Ход урока
I. Орг. момент.
У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
И чтобы настроится на работу давайте подышим, как в кабинете БОС.
II. Запись домашнего задания.
Откройте дневники и запишите домашнее задание
(стр.84-85 пересказ)
III. Повторение.
- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё многообразие природы.
Давайте вспомним, какая бывает природа?
(живая, неживая)
Но есть ещё предметы, сделанные руками человека.
Правила игры:
Если слышите название предмета живой природы - встаёте, поднимая руки вверх.
Если слышите название предмета неживой природы - присаживаетесь;
А если слышите название предмета, сделанного руками человека - хлопаете в ладоши.
Игра "Природа - не природа"
Дерево, дом, камни, ромашка, машина, сосульки, песок, бабочки, грибы, воздух, ложка, птицы, солнце, вода, люди, обувь, животные, насекомые.
IV. Проверка домашнего задания
Тема нашего прошлого урока была "Лесные опасности".
Сейчас мы вспомним её. Приложение 1 (СЛАЙД №1)
Вы будите ставить номер возле того растения, о котором идёт речь.
1) Один из главных признаков этого гриба - чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у него белый или зеленоватый, желтый или оливковый.(бледная поганка)
2) Это красивое, но очень опасное растение. Его сок содержит яд - дафнин. Если он попадет на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок этого растения попадет в глаза. (Волчье лыко)
3) Летающее, жалящее насекомое, перерабатывающее цветочные соки в мёд.( Пчела.)
4)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.( Оса.)
5) Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними - круглую черную ягоду. Она напоминает чей-то глаз( Вороний глаз)
Проверка со СЛАЙДОВ № 2, 3, 4, 5, 6.
- Вы хорошо запомнили материал прошлого урока.
СЛАЙД №7- Ребус
К какой природе мы можем отнести все перечисленные предметы?
(к живой)
А сейчас по выделенным буквам отгадайте слово, порядок букв вы видите в таблице.
Ответ: ВЕСНА -СЛАЙД №8
V. Объявление темы урока(написана на доске и закрыта)
"В гости к весне."
И сегодня мы поговорим об изменениях, происходящих в неживой природе и об явлениях природы, связанных с этими изменениями.
Послушайте стихотворение Я.Акима и подумайте, какое название вы бы ему дали.
(Стихотворение читают дети)
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлёпает по лужам,Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным."Скоро, скоро быть теплу!"
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
Итак, ваши варианты названия? Почему? Какие признаки весны вы услышали?
Сейчас мы вспомним название и порядок весенних месяцев:
Работа в тетради (на стр. 36 №2 )
Укажите порядок весенних месяцев
Проверка - СЛАЙД №8
В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе.
СЛАЙД №9 (травник, снегогон, протальник)
Сейчас я покажу вам 3 картины знаменитых русских художников, а вы постарайтесь найти на них признаки наступления весны и подумайте, какой месяц по "народному" на них изображен
С помощью светофора выберите название.
Демонстрация картины "Грачи прилетели" Ресурс Единой ЦОР (№109725)
Грачи прилетели http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34bf96cd-7023-4e29-bbbd-0a3708eb132d/Savrasov.GrachiPrileteli.jpg
(Беседа, найти на картине признаки весны переключение на СЛАЙД №9)
Демонстрация картины "Март" Ресурс Единой ЦОР (№109793)
Март http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36408fe3-29e5-4cd8-9726-04d568993d87/Levitan.Mart.jpg
(Беседа, переключение на СЛАЙД №9)
светофоры
Демонстрация картины "Мартовский снег" Ресурс Единой ЦОР (№100823)
Мартовский снег http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9bc5b4e-024c-4558-b489-eea0a3cf3194/Grabar.MartovskijSneg.jpg
(Беседа, переключение на СЛАЙД №9)
Светофоры
Слайд №10
О весне слагаются стихи, пишутся песни, художники создают картины. Давайте прослушаем отрывки из произведения Чайковского "Времена года"
- Какой предмет неживой природы влияет на смену времён года?(Солнце)
(Ресурс Единой ЦОР "Смена времён года".
Смена времён года http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72568555-1e8d-3be8-f75e-4d154aca46e3/1000390A.htm
Физ.минутка.
Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.
Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.
Выйдите из-за парт, сложите руки над головой и глубоко вздохнув носом потянулись к солнышку, а потом выдох (3 раза)
Итак, действительно:
Слайд №11- Солнце
(Светит ярче, греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее и наступает потепление)
- Солнце выше, чем зимой;
- Дни стали длиннее;
- Потепление.
Слайд №12 - Небо
(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)
- Небо высокое, голубое;
- Облака белые, легкие.
- Какие осадки выпадают весной?
(В марте - снег, в апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Слайд №13 - Осадки
Осадки: снег, дождь.
Дождь с грозой
Что происходит с ней весной?! Почему?
Слайд №14 - Почва. Водоёмы.
(Весной почва оттаивает, В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.)
- Оттаивание почвы.
- Таяние снега.
- Ледоход;
- Половодье;
Нам встретилось слово ЛЕДОХОД, а что это такое?
(Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)
С этим явлением природы мы с вами познакомимся подробнее.
Работа по учебнику стр 84 "Ледоход".
- Чтение по абзацам,
Какими словами здесь описывается это явление?
ОБЖ
Хоть это и красиво, но следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
Демонстрация сюжета с диска "Общество. Природа. Человек"
№ 1 - 2 (Ледоход)
Вывод:Слайд 15
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой?
(Дети отвечают, используя схему на слайде)
А сейчас давайте посмотрим сюжет и просто полюбуемся на красоту весенней природы и послушаем звуки весны!
Демонстрация сюжета с диска "Общество. Приорда. Человек"
№ 4 - 2 (Таяние снега)
VI. Физкультминутка
А сейчас давайте ещё раз вспомним признаки наступления весны.
VII. Закрепление пройденного.
Выбрать номера правильных ответов и вписать в таблицу в порядке возрастания.
1. листопад, Р
2. потепление, В
3. метель, О
4. ледоход, Е
5 отлёт перелётных птиц, К
6. половодье, С
7. увядание трав, И
9. таяние снега, Н
10.первая гроза .А
Проверка
2 4 6 9 10 в е с н а
Итог.
- Какие чувства вызвал у вас наш урок?
- Что больше всего произвело впечатление?
- Что вы взяли нового для себя?
Ребята! Мы сегодня говорили о весенних изменениях в неживой природе.
Природа меняется каждую секунду, наблюдайте, любуйтесь, ловите каждый миг. Ведь у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать:.
(Кассета "Служебный роман" - песня "У природы нет плохой погоды")
Помните, что весной природа особенно беззащитна и нуждается в нашей помощи и защите. Многие весенние цветы занесены в Красную книгу. Именно весной запрещена охота на животных.
О них мы подробно поговорим на следующем уроке.