Структура и особенности жанра "Народный анекдот. Притча"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомиться с особенностями жанра "Народный анекдот. Притча" и структурой жанра.

Задачи:

  • развитие умение находить ведущий уровень жанра;
  • формирование представления о народном анекдоте, притче;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие речи;
  • повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной школьной доски(SMART BOARD);
  • совершенствование навыков работы со SMART BOARD;
  • развитие творческой активности.

Тип урока: постановка учебной задачи

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.

Методы:

  • исследовательский;
  • словесный;
  • практический;
  • информационный;

Планируемый результат: составление характеристики жанра "Народный анекдот. Притча", составление Книги притч.

Оборудование урока:

  • учебник;
  • задания для повторения (SMART BOARD;
  • задания для работы в группах (определение особенностей жанра)
  • мультимедийная установка (компьютер, 1 проектор, интерактивная доска SMART BOARD)
  • индивидуальные карточки;
  • памятки работы с текстом.

План урока:

Этапы урока Приемы и методы Время

(мин)

I этап: постановка и принятие учебной задачи

1. Организационный момент Слайд - презентация (SMART BOARD) (Приложение 1), графическая модель 1 мин
2. Рефлексия Задания в программе Notebook

Повторение малых жанров УНТ (Приложение 2)

4 мин
3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи. Инсценирование русской народной сказки "Горшок" 2-3 мин

II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /

4. Формирование способов работы в позиции "Теоретик" Слайд - презентация (SMART BOARD) (Приложение 3)

Работа в группах. Доказательство текстом.

Задания в программе Notebook

(использование интерактивной доски); работа в тетрадях.

15 мин

III этап: Контроль и оценка

5. Практический выход

Определение особенностей жанра "Притча".

Использование интерактивной доски, работа по определению особенностей жанра и структуры жанра.

Акцентное вычитывание, доказательство текстом.

Графическое моделирование.

6 мин
6. Групповая работа (результат работы в группах) Задания в программе Notebook

Доказательство текстом.

10 мин
7. Подведение итогов. Домашнее задание. учебник 2 мин

Ход урока

Вступительное слово учителя

1. Организационный момент

Прочитайте девиз нашего урока: "Смекалка - дороже богатства"

2. Рефлексия

У. - Ребята, какой раздел литературы мы сейчас изучаем?

Д. - Устное народное творчество.

У. - Какие жанры мы уже изучили и даже сами сочиняли?

Д. - Потешки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы.

У. - Я предлагаю решить вам решить литературную задачу: выбрать только жанры УНТ.

(Дети классифицируют жанры на ИД)

3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи.

Инсценирование русской народной сказки "Горшок"

Задание зрителям: посмотреть сказку и определить, удалось ли актерам передать характер героев.

Понравилась ли вам постановка? Какой характер получился у героев? Как сыграл каждый из актеров? Какой урок вы вынесли из сказки?

У. - А теперь послушайте еще одно произведение. (Литературное чтение, с.86, читает один ученик, остальные слушают)

Д. - Похоже на бытовую сказку.

У. - Кто главный герой? (Хаджа Насреддин) Посмотрите отрывок из художественного фильма "Хаджа Насреддин в Бухаре" и расскажите о характере Хаджи.

Демонстрация фильма.

У. Хаджа Насреддин является героем турецких народных анекдотов. Что обозначает слово "анекдот"? Найдите значение в толковом словаре. (Короткий юмористический рассказ о смешном происшествии). Что обозначает слово "хаджа"?

Физкультминутка

Я вам прочитаю еще один анекдот, а вы послушайте. (Литературное чтение, с.87, "Это - вода от воды, в которой варился заячий суп"). Сегодня мы начнем изучать, как построены произведения еще одного жанра устного народного творчества - притча. Как вы думаете, зачем надо знать все его особенности?

Д. - Затем, чтобы самим потом сочинять произведения в этом жанре, как мы сочиняли потешки, считалки и т. д. Нам это нравится.

4. Формирование способов работы в позиции "Теоретик"

У. -Прочитайте текст самостоятельно по цепочке. Подумайте, какие черты характера проявились у Хаджи в данном анекдоте?

Д. - терпеливый, добрый, вежливый, находчивый (доказывают текстом).

У. - Значит перед нами опять такой жанр, который с одной стороны - учит, а с другой стороны - учит интересно. Вспомните девиз урока.

Д. - Смекалка - дороже богатства.

У. - Попробуем определить структуру жанра "народный анекдот".

У. - Давайте заполним таблицу в тетрадях. На какой вид сказки похож анекдот? (бытовая сказка, рассказ)

5. Работа в группах.

Давайте повторим правила работы в группе.

Д. - Правила работы в группах:

  1. Распределить роли;
  2. Выбрать хранителя времени;
  3. Работать дружно;
  4. Выслушать все варианты ответов;
  5. Оценивать ответы товарищей (+,-)

У. - Вам предстоит узнать, особенности языковых средств жанра "Народный анекдот". Прочитайте притчу и выберите признаки.

Все работы вывешиваются на доску. Анализ проделанной работы.

Для выбора представляется ряд слов: активность, нежность, юмор, простота, остроумие, краткость, доброта, грубость, поучительность.

6. Практический выход

Уровни Бытовая сказка Анекдот, притча
Задача жанра высмеять отрицательные черты героя Через комичность ситуации высмеять отрицательные черты героя или рассмешить слушателя.
Картина жизни реальная, бытовая реальная, бытовая
Построение КЖ Завязка, вершина действия, развязка Завязка, вершина действия, развязка? В анекдоте концовка комична, слушателю предстоит догадаться, чем закончиться действие.
Особенности предложения и слов. Просторечные слова. Просторечные слова. Краткие выражения. Остроумные высказывания

У. - Анекдоты возникли в глубокой древности. Как отличить анекдоты от бытовой сказки не решено до сих пор. Некоторые ученые считают, что надо объединить такие рассказы в особый вид сказок, но эта точка зрения разделяется не всеми учеными.

Домашнее задание. Прочитать еще один анекдот о Хадже на с.87. Определить, в чем комичность ситуации и характер героя.

7. Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке? В чем особенности народных анекдотов? Таблица "Схема жанра"

Возвращение к девизу урока. Оценивание.