Мы должны быть рабами законов, чтобы
быть свободными.
Цицерон.
Цели:
- Проверить усвоение теоретического материала, изучаемого в курсе "Право", способность применить полученные знания.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать логическое мышление: формировать находчивость, креативность.
Игра проходит в форме конкурса. В конкурсе участвуют учащиеся 9-х классов, (с каждого класса по 5 человек) Каждая команда имеет название и девиз. Конкурс начинается со знакомства команд. Ведущий знакомит с составом жюри. (Преподаватели истории школы)
Конкурс № 1 . Выполнение тестового задания. Отметьте один или несколько вариантов правильных ответов на вопрос:
1. Правила поведения, принятые высшим органом юридического лица, называются
а. Обычаи
б. Корпоративные нормы
в. Нормы морали
г. Религиозные нормы.
2. Какую отрасль права составляет совокупность норм права, регулирующих имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения.
а. Административное право
б. Гражданское право
в. Семейное право
г. Трудовое право
3. Президент РФ получает свои полномочия непосредственно от:
а. Народа
б. Центральной избирательной комиссии
в. Государственной думы.
4. Согласно конституции РФ Государственная Дума:
а. Решает вопрос о доверии правительству РФ
б. Участвует в формировании Счетной палаты
в. Отрешает Президента РФ от должности
г. Объявляет амнистию
д. назначает выборы президента РФ.
5. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности являются;
А.Федеральные службы
б. Федеральные агентства
в. Федеральные министерства
6. Осуществлять свою деятельность, адвокат вправе:
а. собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи
б. Отказаться от принятой на себя защиты в том случае, если он считает подзащитного виновным в совершении преступления
в. Опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией.
г. Беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине.
7. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:
а.30 часов в неделю
б. 35 часов в неделю
в. 40 часов в неделю
г. 48 часов в неделю
8. Органы ЗАГС регистрируют расторжение брака:
а. В день подачи заявления о расторжении брака
б. По истечении данного супругам срока на примирение
в. По истечении одного месяца со дня подачи заявления о расторжении брака
г . По истечении двух месяцев со дня подачи заявления о расторжении брака.
9. Муж не вправе возбудить дело о расторжении брака без согласия жены:
а. Во время беременности
б. В течение года после рождения ребенка
в. В течение трех лет после рождения ребенка
г. До достижения женой возраста 18 лет.
10. Расторгнутый судом брак считается прекращенным с момента:
а. Вынесения решения
б. Вступления решения суда в законную силу.
в. Государственной регистрации расторжения брак в органах ЗАГС
г. Получения свидетельства о расторжении в органах ЗАГЗ.
11. Согласие родителей ребенка на усыновление не требуется, если они:
а. Не достигли возраста 18 лет
б. Признаны судом ограниченно дееспособными
в. Признаны судом недееспособными
г. Ограничены судом родительских правах.
12. Право на алименты от супруга имеет:
а. Жена во всех случаях при расторжении брака.
б. Жена во всех случаях при признании брака недействительным.
в. Жена в период беременности и в течение одного года со дня рождения общего ребенка
г. Жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка.
13. Законный режим имущества супругов - это режим:
а. Совместной собственности
б. Долевой собственности
в. Раздельной собственности
г. Договорной собственности.
14. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении:
а. Российской Федерации.
б. Российской Федерации и ее субъектов.
в. Субъектов РФ и муниципальных образований
г. РФ, ее субъектов и муниципальных образований.
15. Опекунами и попечителями не могут быть назначены граждане:
а. Нетрудоспособные
б. Лишенные родительских прав.
в. Несовершеннолетние
г. Иностранные граждане.
16. В простой письменной форме должны совершаться:
а. Все сделки
б. Сделки между гражданами
в. Сделки с участием юридических \лиц
г. Сделки в случаях, предусмотренных законом.
17. Основной источник права в Романо-германской правовой системе:
а. правовой прецедент
б. доктрина
в. Правовой обычай.
г. Религиозные тексты
д. нормативно-правовой акт.
18. К органам местного самоуправления относятся:
а. сельский староста
б. участковый инспектор
в. Сельский сход
г. Уполномоченный президента
д. домовой комитет.
19. К признакам тоталитарного политического режима относятся:
а. Полный контроль над средствами массовой информации
б. Систематический массовый террор
в. Слияние партийного и государственного аппаратов
г. Децентрализация государственной власти
д. Нетерпимость к инакомыслию
е. Политическому контролю подлежит только политическая сфера общества
ж. Признание и осуществление принципа разделения властей.
20. Какие общественные институты не присущи первобытно-общинной формации:
а. государство
б. аппарат насилия
в. Налоги
г. Религия
д. принуждение
е. семья.
Ответы: 1-Б. 2- Б. 3- А. 4- А, Б, Г. 5- В, 6-А, В, Г. 7- В,8- В, 9- А, Б. 10- Б. 11-В, 12- Г, 13- А, 14- А, 15-Б, В, 16- В, Г. 17- Д, 18- А, В, Д. 19- А, Б, В, Д. 20- А, Б, В.
За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
2-й конкурс "Может - не может".
Время на выполнение задания 3 минуты. Необходимо подчеркнуть те действия, которые по закону имеет право совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
Действия:
Купить мотоцикл
Продать мотоцикл
Прогулять стипендию с друзьями
Заложить в ломбарде свои золотые сережки
Продать свой телефон
Открыть счет в банке
Зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
Заключить авторский договор на публикацию своих стихов и получить за это гонорар
Быть председателем аратского хозяйства
Вступить в брак
Работать по трудовому договору
Обучаться вождению автомобиля на дорогах.
