Образование имён прилагательных в английском языке

Разделы: Иностранные языки


Цель работы: подготовить учащихся к выполнению заданий Раздела 4. Грамматика и лексика ЕГЭ, связанных со словообразованием в английском языке.

Задачи работы: в ходе выполнения заданий изучить способы образования прилагательных и запомнить как можно больше прилагательных.

Суффиксы:

-able:

Возможность

Употребляется в прилагательных образованных от глаголов. Прилагательные, образованные таким способом, означают непосредственное воздействие процессов, описываемых соответствующими глаголами.

Пример:

  • noticeable - приметный
  • manageable - выполнимый

Наличие определенных качеств

Употребляется в прилагательных, образованных от существительных, для описания качеств или свойств одушевленных или неодушевленных предметов, выраженных таким существительным.

Пример:

  • comfortable - комфортный
  • suitable - подходящий

-ful:

Обозначение качеств и свойств

Употребляется для образования прилагательных от существительных, указывающих на особые свойства или качества. Прилагательные, образованные таким способом, подчеркивают, что какой-либо одушевленный или неодушевленный предмет обладает ярко выраженными соответствующими качествами или свойствами.

Пример:

  • beautiful - прекрасный
  • сheerful - радостный

-ic:

Употребляется для образования прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные подобным способом, описывают качества, связанные с предметами, явлениями или понятиями, выраженными исходными существительными.

Пример:

  • acrobatic - акробатический
  • gymnastic - гимнастический

Также употребляется в данном значении при образовании новых слов от существительных, оканчивающихся на "-ist" и обозначающих людей.

Пример:

  • anarchistic - анархический
  • optimistic - оптимистичный

-ive:

Встречается во многих прилагательных, часть из которых образована от устаревших основ, редко употребляющихся в современном английском языке.

Пример:

  • active - деятельный, эффективный
  • attractive - заманчивый, привлекательный

-ant:

Употребляется в прилагательных, образованных от основ, которые редко встречаются в современном английском языке.

Пример:

  • elegant - изысканный, элегантный
  • dominant - господствующий, доминирующий

-ible:

Употребляется для образования прилагательных от глаголов. Прилагательные, образованные таким способом, описывают качества, благодаря которым действие, выраженное исходным глаголом, может быть осуществлено.

Пример:

  • resistible - отразимый
  • accessible - доступный, достижимый

Существуют много прилагательных, оканчивающихся на -ible, образованных от основ, не имеющих широкого распространения в современном английском.

Пример:

  • horrible - жуткий, страшный
  • edible - съедобный, годный в пищу

-ish:

Указание на слабовыраженное качество или свойство:

Употребляется для образования новых прилагательных от уже существующих в языке. Прилагательные, образованные таким способом, указывают на наличие определенного качества или свойства, но в гораздо меньшей степени, чем это качество или свойство было присуще исходным понятием. Обратите внимание, что слова, образованные таким способом, свойственны обиходной, разговорной речи и употребляется в неформальной обстановке.

Пример:

  • darkish - довольно темный, темноватый
  • youngish - моложавый

Обозначение сходства людей или предметов:

Употребляется для образования прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные таким способом, указывают на определенное сходство людей или предметов.

Пример:

  • childish - детский, юный, глупый, ребяческий
  • womanish - женоподобный, женский

-ly:

Употребляется для образования прилагательных от существительных и иногда от прилагательных. Слова, образованные таким способом, указывают на одушевленный или неодушевленный предмет, который обладает качеством или свойством, присущим исходному слову.

Пример:

  • costly - дорогой, дорогостоящий
  • southerly - южный, направленный на юг.

-ous:

Употребляется для образования прилагательных, обозначающих признаки одушевленных и неодушевленных предметов, наделенных характерными качествами.

Пример:

  • adventurous - безрассудно смелый, авантюрного склада
  • nervous - нервный, раздражительный

-al:

Употребляется для образования прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные таким способом, описывают свойства предметов и имеют значение, которое выражено соответствующим существительным.

Пример:

  • classical - классический, традиционный
  • continental - континентальный

Префиксы:

un-:

Употребление с прилагательными:

Употребляется для образования новых прилагательных от уже имеющихся в языке. Слова, образованные таким способом, указывают на наличие противоположного качества по отношению к понятиям, выраженным исходными словами.

Пример:

  • unable - неспособный
  • unemployed - безработный

Употребление с причастиями:

Употребляется для образования прилагательных от причастий для описания действий, которые не произошли до настоящего времени.

Пример:

  • unharmed - невредимый, неповрежденный.
  • unpainted - непокрашенный, неокрашенный

in-, ir-, il-, im-:

Употребляются для образования новых прилагательных от имеющихся в языке прилагательных, связанных с ними. Слова, образованные подобным способом, несут значение, противоположное тому, которое выражено исходными прилагательными.

Пример:

  • illegal - незаконный
  • impossible - невозможный
  • incapable - неспособный, неквалифицированный
  • irregular - неправильный

dis-:

Указание на противоположное состояние, отношение или качество:

Употребляется для образования новых прилагательных от уже имеющихся в языке. Слова, образованные таким способом, описывают состояние, характеристику или качество, противоположные выраженным исходным прилагательным.

Пример:

  • discomfort - неудобный
  • dishonest - нечестный, непорядочный

Литература:

  1.  "English grammar" Т.Ю. Дроздова. А.И. Берестова, В.Г. Маилова.
  2. "Macmillan essential dictionary" Michael Rundell, Gwyneth Fox.
  3. "Английский язык: тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.

Приложение.