Урок окружающего мира "Весенние изменения в природе"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Орг. момент.

У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

И чтобы настроится на работу давайте подышим, как в кабинете БОС.

II. Запись домашнего задания.

Откройте дневники и запишите домашнее задание

(стр.84-85 пересказ)

III. Повторение.

- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё многообразие природы.

Давайте вспомним, какая бывает природа?

(живая, неживая)

Но есть ещё предметы, сделанные руками человека.

Правила игры:

Если слышите название предмета живой природы - встаёте, поднимая руки вверх.

Если слышите название предмета неживой природы - присаживаетесь;

А если слышите название предмета, сделанного руками человека - хлопаете в ладоши.

Игра "Природа - не природа"

Дерево, дом, камни, ромашка, машина, сосульки, песок, бабочки, грибы, воздух, ложка, птицы, солнце, вода, люди, обувь, животные, насекомые.

IV. Проверка домашнего задания

Тема нашего прошлого урока была "Лесные опасности".

Сейчас мы вспомним её. Приложение 1 (СЛАЙД №1)

Вы будите ставить номер возле того растения, о котором идёт речь.

1) Один из главных признаков этого гриба - чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у него белый или зеленоватый, желтый или оливковый.(бледная поганка)

2) Это красивое, но очень опасное растение. Его сок содержит яд - дафнин. Если он попадет на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок этого растения попадет в глаза. (Волчье лыко)

3) Летающее, жалящее насекомое, перерабатывающее цветочные соки в мёд.( Пчела.)

4)

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.( Оса.)

5) Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними - круглую черную ягоду. Она напоминает чей-то глаз( Вороний глаз)

Проверка со СЛАЙДОВ № 2, 3, 4, 5, 6.

- Вы хорошо запомнили материал прошлого урока.

СЛАЙД №7- Ребус

К какой природе мы можем отнести все перечисленные предметы?

(к живой)

А сейчас по выделенным буквам отгадайте слово, порядок букв вы видите в таблице.

Ответ: ВЕСНА -СЛАЙД №8

V. Объявление темы урока(написана на доске и закрыта)

"В гости к весне."

И сегодня мы поговорим об изменениях, происходящих в неживой природе и об явлениях природы, связанных с этими изменениями.

Послушайте стихотворение Я.Акима и подумайте, какое название вы бы ему дали.

(Стихотворение читают дети)

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлёпает по лужам,

Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.

"Скоро, скоро быть теплу!"
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.

Итак, ваши варианты названия? Почему? Какие признаки весны вы услышали?

Сейчас мы вспомним название и порядок весенних месяцев:

Работа в тетради (на стр. 36 №2 )

Укажите порядок весенних месяцев

Проверка - СЛАЙД №8

В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе.

СЛАЙД №9 (травник, снегогон, протальник)

Сейчас я покажу вам 3 картины знаменитых русских художников, а вы постарайтесь найти на них признаки наступления весны и подумайте, какой месяц по "народному" на них изображен

С помощью светофора выберите название.

Демонстрация картины "Грачи прилетели" Ресурс Единой ЦОР (№109725)

Грачи прилетели http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34bf96cd-7023-4e29-bbbd-0a3708eb132d/Savrasov.GrachiPrileteli.jpg

(Беседа, найти на картине признаки весны переключение на СЛАЙД №9)

Демонстрация картины "Март" Ресурс Единой ЦОР (№109793)

Март http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36408fe3-29e5-4cd8-9726-04d568993d87/Levitan.Mart.jpg

(Беседа, переключение на СЛАЙД №9)

светофоры

Демонстрация картины "Мартовский снег" Ресурс Единой ЦОР (№100823)

Мартовский снег http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9bc5b4e-024c-4558-b489-eea0a3cf3194/Grabar.MartovskijSneg.jpg

(Беседа, переключение на СЛАЙД №9)

Светофоры

Слайд №10

О весне слагаются стихи, пишутся песни, художники создают картины. Давайте прослушаем отрывки из произведения Чайковского "Времена года"

- Какой предмет неживой природы влияет на смену времён года?(Солнце)

(Ресурс Единой ЦОР "Смена времён года".

Смена времён года http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72568555-1e8d-3be8-f75e-4d154aca46e3/1000390A.htm

Физ.минутка.

Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.

Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.

Выйдите из-за парт, сложите руки над головой и глубоко вздохнув носом потянулись к солнышку, а потом выдох (3 раза)

Итак, действительно:

Слайд №11- Солнце

(Светит ярче, греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее и наступает потепление)

  • Солнце выше, чем зимой;
  • Дни стали длиннее;
  • Потепление.

Слайд №12 - Небо

(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)

  • Небо высокое, голубое;
  • Облака белые, легкие.

- Какие осадки выпадают весной?

(В марте - снег, в апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Слайд №13 - Осадки

Осадки: снег, дождь.

Дождь с грозой

Что происходит с ней весной?! Почему?

Слайд №14 - Почва. Водоёмы.

(Весной почва оттаивает, В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.)

  • Оттаивание почвы.
  • Таяние снега.
  • Ледоход;
  • Половодье;

Нам встретилось слово ЛЕДОХОД, а что это такое?

(Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)

С этим явлением природы мы с вами познакомимся подробнее.

Работа по учебнику стр 84 "Ледоход".

- Чтение по абзацам,

Какими словами здесь описывается это явление?

ОБЖ

Хоть это и красиво, но следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.

Демонстрация сюжета с диска "Общество. Природа. Человек"

№ 1 - 2 (Ледоход)

Вывод:Слайд 15

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой?

(Дети отвечают, используя схему на слайде)

 

А сейчас давайте посмотрим сюжет и просто полюбуемся на красоту весенней природы и послушаем звуки весны!

Демонстрация сюжета с диска "Общество. Приорда. Человек"

№ 4 - 2 (Таяние снега)

VI. Физкультминутка

А сейчас давайте ещё раз вспомним признаки наступления весны.

VII. Закрепление пройденного.

Выбрать номера правильных ответов и вписать в таблицу в порядке возрастания.

1. листопад, Р

2. потепление, В

3. метель, О

4. ледоход, Е

5 отлёт перелётных птиц, К

6. половодье, С

7. увядание трав, И

9. таяние снега, Н

10.первая гроза .А

Проверка

2 4 6 9 10
в е с н а

Итог.

  • Какие чувства вызвал у вас наш урок?
  • Что больше всего произвело впечатление?
  • Что вы взяли нового для себя?

Ребята! Мы сегодня говорили о весенних изменениях в неживой природе.

Природа меняется каждую секунду, наблюдайте, любуйтесь, ловите каждый миг. Ведь у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать:.

(Кассета "Служебный роман" - песня "У природы нет плохой погоды")

Помните, что весной природа особенно беззащитна и нуждается в нашей помощи и защите. Многие весенние цветы занесены в Красную книгу. Именно весной запрещена охота на животных.

О них мы подробно поговорим на следующем уроке.