I. Слово ведущего
Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное всему живому, а это растениям и животным.
II. Визитная карточка
Представление команд, приветствие соперника.
Время - 1 минута. Оценка - 3 балла. Жюри подводит итоги викторины.
III. Разминка (загадки)
Время - 5 минут. Оценка 4 балла, за каждую отгаданную загадку.
1. Какие птицы очень похожи на людей во фраках: спереди белая "манишка", сзади темная спина? (пингвины).
2. Изображение пера какой птицы в Египте было знаком справедливости? (страус).
3. Эта птица священна у магометан, у христиан она символ материнской любви, а индусы приучили ее с одной целью - ловить рыбу, которую птица "вычерпывает" клювом-ковшом в мешке под ним. ( пеликан).
4. О какой птице в народе говорят, будто бы она приносит счастье? (аист)
5. Издавна эта птица была символом красоты, а за величавую осанку ее справедливо называют царственной (лебедь).
6. Самый знаменитый орел, благодаря мощи и размеру крыльев которого эти птицы прославились в веках, а их изображение красуется на гербах государств и городов (беркут).
7. Каких птиц за большие, светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и бесшумные движения иногда называют "пернатыми кошками"(совы).
8. :. Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен, -
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!
О какой птице Дмитрий Кедрин написал эти строки?( глухарь)
9. Единственные среди всей куриной родни перелетные птицы, улетающие на зимовку за тысячи километров? ( перепела).
10. Каким птицам за добросовестную службу и помощь людям во Франции и Англии поставлен памятник? ( голуби)
11. Самые почитаемые на Востоке птицы, воспетые поэтами и художниками Страны восходящего солнца? ( журавли).
12. Чехи называют эту птицу "кукачка", немцы - "кукук", французы - "куку", итальянцы - "куколо", турки "гугук", а русские - : (кукушка).
13. Дробь какой птицы означает одновременно и "весеннюю песню", и сигнал, что место занято, и "серенаду" для дамы? (дятел).
14. Название какой птицы схоже с растением, чье главное свойство - обжигать? (крапивник).
Жюри подводит итоги викторины.
IV. "Найдите лишнего" ( выполнить на карточках и отдают жюри). Время - 2 минуты. Оценка 5 баллов. Жюри оценивает.
- Береза, сосна, дуб, клен, ольха, вяз. (сосна - хвойное дерево).
- Олень, тюлень, морж, чайка, кит.( чайка - птица).
- Кедр, ель, сосна, береза, пихта, лиственница.(береза - лиственное дерево).
- Комар, рак, стрекоза, бабочка. (рак - ракообразные)
- Брусника, голубика, клюква, береза, багульник. ( береза - дерево).
- Пчела, овод, оса, краб, муха. (краб - ракообразные).
V. Тотем
Время -10 минут. Оценка - 5 баллов.
Цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включенности в мир природы.
Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии).
Процедура: Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем - это природный объект (животные, растения, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.
Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нем в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.
Жюри подводит итоги.
Музыкальная пауза. Вальс из оперы Чайковского "Евгений Онегин"
VI. Конкурс капитанов
Знание пословиц о природе. Оценка - 3 балла за каждый правильный ответ.
Жюри подводит итоги.
VII. Экологический ринг
Оценка - 4 балла.
Команды дают ответы на заданные вопросы. Побеждает команда, чей ответ окажется последним.
- 1 вопрос: перечислить естественные причины загрязнения окружающей среды.
- 2 вопрос: определить влияние отходов производства на человека.
Жюри подводит итоги.
VIII. Угадай лекарственные растения
Учащиеся угадывают лекарственные растения, используя гербарий. Оценка - 3 балла за каждое угаданное лекарственное растение.
Жюри подводит итоги.