Внеклассное занятие о родном крае в 3-м классе. Викторина "Ямал – ты мал, но дорог мне!"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия: привитие детям любви к родному краю.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края;
  • воспитывать чувство гордости за родной край;
  • развивать желание познавать природу родного края.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • аудиозаписи песен И. Корнилова "Северный край", "Ямал".
  • задания для конкурса капитанов;
  • бумага, ручки для жюри; жетоны; призы для участников;
  • выставка книг писателей о Ямале.

Ход турнира

Звучит песня И.Корнилова "Северный край". Участники, зрители и гости занимают свои места.

Участвуют 2 команды "Охотники" и "Рыбаки". У каждой команды - капитан, эмблема.

Уч: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас!

Подготовленные ученики читают стихотворение Александра Адера "Седому Ямалу".

Седому Ямалу

Уч 1:

С чего начинался Ямал Величавый?
Какая судьба ждёт его впереди?
Не буду пытать я гадалок усталых,
По тропам оленьим меня проведи.
И пусть холодны твоей тундры объятья.
И северный ветер целует взасос.
Но как хороши твои снежные платья:
Венок из метели и белых волос.

Уч 2:

И пусть говорят мне: седой ты и гордый,
Суровый, холодный от снега и вьюг.
Но чувствую сердцем, что ты самый добрый,
На прочность проверенный северный друг!
Меня завлечёшь ты в объятия ветра.
Прижмусь я щекой к твоей снежной груди.
И манит меня плен волшебного света
Красивой и гордой Полярной звезды.

Уч: Проведем конкурс знатоков "Ямал-ты мал, но дорог мне!" и выясним, кто, же на этом мероприятии станет знатоком родного края. А помогут нам в этом уважаемые члены жюри, которые будут оценивать ваши ответы.

(представление членов жюри)

Уч: Представляем участников: команда 3 "А" класса - "Охотники", команда 3"Б" класса - "Рыбаки".

Тур I Представление команд

(оценивается оригинальность представления, эмблема)

Тур II "Вопрос - ответ" (командам по очереди задаются вопросы)

1. Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)

2. Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)

3. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)

4. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5. Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Юрий Васильевич Неёлов)

6. Что изображено на гербе нашего округа?

7. Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8. Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)

9. Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище? (чум.)

10. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)

11. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15. Назовите разновидность обуви у северных народов (унты, пимы, бурки)

16. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник,

17. Что едят олени? (ягель, мох)

Уч: Душа народа познается через его культуру, внимательней прислушайтесь и присмотритесь к этой культуре, чтобы осмыслить, понять ее.

Подготовленный ученик читает стихотворение Я.Лапцуя "...Он в тундре живёт..."

. . .Он в тундре живёт
    с незапамятных пор,
И Север представить
    нельзя без оленя.
Олень - это тундры
    пятнистый ковёр,
Её вдохновенье,
    её откровенье...
Ветвистое чудо -
    оленьи рога!
Они, как излуки
    Приобья родного.
Как руки грозы,
    как сполохи огня
В морозных узорах
    стекла ледяного.
Олень!
Он в упряжке -
    живая струна.
С глазами, как чёрные
    очи Ямала.
Ты знаешь, оленю
    какая цена?
Хорошая песня
    цены не знавала.

Исполняется танец "Маленьких оленят".

Тур III Домашнее задание (командам были заранее даны рисунки ягод, дома, они придумали загадки)

Разминка для болельщиков Приложение 1

Уч: Пока команды отдыхают, я попрошу болельщиков обратить внимание на выставку книг: Она посвящена нашему замечательному краю. Авторы этих книг открывают читателям удивительный, прекрасный и таинственный мир природы севера.

Послушайте отрывок стихотворения И. Истомина "К тебе обращаюсь, мой юный читатель!"

Возьми меня в руки, как двери, открой:
Хочу я на долго остаться с тобой.
Давай почитаем, давай помечтаем,
По книжным страницам с тобой пошагаем:
Мне хочется, чтоб ты побольше узнал
О дивной стране под названьем ЯМАЛ.
Мы вместе с тобою разделим досуг:
Я - книга, твой верный, испытанный друг.

Отгадайте загадки, взятые из этих книг, а отгадав их, вы можете принести дополнительные баллы команде, за которую болеете.

(Подведение итогов. Зачитывание баллов команде)

Тур IV "Объясни примету"

Уч: Постарайтесь объяснить приметы.

  • Гагара на воде кричит - дождя накликает.
    Около луны звезда народилась - потеплеет.
  • Звёзды сильно заблестят - к близкому теплу.
  • Много грибов - много белок будет.
  • Солнце вечером краснеет - день настанет ветреный.

Тур VI Конкурс капитанов

Уч: У каждой команды лежат листочки с рисунком орнамента "заячьи уши" продолжите его.

Тур VII "Юный арканщик"

Уч: У коренных народов Севера нет официальных праздников. Но есть дни радостей - все эти радостные события сопровождаются, конечно же, спортивными состязаниями. Ведь все мужчины должны быть отличными охотниками, проявлять меткость, силу, сноровку.

Давайте на некоторое время представим, что мы на национальном празднике. Наши мальчики попробуют свои силы в состязании.

Проводится игра "Юный арканщик".

Цель: набросить петлю из веревки на определенный предмет, как будто на рога оленя.

(подведение итогов)

Уч: Предоставляем слово жюри. Награждение победителей, вручение дипломов.

Заключительная часть мероприятия.

Уч 1:

Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю -
Ведь это родина моя!

Уч 2:

Малый кружок на карте ямальской,
А вот покрупнее кружок:
Всё это дорого, всё сердцу близко,
Всё это наше, родное дружок!

Звучит аудиозапись песни "Ямал" в исполнении И.Корнилова.