Ответ: 1,3, 6, 7,8,9,11,12.
3-ий конкурс Разминка. Командам раздаются карточки с правовыми терминами, понятиями. Без подготовки необходимо дать определения терминов и понятий. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.
- Преступление.
- Закон.
- Право.
- Конституция.
- Дееспособность.
- Правоспособность.
- Сделки.
- Юридические факты.
4- й конкурс. " Мое - наше"
Командам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо за 2 минуты разложить эти карточки в две стопки: 1) имущество, являющееся совместной собственностью супругов ("наше"). 2) имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (" мое").
Карточки должны быть разложены следующим образом.
"Наше"
- доходы супруга от трудовой деятельности во время брака
- доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака
- гонорар за публикацию супругом во время брака книгу
- пенсия супруга во время брака
- пособие по уходу за ребенком во время брака
- доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака
- соболья шуба жены, приобретенная во время брака
- бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака.
" Мое"
- машина, приобретенная супругом до вступления в брак
- фирма супруга, основанная до вступления в брак
- телевизор, полученный супругом в подарок во время брака.
- дом, полученный по наследству во время брака
- электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака
- туфли супруга, приобретенные во время брака
- пальто супруга, приобретенное во время брака.
5-й конкурс "Детектив".
Перед командами разыгрывается сценка с участием комиссара Мегре. (Играют сценку учащиеся которые не участвуют в игре) На столе лежит газета. Время на обсуждение - 1 минута.
Сценка.
-Наконец-то вы пришли, господа! - воскликнул Бабье, увидев Мегре и Люкаса.- умоляю, освободите меня поскорее! Мои силы уже на исходе: какой-то негодяй ворвался ночью в квартиру, связал меня и похитил все драгоценности жены. О, бедняжка этого не перенесет! Правда мы застрахованы, но как хотелось бы, чтобы вы нашли все похищенное до ее приезда : Бедняжка:
- Однако давно уехала?- спросил Мегре.
- Вчера. : О, какой это будет для нее удар!
- Люкас, развяжи - буркнул Мегре. Освобожденный бабье стал взволнованно ходить по комнате.
- Это было ужасно! Представьте себе, комиссар мое положение.: Проходит час за часом - и никого, кто бы пришел на помощь! Рано утром я услышал, как почтальон просунул газету в дверную щель: Я крикнул ему, чтобы он позвонил в полицию. К счастью, он не забыл этого сделать:
Мегре осмотрелся, затем выбил трубку о каблук и угрюмо произнес:
- Вам известно, Бабье, что полагается за попытку обмануть страховую компанию? Наказание понесете не только вы, он и ваша жена, которая тщательно привязала вас к стулу.
Почему Мегре пришел к такому выводу?
Ответ: если бы почтальон просунул газету в дверную щель, она бы не оказалась на тумбочке у входа. Ситуация явно инсценирована.
6 конкурс - интеллектуальная разминка. Участникам задаются вопросы. Первыми отвечают те участники, которые быстрее всех подняли руку. За каждый правильный ответ -1 балл.
- То, с чего начинается детектив- (преступление)
- То, что нарушает преступник - (закон)
- Ручной портрет преступника- (отпечаток)
- Браслеты, не украшающие дам,- (наручники)
- Особо опасное лицо, грубо нарушающее закон-(преступник)
- Служебная овчарка с особым чутьем - (ищейка)
- Письменное официальное извещение с вызовом , приглашением куда-либо.- (повестка)
- Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо , измышлений . (Клевета)
- Автор, скрывающий свое имя. (Аноним).
7-ой конкурс. Загадочные истории.
Командам предлагается определить известные детские произведения. Первой отвечает та команда, участники которой быстрее других подняли руки.
В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом. Какая мерка использовалась? (Золушку; туфелька).
Фермер вырастил на участке рекордный урожай, он не смог справиться с уборкой и пригласил еще 5 работников? Кто они? (бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)
Некая высокопоставленная особа, женщина, выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживляет при помощи своего жениха. Чем же отравили девушку? (яблоком).
Два брата из ревности губят друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице и ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был наказан. Кем? (Золотым петухом).
За верный ответ -2 балла.
Конкурс капитанов. Расшифруйте аббревиатуру.
МККК-
ПБОЮЛ-
ФГУП-
ООН-
КоАП-
ВС РФ-
ТК РФ-
ФЗ-
Ответ:
МККК - международный комитет Красного креста.
ПБОЮЛ - Предприниматель без образования юридического лица.
ФГУП - Федеральное государственное унитарное предприятие.
ООН- Организация Объединенных Наций.
КоАП - кодекс об административных правонарушениях.
ВС РФ - верховный суд Российской федерации.
ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.
ФЗ - Федеральный закон.
Слово жюри. Награждение команд.
Литература:
- Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. - М; Дрофа, 2000.
- Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь.- М: Дрофа, 1998.
- Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: практичесое пособие/ Авт - сост. Л.Г Ивлиева; под ред В.Г. Паршиной. М. 2006.
- Профильное образование. Элективные курсы. Правоведение. 9 класс.В6 2007.
- Экономика и право, №2.2006. № 6. 2005.
- Королькова Е.С и др. Правовой справочник. М. 2001.
- Когда заканчиваются уроки. Г.В. Погорелова и др. В.2008.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.