Цели и задачи урока:
- знакомство с историей денег
- раскрытие сущности денег как нравственной категории
- привитие интереса к науке нумизматике и предмету история
- формирование навыков работы с текстом и самостоятельной работы на уроке
Оборудование: монеты, учебники и рабочая тетрадь, карточки-задания, цветные карандаши, отрывки из произведений А.С. Пушкина, Э. Успенского, А.Н. Толстого.
Понятия: рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка, нумизматика, этнография, экономика.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к изучению нового материала.
Сегодня на уроке истории мы поговорим о деньгах. Что за таинственная сила в них скрыта? Откуда они взялись? Как к ним относится? Вопросов много, и сегодня мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы. А прежде чем мы совершим путешествие в историю денег, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:
а) Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор?
- Клад: - это деньги такие и сокровища, которые люди в земле спрятали. Разбойники всякие.
- А зачем?
- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
- Я? Про запас.
- Вот и они про запас. (Кот Матроскин и Шарик в произведении Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот".)
б)
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с Бабою - Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет
Там русский дух: там Русью пахнет.
А где это там? Из какого произведения отрывок? (В Лукоморье. Пушкин. А.С. Из поэмы "Руслан и Людмила".)
в) Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету?
": на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: крякс, пекс, фекс, - положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. ( "Золотой ключик, или приключения Буратино" А.Н. Толстого)
Что общего между этими отрывками, что их объединяет? (деньги)
А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в историю денег.
7 тысяч лет назад - живые деньги
рыба
меха
жемчужины
клыки и хвосты
раковины и перья и т.д.
Фея - огромные каменные круги диаметром до 3,5 метров и весом до 5 тонн. Монеты - феи лежали перед домом владельца и символизировали достаток (о. Яп, западная часть Тихого океана).
Статер - монета из сплава золота и серебра.
Тетрадрахма - афинская серебряная монета с изображение богини Афины.
Родина бумажных денег - Китай (7 век).
Флорины - золотые монеты Италии.
27 веков назад в Лидии (Эгейское море) стали чеканить монеты из сплава золота и серебра.
1550 - первая машина для чеканки денег (Германия).
1799 - появился первый серебряный доллар
1769 - бумажные деньги в России ввела Екатерина II
гривна - рубль - полтина - резак - копейка - деньга
Что изображали на монете?
- правителей, царей
- спортивные игры и празднества
- божества и священных животных
- театры и другие архитектурные памятники
Работа с текстом учебника и рабочей тетрадью.
- чтение текста, стр. 62-63.
- работа по тексту учебника, стр. 68-70.
- запись ответов в рабочей тетради, стр. 45.
Работа с карточками- заданиями.
Задание 1. Работа с пословицами.
Выберите пословицы, которые учат бережливости и пословицы, которые предостерегают от бед.
Деньги любят счет.
Через золото слезы льются.
Без нужд живет, кто деньги бережет.
Лишние деньги - лишняя забота.
Копейка рубль бережет.
Задание 2. Определение потребностей.
Назовите потребности, которые можно удовлетворить за деньги, а которые за деньги удовлетворить нельзя.
Модные вещи, одежда.
Пища.
Дружба и любовь.
Развлечения.
Хорошо устроенный быт.
Уважение близких.
Хорошее здоровье.
Задание 3. Обсуждение проблемы: "Деньги - это великое изобретение человечества, или зло, от которого нужно избавиться?"
Подведение итогов урока. Домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 46 - устно, стр. 47 - пересказ.