Цель: познакомиться с особенностями жанра "Народный анекдот. Притча" и структурой жанра.
Задачи:
- развитие умение находить ведущий уровень жанра;
- формирование представления о народном анекдоте, притче;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие речи;
- повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной школьной доски(SMART BOARD);
- совершенствование навыков работы со SMART BOARD;
- развитие творческой активности.
Тип урока: постановка учебной задачи
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.
Методы:
- исследовательский;
- словесный;
- практический;
- информационный;
Планируемый результат: составление характеристики жанра "Народный анекдот. Притча", составление Книги притч.
Оборудование урока:
- учебник;
- задания для повторения (SMART BOARD;
- задания для работы в группах (определение особенностей жанра)
- мультимедийная установка (компьютер, 1 проектор, интерактивная доска SMART BOARD)
- индивидуальные карточки;
- памятки работы с текстом.
План урока:
№ | Этапы урока | Приемы и методы | Время (мин) |
I этап: постановка и принятие учебной задачи |
|||
1. | Организационный момент | Слайд - презентация (SMART BOARD) (Приложение 1), графическая модель | 1 мин |
2. | Рефлексия | Задания в программе Notebook Повторение малых жанров УНТ (Приложение 2) |
4 мин |
3. | Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи. | Инсценирование русской народной сказки "Горшок" | 2-3 мин |
II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи / |
|||
4. | Формирование способов работы в позиции "Теоретик" | Слайд - презентация (SMART BOARD) (Приложение
3) Работа в группах. Доказательство текстом. Задания в программе Notebook (использование интерактивной доски); работа в тетрадях. |
15 мин |
III этап: Контроль и оценка |
|||
5. | Практический выход Определение особенностей жанра "Притча". |
Использование интерактивной доски,
работа по определению особенностей жанра и
структуры жанра. Акцентное вычитывание, доказательство текстом. Графическое моделирование. |
6 мин |
6. | Групповая работа (результат работы в группах) | Задания в программе Notebook Доказательство текстом. |
10 мин |
7. | Подведение итогов. Домашнее задание. | учебник | 2 мин |
Ход урока
Вступительное слово учителя
1. Организационный момент
Прочитайте девиз нашего урока: "Смекалка - дороже богатства"
2. Рефлексия
У. - Ребята, какой раздел литературы мы сейчас изучаем?
Д. - Устное народное творчество.
У. - Какие жанры мы уже изучили и даже сами сочиняли?
Д. - Потешки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы.
У. - Я предлагаю решить вам решить литературную задачу: выбрать только жанры УНТ.
(Дети классифицируют жанры на ИД)
3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи.
Инсценирование русской народной сказки "Горшок"
Задание зрителям: посмотреть сказку и определить, удалось ли актерам передать характер героев.
Понравилась ли вам постановка? Какой характер получился у героев? Как сыграл каждый из актеров? Какой урок вы вынесли из сказки?
У. - А теперь послушайте еще одно произведение. (Литературное чтение, с.86, читает один ученик, остальные слушают)
Д. - Похоже на бытовую сказку.
У. - Кто главный герой? (Хаджа Насреддин) Посмотрите отрывок из художественного фильма "Хаджа Насреддин в Бухаре" и расскажите о характере Хаджи.
Демонстрация фильма.
У. Хаджа Насреддин является героем турецких народных анекдотов. Что обозначает слово "анекдот"? Найдите значение в толковом словаре. (Короткий юмористический рассказ о смешном происшествии). Что обозначает слово "хаджа"?
Физкультминутка
Я вам прочитаю еще один анекдот, а вы послушайте. (Литературное чтение, с.87, "Это - вода от воды, в которой варился заячий суп"). Сегодня мы начнем изучать, как построены произведения еще одного жанра устного народного творчества - притча. Как вы думаете, зачем надо знать все его особенности?
Д. - Затем, чтобы самим потом сочинять произведения в этом жанре, как мы сочиняли потешки, считалки и т. д. Нам это нравится.
4. Формирование способов работы в позиции "Теоретик"
У. -Прочитайте текст самостоятельно по цепочке. Подумайте, какие черты характера проявились у Хаджи в данном анекдоте?
Д. - терпеливый, добрый, вежливый, находчивый (доказывают текстом).
У. - Значит перед нами опять такой жанр, который с одной стороны - учит, а с другой стороны - учит интересно. Вспомните девиз урока.
Д. - Смекалка - дороже богатства.
У. - Попробуем определить структуру жанра "народный анекдот".
У. - Давайте заполним таблицу в тетрадях. На какой вид сказки похож анекдот? (бытовая сказка, рассказ)
5. Работа в группах.
Давайте повторим правила работы в группе.
Д. - Правила работы в группах:
- Распределить роли;
- Выбрать хранителя времени;
- Работать дружно;
- Выслушать все варианты ответов;
- Оценивать ответы товарищей (+,-)
У. - Вам предстоит узнать, особенности языковых средств жанра "Народный анекдот". Прочитайте притчу и выберите признаки.
Все работы вывешиваются на доску. Анализ проделанной работы.
Для выбора представляется ряд слов: активность, нежность, юмор, простота, остроумие, краткость, доброта, грубость, поучительность.
6. Практический выход
Уровни | Бытовая сказка | Анекдот, притча |
Задача жанра | высмеять отрицательные черты героя | Через комичность ситуации высмеять отрицательные черты героя или рассмешить слушателя. |
Картина жизни | реальная, бытовая | реальная, бытовая |
Построение КЖ | Завязка, вершина действия, развязка | Завязка, вершина действия, развязка? В анекдоте концовка комична, слушателю предстоит догадаться, чем закончиться действие. |
Особенности предложения и слов. | Просторечные слова. | Просторечные слова. Краткие выражения. Остроумные высказывания |
У. - Анекдоты возникли в глубокой древности. Как отличить анекдоты от бытовой сказки не решено до сих пор. Некоторые ученые считают, что надо объединить такие рассказы в особый вид сказок, но эта точка зрения разделяется не всеми учеными.
Домашнее задание. Прочитать еще один анекдот о Хадже на с.87. Определить, в чем комичность ситуации и характер героя.
7. Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке? В чем особенности народных анекдотов? Таблица "Схема жанра"
Возвращение к девизу урока. Оценивание.