Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии.
- Отработать навыки произношения.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: карта Лингвинии (на доске), мультимедийная система, презентация.
Ход урока
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок: мы отправимся в путешествие по стране - Лингвинии.
Для этого нужна специальная подготовка, чтобы выдержать трудные испытания на нашем пути:
Речевая разминка.
1) Дыхание "Первый этаж:".
2) Артразминка "Колечко", "Хоботок", "Проколю щёку".
3) Скороговорка "Убил бобра, но :"
Теперь мы готовы начать путешествие. Приведём свои документы в порядок: запишем число, классная работа, тема. Чтобы попасть в эту удивительную страну, надо произнести волшебные слова о нашем языке. (Ученик произносит высказывание о русском языке).
Актуализация знаний
Вот мы и в сказочной стране. (Дети рассматривают карту страны Лингвинии). Посмотрите, как велика Лингвиния, сколько княжеств предстоит исследовать! Но мы уже сделали первые шаги: открыли триединое княжество Орфоэпия. Фонетика, Графика. Сегодня все наши знания и умения мы сможем применить для того, чтобы дойти до намеченной цели: найти заветный документ. Идти будем 3 экспедициями. Чья экспедиция быстрее доберётся, та и получит свиток. За каждый правильный ответ - звёздочка.
Слайд 1:
Перед нами первые княжества. Чтобы узнать их, рассмотрите внимательно картинку. Ну что? Освоились?
Тогда 1 испытание.
Блиц - опрос.
- Какие княжества изображены на рисунке?
- Кто жители княжеств?
- Зачем нарисованы глаз и ухо?
- Дополни недостающее.
- Буквы обозначают звуки, а какова роль звуков?
- Что за пары гуляют по княжеству Фонетика?
Вручение звёздочек за правильные ответы.
Нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи:
Слайд 2:
Русалка плыла по реке голубой:I
В ночной тиши шуршат камыши.II
Весёлым треском трещит затопленная печь.III
Первая экспедиция - Iпредложение, вторая - II, третья - III.
-Что необычного в этих предложениях? Как называется такая игра звуков? Что они передают?
(плеск, игра волн; шорох, шелест камыша; треск поленьев).
Вручение звёздочек.
Вперёд! Нас ждёт опасное приключение: надо преодолеть пропасть, чтобы попасть в соседнюю Орфоэпию. Оступимся - под нами Море Ошибок. Желаю экспедициям счастливого перехода.
Чтобы пересечь границу двух государств, надо вернуть "беглецов" в слово. Слайд 3:
[c] [у] [к] [н] [ч] [о]
составьте слово
сделайте транскрипцию
дайте звукам характеристику
К доске 3 ученика.
Вручение звёздочек.
А вот и переулок Ударения. Но что это? Неуч пытался пробраться в столицу 3 княжеств, а 4 слова - стражника не пускают его, просят правильно расставить знаки ударения.
Вот он и кричит королеве Орфоэпии:
Слайд 4:
- Слышь, как там тебя? У меня тут время совсем нету твои т [э] рмины учить, да и ску [чн] о!
Я и так знаю, как эти слова произносятся!
Давайте попросим 3 членов экспедиций записать эти слова на доске и расставить знаки ударений.
А мы вспомним с вами Р.С.(речевую ситуацию)
Из каких компонентов она состоит?
Слайд 5:
Учитывая это, исправьте речь Неуча. Какая речь считается правильной, а какая вредит нам?
Вручение звёздочек.
Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? Кто вспомнит этимологию этого слова? (Столица - престол)
В нашей стране тоже есть столица Алфавит. Чтобы не ударить в грязь лицом перед хозяевами города, давайте заставим "заговорить" "молчащую" схему.
Слайд 6:
А вот и заветная шкатулка. Что же скрывает она от нас? Чтобы открыть замок, нужно раскодировать следующую запись.
Слайд 7:
18.16.9.1. 21.17.1.13.1. 15.1. 13.1.17.21. 1.9.16.18.1.
-Что это за предложение? (А роза упала на лапу Азора - перевёртыш)
Ребята, вот послание из прошлого. ( Приложение)
Подведение итогов.
Слайд 8: Д/З
- Составить лингвистическую сказку "Как звуки с буквами поссорились".
- Доказать, что это текст.