Цель: сформировать у учащихся представление о биологическом действии радиации.
Задачи:
- рассказать, что из себя представляет радиоактивное излучение, дать краткую характеристику видов излучения, ввести понятия поглощенной и эквивалентной дозах излучения, ознакомить учащихся с допустимыми дозами облучения;
- выяснить пути проникновения радиоактивного излучения;
- рассмотреть негативное и позитивное воздействие радиации;
- рассмотреть возможные способы защиты от радиации;
- развитие коммуникативной компетентности (публичное выступление);
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать умение анализировать, контролировать и корректировать собственную деятельность в рамках заданного времени;
- развитие компетентности разрешения проблем (рефлексия).
Оборудование: компьютеры, доступ к Internet - ресурсам, дидактический материал (задания).
Ход занятия
I. Организационный момент (3/).
Запись на доске: "Скованные одной цепью, связанные одной целью..."
Приветствие, объявление темы и задач урока.
26 апреля 1986 года в 1 час 24 минуты на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались последовательно два взрыва, которые возвестили всему миру о свершившейся трагедии уходящего века. Произошла мощная техногенная катастрофа на атомном объекте. Катастрофа произошла в связи с проводившимся экспериментом на 4-ом энергоблоке АЭС.
Мы шли на машинах навстречу стихии,
Ни влево, ни вправо нельзя нам свернуть.
Под атомным облаком стонет Россия,
Для нас на реактор - единственный путь.
В кромешном аду днем и ночью трудились,
Для детей, для любимых, для наших родных.
Перед иконами матери слезно молились
За своих сыновей: "Спаси, господи их".
Журавли пролетают над погостом у леса,
В чистом небе курлыча, и с собой нас зовут,
Оставляют они наши села и веси,
Мы не можем летать, мы останемся тут.
Виктор Погребенко г. Белгород.
Я видел их лица суровые.
Я знал, что их не вернуть,
Но верил - дяди здоровые
Меня от смерти спасут
Дети Чернобыля
Горько учиться на ошибках, цена которым жизнь, здоровье и благополучие людей. Но еще горше - не учится на таких ошибках. Сегодня вам предстоит выяснить, что собой представляет радиация, каковы ее последствия и можно ли от нее защититься.
II. Изучение нового материала (32/).
Класс разбиваю на 3 группы, каждой группе -свое задание, доступ к Internet-ресурсам.
1-я группа
Подготовьте выступление на 4-5 минут по теме "Элементарные сведения о радиации" для своих одноклассников.
В ходе выступления расскажите о том, что собой представляет радиоактивное излучение, дайте краткую характеристику видов излучения, также следует сказать о поглощенной и эквивалентной дозах излучения. Познакомьте учащихся с допустимыми дозами облучения.
Подготовьте план своего выступления. Выступите перед одноклассниками, будьте готовы ответить на вопросы.
Для подготовки выступления вам помогут следующие ресурсы:
Физика 9 /А.В. Перышкин, Е.М.Гутник.
2-я группа
Подготовьте выступление на 4-5 минут по теме "Биологическое действие радиации" для своих одноклассников.
В ходе выступления расскажите о путях проникновения радиоактивного излучения, рассмотрите негативное воздействие радиации. Расскажите о полезном воздействии (применении) радиации.
Подготовьте план своего выступления. Выступите перед одноклассниками, будьте готовы ответить на вопросы.
Для подготовки выступления вам помогут следующие ресурсы:
Физика 9 /А.В. Перышкин, Е.М.Гутник.
- http://www.medlinks.ru/article.php?sid=29460
- http://ef-concurs.dya.ru/2005-2006/docs/03059.doc
- http://www.eco.scilib.debryansk.ru/2infres/radiation/glava2.html
- http://priroda.clow.ru/text/1310.htm
3-я группа
Подготовьте выступление на 4-5 минут по теме "Способы защиты от радиации" для своих одноклассников.
Подготовьте план своего выступления. Выступите перед одноклассниками, будьте готовы ответить на вопросы.
Для подготовки выступления вам помогут следующие ресурсы:
Физика 9 /А.В. Перышкин, Е.М.Гутник.
Медико-санитарная подготовка учащихся / В.Н. Завьялов и др. стр 54-55.
- http://www.eco.scilib.debryansk.ru/2infres/radiation/glava6.html
- http://www.21415s11.edusite.ru/DswMedia/spoz.doc
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
- http://www.privatelife.ru/2005/med05/n6/2.html
Для поиска информации и подготовки к выступлению вам отводится 12мин. Приступайте.
По истечении данного времени, заслушиваем выступления учащихся (20мин). Критерии оценивания - приложение 1.
III. Рефлексия (4/).
Каждая группа восстанавливает картину своей деятельности, определяет слабые и сильные стороны. Высказывается по поводу полученного результата.
Заключительное слово учителя.
IV. Домашнее задание (1/).
Параграф 70, для желающих параграф 71, подготовиться к проверочной.
Для подготовки данного занятия использовались интернет-ресурсы.