Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков осознанного применения средств изобразительного искусства в контексте поставленной художественной задачи;
  • закрепление навыков работы в технике коллажа;
  • ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими в своих произведениях тему праздника.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет информатики
  • компьютеры

Дидактическое обеспечение:

  • рисунки
  • репродукции
  • образцы работ
  • таблицы

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Методы обучения:

  • проблемный
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Словарная работа: "композиция", " динамика", "ритм", "акценты", "пластика".

Зрительный ряд: мультимедийная презентация "Венецианский карнавал" и "Праздник в творчестве мастеров искусства".

Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Ход урока

Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • запись в тетради числа и темы урока.

Актуализация знаний учащихся

а. Что понимаем под словом "Праздник"? (Поиск правильного решения).

Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера. ("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова).

б. Раскрыть понятие "Маска" с точки зрения изобразительного искусства.

  • Вспомнить три вида ИЗО (живопись, скульптуру, графику).
  • Определить в каких видах ИЗО выполнены картины, представленные на доске (живопись, графика).
  • Определить к какому виду ИЗО ближе маска и почему?
  • Где можно увидеть искусство маски? (в театре и на празднике).

Попросить учащихся сделать вывод о месте проведения праздника и роли маски в нем.

с. Обобщение учащимися полученных знаний.

Изложение нового материала

а. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

(Записать в тетради).

б. История развития

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. Противоположность будней - праздник! Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

- Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у нас само это слово "праздник"? А если это не просто праздник, а карнавал?

- Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

Учитель выстраивает на доске таблички с надписями "Веселье", "Шум", "Музыка", "Движение", "Карнавал", "Маски", "Танцы".

Учитель: Есть разные версии происхождения самого слова "карнавал". Я познакомлю вас с одной из них.

В Древней Греции проходили шумные и веселые праздники в честь бога Диониса - дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный "корабль" праздничного шествия, который древнеримские авторы называют "carrus navalis" то есть "морская колесница". На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

Какому русскому празднику соответствует карнавал? Этот праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю.

- Масленица.

 

Какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

- Венецианский: Бразильский:

Учитель: Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету маски обращаются друг к другу только на "ты".

По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски Венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства. Идет презентация "Венецианский карнавал".

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы выбрали бы для композиции на тему праздника. 9Ученики показывают выбранные ими образцы бумаги).

И какие же это цвета?

- Яркие.

Учитель: А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

- Нет. Цвета контрастные.

Учитель: Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляются таблички: "Цвет", "яркие цвета", "контраст". Затем выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Такая композиция передает ощущение праздника? Нет? Почему?

- Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель: Давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен и силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель: Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доске таблички: "КОМПОЗИЦИЯ", "динамика", "ритм", " акценты", "пластика".

Что еще можно добавить в нашу композицию, чтобы показать что это карнавал? ( Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, элементы их украшения).

Учитель предлагает детям придумать образ - характер своей маски.

В графическом редакторе "Paint"помещена таблица, на которой схематически изображены 5 типов человеческих лиц. 4 клетки остались пустыми. Их и должны заполнить ученики. Представленные пять схем являются подсказкой: характерность требует не только изменений пропорций лиц по ширине и высоте (с этим дети уже знакомы), но и пропорций величин частей лица (высоты лба, расстояния от бровей до кончика носа, от него до подбородка), расположения рта, расстояния между глазами и т.д. Наконец, величин самих черт лица - глаз, бровей, носа, рта.

- Надо сделать такое лицо, которое подходит именно к твоему персонажу.

Практическая работа

Вводный инструктаж

  • Сообщение названия практической работы "Образ-характер своей маски"
  • Ознакомление с последовательностью выполнения.

Построение рамки.

- прямоугольник

Изображение маски (можно нарисовать одну, а остальные копировать).

Актуализация знаний.

Какие основные инструментальные возможности графического редактора "Paint" будем использовать:

Какие основные команды графического редактора "Paint" будем использовать:

"правка"- "копировать";

"правка" - "вставить";

"рисунок"- "отразить - повернуть".

Выбор палитры.

Закрепление материала

Самостоятельно записать в тетради последовательность выполнения работы над созданием маски-образа.

  • Рамка.
  • Изображение основы маски (копирование).
  • Передача пропорций величин частей лица.
  • Нанесение элементов украшения на маску.

Выбор палитры.

Проверка.

Устранение ошибок.

Просмотр и обсуждение работ учащихся. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы. Показ слайдов.

 

Вопросы.

Учитель: Почему выбраны именно эти элементы украшения? (Ученики обосновывают свой выбор).

А что еще можно добавить в композицию, чтобы показать, что это карнавал?

- Музыкальные инструменты.

Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка: "Отбор элементов изображения".

Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Идет презентация "Праздник в творчестве мастеров искусства", в которой используются репродукции произведений мастеров.

Учитель: Попробуем создать композицию "Карнавал" в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Самостоятельная работа учащихся:

Ученики создают коллаж "Карнавал", работая группами по 3-4 человека.

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

Рефлексия

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Что узнали нового?
  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  • Просмотр работ.
  • Выставление отметок в классный журнал.
  • Сообщение о теме следующего занятия.