Цель работы: подготовить учащихся к выполнению заданий Раздела 4. Грамматика и лексика ЕГЭ, связанных со словообразованием в английском языке.
Задачи работы: в ходе выполнения заданий изучить способы образования прилагательных и запомнить как можно больше прилагательных.
Суффиксы:
-able:
Возможность
Употребляется в прилагательных образованных от глаголов. Прилагательные, образованные таким способом, означают непосредственное воздействие процессов, описываемых соответствующими глаголами.
Пример:
- noticeable - приметный
- manageable - выполнимый
Наличие определенных качеств
Употребляется в прилагательных, образованных от существительных, для описания качеств или свойств одушевленных или неодушевленных предметов, выраженных таким существительным.
Пример:
- comfortable - комфортный
- suitable - подходящий
-ful:
Обозначение качеств и свойств
Употребляется для образования прилагательных от существительных, указывающих на особые свойства или качества. Прилагательные, образованные таким способом, подчеркивают, что какой-либо одушевленный или неодушевленный предмет обладает ярко выраженными соответствующими качествами или свойствами.
Пример:
- beautiful - прекрасный
- сheerful - радостный
-ic:
Употребляется для образования прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные подобным способом, описывают качества, связанные с предметами, явлениями или понятиями, выраженными исходными существительными.
Пример:
- acrobatic - акробатический
- gymnastic - гимнастический
Также употребляется в данном значении при образовании новых слов от существительных, оканчивающихся на "-ist" и обозначающих людей.
Пример:
- anarchistic - анархический
- optimistic - оптимистичный
-ive:
Встречается во многих прилагательных, часть из которых образована от устаревших основ, редко употребляющихся в современном английском языке.
Пример:
- active - деятельный, эффективный
- attractive - заманчивый, привлекательный
-ant:
Употребляется в прилагательных, образованных от основ, которые редко встречаются в современном английском языке.
Пример:
- elegant - изысканный, элегантный
- dominant - господствующий, доминирующий
-ible:
Употребляется для образования прилагательных от глаголов. Прилагательные, образованные таким способом, описывают качества, благодаря которым действие, выраженное исходным глаголом, может быть осуществлено.
Пример:
- resistible - отразимый
- accessible - доступный, достижимый
Существуют много прилагательных, оканчивающихся на -ible, образованных от основ, не имеющих широкого распространения в современном английском.
Пример:
- horrible - жуткий, страшный
- edible - съедобный, годный в пищу
-ish:
Указание на слабовыраженное качество или свойство:
Употребляется для образования новых прилагательных от уже существующих в языке. Прилагательные, образованные таким способом, указывают на наличие определенного качества или свойства, но в гораздо меньшей степени, чем это качество или свойство было присуще исходным понятием. Обратите внимание, что слова, образованные таким способом, свойственны обиходной, разговорной речи и употребляется в неформальной обстановке.
Пример:
- darkish - довольно темный, темноватый
- youngish - моложавый
Обозначение сходства людей или предметов:
Употребляется для образования прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные таким способом, указывают на определенное сходство людей или предметов.
Пример:
- childish - детский, юный, глупый, ребяческий
- womanish - женоподобный, женский
-ly:
Употребляется для образования прилагательных от существительных и иногда от прилагательных. Слова, образованные таким способом, указывают на одушевленный или неодушевленный предмет, который обладает качеством или свойством, присущим исходному слову.
Пример:
- costly - дорогой, дорогостоящий
- southerly - южный, направленный на юг.
-ous:
Употребляется для образования прилагательных, обозначающих признаки одушевленных и неодушевленных предметов, наделенных характерными качествами.
Пример:
- adventurous - безрассудно смелый, авантюрного склада
- nervous - нервный, раздражительный
-al:
Употребляется для образования прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные таким способом, описывают свойства предметов и имеют значение, которое выражено соответствующим существительным.
Пример:
- classical - классический, традиционный
- continental - континентальный
Префиксы:
un-:
Употребление с прилагательными:
Употребляется для образования новых прилагательных от уже имеющихся в языке. Слова, образованные таким способом, указывают на наличие противоположного качества по отношению к понятиям, выраженным исходными словами.
Пример:
- unable - неспособный
- unemployed - безработный
Употребление с причастиями:
Употребляется для образования прилагательных от причастий для описания действий, которые не произошли до настоящего времени.
Пример:
- unharmed - невредимый, неповрежденный.
- unpainted - непокрашенный, неокрашенный
in-, ir-, il-, im-:
Употребляются для образования новых прилагательных от имеющихся в языке прилагательных, связанных с ними. Слова, образованные подобным способом, несут значение, противоположное тому, которое выражено исходными прилагательными.
Пример:
- illegal - незаконный
- impossible - невозможный
- incapable - неспособный, неквалифицированный
- irregular - неправильный
dis-:
Указание на противоположное состояние, отношение или качество:
Употребляется для образования новых прилагательных от уже имеющихся в языке. Слова, образованные таким способом, описывают состояние, характеристику или качество, противоположные выраженным исходным прилагательным.
Пример:
- discomfort - неудобный
- dishonest - нечестный, непорядочный
Литература:
- "English grammar" Т.Ю. Дроздова. А.И. Берестова, В.Г. Маилова.
- "Macmillan essential dictionary" Michael Rundell, Gwyneth Fox.
- "Английский язык: тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.