Цели:
- Развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность.
- Формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, экологическую культуру.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Родине.
Оборудование:
- выставка рисунков на экологическую тему,
- поделок из природного материала,
- иллюстрации с изображением животных, растений,
- белая бумага,
- цветные карандаши,
- почетные грамоты.
Ход занятия
Ведущий:
Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг природа.
Сегодня, мы собрались в этом зале на игру-путешествие в удивительный мир природы. В ней участвуют команды из трёх классов. Игра будет состоять из путешествий по станциям. Каждая команда отправляется по маршрутному листу на свою станцию.
Приветствие.
Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее, тогда ребята сразу сообщают свое название, девиз и демонстрируют эмблему. Жюри оценивает конкурс.
1 станция "Растительная"
(отгадайте загадки)
- На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки. (земляника)
- Кто ни прикасается
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки (репейник)
- Никто не пугает,
А она вся дрожит. (осина)
- Шел я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)
- Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
- Только тронь -
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь :(крапива)
2 станция "Эти забавные животные"
(найти животное в словах)
Задание дается на листе каждой команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно это сделает)
Банка - : (кабан) | багаж - : (жаба) | колосья - : (лось) |
Пион - : (пони) | волна - : (вол) | салон - : (слон) |
Зонтик - : (кит) | дудочка - : (удод) | кино - : (кони) |
Ведущий: вы хорошо поработали, подумали. А теперь пора размяться и заодно показать, какие вы сильные, какие вы быстрые. Сначала давайте научимся и запомним движения.
Команды выходят и становятся так, чтобы друг другу не мешать).
Вначале ведущий говорит и показывает движения, а дети повторяют:
- "Зайчик" - руки на пояс, присели и попрыгали.
- "Мишка" - ноги расставили шире, руки на пояс, потопали ногами.
- "Лошадка" - руки вперед, пружинистые движения ног.
- "Сова" - стоим ровно, руки прижаты к бокам, поворот головы влево вправо.
Ведущий: Запомнили? А теперь я буду называть животных, а вы будете показывать, как они двигаются. Будьте внимательны, не ошибайтесь. (Ведущий говорит названия животных в разной последовательности. Дети выполняют движения. Темп ускоряется. Помощники в это время смотрят, правильно ли выполняют движения дети. За ошибки баллы снижаются)
3 станция. "Экологическая".
Придумайте предупреждающие экологические знаки, дайте им объяснение.
Почему, особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверушек искать укромные места)
Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?
(Такой "старатель" погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет).
Правила:
- Не разрывать мох, не нарушать грибницу, гриб срезать, потом ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые: ими лечатся лоси и другие животные)
3) Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов).
4 станция "Народные приметы"
(Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года, тексты заранее даются на листах для каждой команды)
Ласточка летает низко - :. (к дождю)
Паук усиленно плетет сети - : (к морозу)
3) Все луговые цветы сильно пахнут - : (к ненастью)
5 станция "В гостях у природы"
(разрезные картинки)
Каждой команде дается разрезная картинка о природе. Ребята должны быстро ее собрать. Побеждает та команда, которая быстрее соберет картинку.
6 станция " Мой край"
(разгадывание кроссворда)
- Какой цветок изображен на гербе Татарстана? (тюльпан)
- Герой татарских сказок, обитающий в лесах и охраняющий покой леса. (Шурале)
- Животное, которое изображено на гербе нашего города Мензелинска, обитающее в наших лесах. (куница)
- Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Ак барс)
- Какая птица изображена на гербе России? (орел)
- Какие птицы каждую весну прилетают в наши края и заставляют нас восхищаться своей красотой? (лебеди)
- Дикое животное лесов Татарстана и название казанского озера. (Кабан)
Прочитайте выделенное слово: ПРИРОДА
Ведущий. Природа дает людям пищу, воду, различное сырье для промышленности и другие необходимые богатства, без которых жизнь человека на земном шаре невозможна. Очень важно значение природы и для здоровья человека. Борьба за чистоту воздуха и воды, сохранения растительного и животного мира, разумное использование природных богатств - один из самых важных проблем человечества.
Каждый из нас должен любить свою Родину, ценить все, что нас окружает.
Подведение итогов игры. Награждение.