Урок русского языка "Путешествие в страну Лингвинию" (Фонетика. Графика. Орфоэпия)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии.
  • Отработать навыки произношения.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: карта Лингвинии (на доске), мультимедийная система, презентация.

Ход урока

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок: мы отправимся в путешествие по стране - Лингвинии.

Для этого нужна специальная подготовка, чтобы выдержать трудные испытания на нашем пути:

Речевая разминка.

1) Дыхание "Первый этаж:".

2) Артразминка "Колечко", "Хоботок", "Проколю щёку".

3) Скороговорка "Убил бобра, но :"

Теперь мы готовы начать путешествие. Приведём свои документы в порядок: запишем число, классная работа, тема. Чтобы попасть в эту удивительную страну, надо произнести волшебные слова о нашем языке. (Ученик произносит высказывание о русском языке).

Актуализация знаний

Вот мы и в сказочной стране. (Дети рассматривают карту страны Лингвинии). Посмотрите, как велика Лингвиния, сколько княжеств предстоит исследовать! Но мы уже сделали первые шаги: открыли триединое княжество Орфоэпия. Фонетика, Графика. Сегодня все наши знания и умения мы сможем применить для того, чтобы дойти до намеченной цели: найти заветный документ. Идти будем 3 экспедициями. Чья экспедиция быстрее доберётся, та и получит свиток. За каждый правильный ответ - звёздочка.

Слайд 1:

Перед нами первые княжества. Чтобы узнать их, рассмотрите внимательно картинку. Ну что? Освоились?

Тогда 1 испытание.

Блиц - опрос.

  1. Какие княжества изображены на рисунке?
  2. Кто жители княжеств?
  3. Зачем нарисованы глаз и ухо?
  4. Дополни недостающее.
  5. Буквы обозначают звуки, а какова роль звуков?
  6. Что за пары гуляют по княжеству Фонетика?

Вручение звёздочек за правильные ответы.

Нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи:

Слайд 2:

Русалка плыла по реке голубой:I

В ночной тиши шуршат камыши.II

Весёлым треском трещит затопленная печь.III

Первая экспедиция - Iпредложение, вторая - II, третья - III.

-Что необычного в этих предложениях? Как называется такая игра звуков? Что они передают?

(плеск, игра волн; шорох, шелест камыша; треск поленьев).

Вручение звёздочек.

Вперёд! Нас ждёт опасное приключение: надо преодолеть пропасть, чтобы попасть в соседнюю Орфоэпию. Оступимся - под нами Море Ошибок. Желаю экспедициям счастливого перехода.

Чтобы пересечь границу двух государств, надо вернуть "беглецов" в слово. Слайд 3:

[c] [у] [к] [н] [ч] [о]

составьте слово

сделайте транскрипцию

дайте звукам характеристику

К доске 3 ученика.

Вручение звёздочек.

А вот и переулок Ударения. Но что это? Неуч пытался пробраться в столицу 3 княжеств, а 4 слова - стражника не пускают его, просят правильно расставить знаки ударения.

Вот он и кричит королеве Орфоэпии:

Слайд 4:

- Слышь, как там тебя? У меня тут время совсем нету твои т [э] рмины учить, да и ску [чн] о!

Я и так знаю, как эти слова произносятся!

Давайте попросим 3 членов экспедиций записать эти слова на доске и расставить знаки ударений.

А мы вспомним с вами Р.С.(речевую ситуацию)

Из каких компонентов она состоит?

Слайд 5:

Учитывая это, исправьте речь Неуча. Какая речь считается правильной, а какая вредит нам?

Вручение звёздочек.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? Кто вспомнит этимологию этого слова? (Столица - престол)

В нашей стране тоже есть столица Алфавит. Чтобы не ударить в грязь лицом перед хозяевами города, давайте заставим "заговорить" "молчащую" схему.

Слайд 6:

А вот и заветная шкатулка. Что же скрывает она от нас? Чтобы открыть замок, нужно раскодировать следующую запись.

Слайд 7:

18.16.9.1. 21.17.1.13.1. 15.1. 13.1.17.21. 1.9.16.18.1.

-Что это за предложение? (А роза упала на лапу Азора - перевёртыш)

Ребята, вот послание из прошлого. ( Приложение)

Подведение итогов.

Слайд 8: Д/З

  1. Составить лингвистическую сказку "Как звуки с буквами поссорились".
  2. Доказать, что это текст.

Приложение.