Урок-зачет в 4-м классе

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Проверить знание учащихся сказок А.С. Пушкина, умение их инсценировать и выразительно читать.
  • Развивать память, речь, умение работать в группах.
  • Воспитание толерантности у детей.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • цитата поэта "Что за прелесть эти сказки!";
  • рисунки детей;
  • книги А.С. Пушкина;
  • таблица с буквами.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Посмотрите на доску. Какой теме будет посвящен урок внеклассного чтения? (А.С. Пушкину)

На уроке вы будете работать в группах. Жюри, в состав которого входит наш школьный библиотекарь, будет оценивать работу каждой группы. Старайтесь работать дружно и активно.

Глядя на ваши рисунки, я вспоминаю стихотворение, посвященное А.С. Пушкину:

Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном,
И море синюю, и пену:
И рыбку золотую в нем:
И три девицы пряжу пряли:
По морю плавал царь Гвидон,
И поп с Балдою выясняли, кому и как менять закон:

(При цитировании стихотворения под соответствующие строки "пролистываются" слайды презентации со 2 по 6. Приложение 1)

Давайте вспомним эти сказки. Дома вы готовили открытки из понравившихся сказок Пушкина. Пожалуйста!

Показ сценок с помощью кукол и кукольного театра.

Выступление каждой группы оценивает другая группа (по 5-ти бальной системе).

Продолжаем. Вспомните, какие животные, птицы, насекомые, рыбы встретились вам в сказках А.С. Пушкина. Аукцион начали. (Та группа, которая выскажется последней, получит 5 баллов). (Белка, комар, муха, шмель, лебедь, коршун, пес, кот, петушок, золотая рыбка).

А теперь смотрите на экран. На этой таблице букв спрятались слова из сказки А. Пушкина "О рыбаке и рыбке". Слова могут располагаться как по горизонтали, так и по вертикали. За каждое слово - 1 балл. Слова каждая группа записывает на листке. (Слайд 7.) (Таблица для работы групп прилагается. Приложение 2)

Взаимопроверка. (Слайд 8.)

А теперь давайте проведем тест, который сможет проверить, внимательно ли вы читали сказки. Ответы на листочках. С последующей взаимопроверкой (Слайд 9.).

Сколько лет прожил старик со старухой? (33 года)

Сколько сыновей было у царя Дадона? (2)

Кого спрашивал Елисей о своей невесте? (Солнце, месяц, ветер)

Как звали собаку в сказке "О мертвой царевне и 7 богатырях"? (Соколко)

Место, в которое петушок клюнул царя? (Темя)

Рост новорожденного сына царя Салтана? (Аршин - 71 см)

Чем угрожала злая царевна Чернавке? (Рогаткой)

О каком времени года идет речь в начале сказки "О мертвой царевне и 7 богатырях"? (О зиме)

Какая сказка Пушкина заканчивается так: "Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок"? (Сказка о золотом петушке)

В какую птицу превратился злой чародей из сказки "О царе Салтане"? (В коршуна)

Как назывался экипаж, в котором ехал Дадон с шамаханской царицей? (Колесница)

Какими профессиями, по мнению попа, должен владеть нанимаемый работник? (Повар, конюх, плотник)

На экране вы видите кадры из немого мультфильма. (Слайд 10.) Каждой группе по 3 кадра. Ваша задача - подписать под ними текст. Если это будут слова из стихотворения Пушкина, которые соответствуют иллюстрации, вы заработаете по 3 балла за каждый кадр, а если простое предложение - 1 балл. (Картинки прилагаются. Приложение 3)

Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам восстановить цитату из сказки Пушкина. (Слайд 11.) (Прилагается печатный вариант дополнительно. Приложение 4)

Жюри называет, сколько баллов набрала каждая группа. (В это время на экране Слайд 12 презентации.)

Итоги:

47-42 балла - "5"

41-35 баллов - "4"

34-25 баллов - "3"

Менее 25 баллов - "2"

Можете выставить себе оценки.

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.

А.С. Пушкин жил более 170 лет назад, а его сказки живут и ныне.

А что дало вам знакомство с этими замечательными сказками?

Итог урока