письмо от ослика Иа:
На день рождения друзей
Хочу я пригласить,
Хочу испечь огромный торт
И всех вас угостить.
И не забудьте захватить
Моих лесных друзей-
Тогда в компании большой
Нам будет веселей.
-Ну что ж, ребята, пойдём к ослику на день рождения?
- А для этого нам надо собрать всех друзей и подарки, выполнить правильно задания нашего урока.
-Сначала мы отправимся к Kролику. По дороге вспомним словарные слова.
II. Словарная работа.
1).-Определите, какое слово лишнее.
-Запишите эти "лишние" слова.
а) мяч, машинка, тетрадь
б) пена, пенистая, пенал
в) ученик, белка, медведь
г) Норильск, Россия, Москва.
- По какому признаку определили "лишние" слова?
- Обозначьте ударение, подчеркните опасные места.
(самопроверка)
- Что общего у этих слов?
- Какое слово можно назвать лишним? Почему?
- В каком слове звуков меньше чем букв?
- Больше чем букв?
2)-Составьте предложение со одним из слов.
(Запись с комментированием)
Я родился и живу в России.
-Мы пригласили Кролика и собрали букет цветов в подарок
-А сейчас мы отправимся за Винни-Пухом и Пятачком.
III. Повторение знаний о предлоге и междометии.
-Ну, что это они делают? Поможем им распутать следы.
-Прочитайте слова на следах.
-На какие 2 группы вы можете их разбить?
- слова-междометия
- предлоги
- Запишите слова-междометия на одной строке, а предлоги на другой строке.
- Прочитайте междометия. Расскажите о междометии.
- А теперь я расскажу, а вы мне поможете.
Мне, - сказало Междометье,-
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье, возмущение, привет...
Те, кого охватит страх,
Произносит слово ...(Ах!)
У кого тяжёлый вздох,
Произносит слово ...(Ох!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово ... (Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ...(Эй!)
У кого захватит дух
Произносит слово ...(Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
- Что общего у этих слов? (у междометий и предлогов) (Они маленькие, пишут отдельно, нельзя поставить вопрос)
- А чем они отличаются?
(Междометия выражают чувства, могут употр. самостоятельно)
- А предлоги?
- Почему затрудняетесь ответить?
-Узнаем, для чего нужны предлоги, их роль в предложении.
IV. Физкультминутка.
-Теперь с нами Кролик, Пятачок и Винни-Пух. Мы подходим к Сове.
V. Раздельное написание предлогов. Работа по учебнику.
1) с.68 Упр.108.
- Запишите, подчеркните место между предлогом и словом - это пробел - промежуток между двумя словами.
(Запись: По_ лесу, из_ леса)
- Прочитайте, что записали.
- Что называет слово с предлогом?
(Место, направление движения.)
- Составьте предложения. Напишите.
- Поставьте пробел между предлогом и словом.
(Запись: около леса, у леса; К лесу, через лес)
2) -Прочитайте предложение:
Дорога вела : лес .
- Что заметили?
- Для чего мы вставили предлог?
- Какой можно сделать вывод?
(Предлоги с другими словами пишутся раздельно. Помогают словам связываться между собой. Помогают выражать мысли точно и связно.)
- Что же подарит Сова? (хвост)
VI. Итог урока.
- Вот мы и пришли к ослику и принесли ему подарки. Ослик очень обрадовался. Но самый главный подарок - это те знания, которые мы собрали в пути.
- Что же вы узнали о предлогах?
(учитель вывешивает таблички)
- Назовите их.
Из, к, в, у, за, с, от, по, на, около, для, под -
Предлоги снова прочитай
И уже не забывай!
- А урок мы закончим такими словами:
Мал золотник, да дорог.
- Подходят ли они к теме нашего урока?
VII. Домашнее задание. с.69 упр.109
Резерв:
- Найдите предлоги, которые можно употребить с каждым словом.
- Придумайте свои предложения. (карточки)