Закрепление изученного материала по развитию орфографической зоркости

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  • Формировать орфографическую зоркость учащихся.Развивать навыки употребление изученных орфограмм на письме и речи.
  • Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе, пополнение словарного запаса.
  • Воспитывать любовь к родному языку .Развивать творческие способности у учащихся.

Оборудование: герои русской народной сказки "Колобок", деревья, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Орг.момент.

Ребята, сегодня мы проведем необычный урок -урок путешествия по Стране Грамматики.А с кем мы будем путешествовать вы узнаете, разгадав загадку.

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
А зовется:. (колобок)

Правильно, мы будем путешествовать с героями русских народных сказки "Колобок".В пути мы встретимся не только с этими героями, нам предстоит выполнить множество заданий. Во время путешествия нам необходимо багаж- это наши знания, умения и навыки. Итак, ребята, в путь!

Жили-были дед да баба. Вот однажды просит старик -" Испеки - ка мне, старая колобка.

Старуха по амбарам помела, по сусекам поскребла и испекла колобка. Положила его на окошко студить, а он прыг- да и был таков. Покатился колобок, докатился до калитки, а она закрыта.Чтоб калитку открыть, нужно разгадать загадки, а отгадки будут словарные слова.

Колобок в школе не учился, грамоты не знает, поможем ему! Вам нужно будет записать отгадки, выделить орфограммы и поставить ударение. Откройте тетради, запишите число и месяц нашего путешествия.

Загадки

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадает :: (календарь)

Москва красою славится,
Из года в год растет,
Москву зовет красавицей
Великий наш: (народ)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба крошка: (месяц)

Вьется лента через лес
И доходит до небес: (дорога)

Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней!
Обувь носит из резины
И зовут её : (машина)

Через поле напрямик
Скачет белый воротник: (заяц)

Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается:.(собака)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая: (сорока)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос:(медведь)

Красненька Матрешка ,
Беленько сердечко: (малина)

На доске:- календарь, народ, месяц, дорога, машина, заяц, собака, сорока, медведь, малина.

- Ребята, чему мы сейчас учились?

Отворилась калитка, и покатился колобок в Страну Знаний.

Катится-катится колобок, докатился до Чащи предложений - никого нет, испугался, растерялся и тут навстречу Заяц -колобок-колобок я тебя съем ,не ешь меня, я тебе пригожусь. Но тогда помоги мне справится с заданием. Задумался колобок.: Поможем Колобку???

На доске: В лесу

Хорошо в лесу! высокие сосны развесили иглистые вершины, над лесом светит ласковое солнышко, а тебе нравится в лесу?

- Что перед вами записано? (текст)

- Что такое текст? (всякая записанная речь)

- Какие бывают по цели высказывания предложения(предложения)

- Чего не хватает в тексте? (границ предложения)

- Прочитайте, постарайтесь выделить голосом каждое предложения - Как можно озаглавить? (открываю)

Кто пойдет к доске и определит границу первого предложения

- 2-го? Кто желает найти?

- Запишите второе предложение, выделите главные члены предложения укажите над каждым словом часть речи. (по составу: развесили

Молодцы ребята, справились с заданием, выручили колобка.

Выбрались мы вместе с колобом из Части предложений. Распрощался з с колобком и покатился колобок дальше. Чему учились? (работать с текстом , определить границы)

Физминутка

Кажется колобок прямо к Цветочной безударной поляне

А на встречу к нему медведь , и тоже любознательный. Он к вам с вопросом-

- как проверить безударную гласную в корне слова? правило!

- ученик:

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!
Если гласный вызвал сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.

Правило-правилом, давайте докажем, что не только знаем его, но и умеем употреблять в русском языке.

У каждого на парте картиночки упр. 1

Покажем свои умения находить безударную гласную в корне слова.

Упр. 1

Прочитайте. Исключите в цепочках лишнее слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.

  • тяжелый, прямой, веселый, глядит
  • морской, садовый, спортивный, холодный
  • светлячок, лесной, кричать, снеговик
  • удивление, лечить, сидел, свистел
  • звезда, весло, ведро, спешить

Над какой орфограммой в словах вы работали? Молодцы, помогли колобку, отпустил медведь колобка и покатился дальше к болоту, а там Серый Волк на кочках в болоте застрял, прости помощи у колобка, тонуть не хочет. А кочки глухие и звонкие. Поможем.!

- Как проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова?

Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяем, Слово смело изменяем Зуб на зубы, лед на льде - Будешь грамотным и ты Звук согласный проверяй. Рядом гласный подставляем

Упр. 2

Укажите слова в след. Последовательности : проверяемое, проверяемое, проверочное,

дубок (3), дубки (2), дуб (1) 2) зубки (2), зуб (1), зубок (3), 3) колос (1), колоски(2), колосок(3). 4) сторож(1), сторожит (3), сторожка(2), голубь (1), голубок (3), голубка (2)

С этим заданием вы справились! Но серый волк опять предлагает выполнить задание. Поможем волку перебраться с кочки на кочку. На доске- Корень - окончание, корень-суффикс-окончание, приставка- корень-суффикс-окончание.

Упр. 3

Распределить слова по группам в соответствии со схемами. Вставить пропущенные буквы.

Волк не хочет опускать, предлагает - дубки ( написать единицу над словом) - чему учились у болота Распрощался волк с колобком, покатился дальше. А на пути Река Граматейка, чтобы её перейти нужно задание выполнить. А колобок грамоты не знает. Поможем? Что нужно знать в написание данного слова---- одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Докажите по 1 уч-ку у доски. На доске: Мальчик полоскал собаку . Все спустились с горы, а Витя все слизал Мама отварила дверь.

Ребята, что посоветуем колобку ? -ходить в школу! Чтобы правильно написать, что должны знать?? (смысл)

Вот мы перешли через реку . Наконец мы добрались до игровой поляны там Рыжая Плутовка предлагает поиграть в игру "Молчанка".

1 ряд

Клюв, земля, голодные, прибежал, травка, след, удивлять, спешить, лодка.

2 ряд

Друг, поля, цветные, зеленеет, травка, круг, обозначать, выбегать, ножка.

Молодцы! С этим заданием вы справились, но лиса не отпускает колобка, она думает, что у нас легкое задание было. Она предлагает разгадать ребусы, и тем самым мы можем спасти колобка. Среди разгаданных ребусов спряталось слово! Какое? (молодцы)

Жаль лиса колобка, да делать нечего. С вашей помощью ребята ,справился он с последним препятствием. Мы сумели спасти его. Тише! У колобка к вам вопрос. Какой приближается праздник? (Н.Г)

Д/З. В поздравлении будет присутствовать словарные слова, вы должны внимательно слушать, а дома написать 3-4 предложения с этими словами .

Итог урока.

Какие правила вспоминали? Вы должны знать хорошо эти правила, и чтобы как наши герои не заблудились в Стране Знаний.

Поздравление

С Новым годом вас, с удачей,
От которой все судачат.
Огород пусть озадачит
Небывалым урожаем
Плодоносит сад на даче-
Мы бывать там обожаем!
Пусть противные жуки не едят картошку,
Пусть капусту не грызут
Гусеницы- мошки,
Счастья вам, нашим гостям,
Не одно лукошко!