Игра-путешествие "Удивительный мир природы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность.
  • Формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, экологическую культуру.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Родине.

Оборудование:

  • выставка рисунков на экологическую тему,
  • поделок из природного материала,
  • иллюстрации с изображением животных, растений,
  • белая бумага,
  • цветные карандаши,
  • почетные грамоты.

Ход занятия

Ведущий:

Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг природа.

Сегодня, мы собрались в этом зале на игру-путешествие в удивительный мир природы. В ней участвуют команды из трёх классов. Игра будет состоять из путешествий по станциям. Каждая команда отправляется по маршрутному листу на свою станцию.

Приветствие.

Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее, тогда ребята сразу сообщают свое название, девиз и демонстрируют эмблему. Жюри оценивает конкурс.

1 станция "Растительная"

(отгадайте загадки)

- На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки. (земляника)

- Кто ни прикасается
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки (репейник)

- Никто не пугает,
А она вся дрожит. (осина)

- Шел я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)

- Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)

- Только тронь -
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь :(крапива)

2 станция "Эти забавные животные"

(найти животное в словах)

Задание дается на листе каждой команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно это сделает)

Банка - : (кабан) багаж - : (жаба) колосья - : (лось)
Пион - : (пони) волна - : (вол) салон - : (слон)
Зонтик - : (кит) дудочка - : (удод) кино - : (кони)

Ведущий: вы хорошо поработали, подумали. А теперь пора размяться и заодно показать, какие вы сильные, какие вы быстрые. Сначала давайте научимся и запомним движения.

Команды выходят и становятся так, чтобы друг другу не мешать).

Вначале ведущий говорит и показывает движения, а дети повторяют:

  • "Зайчик" - руки на пояс, присели и попрыгали.
  • "Мишка" - ноги расставили шире, руки на пояс, потопали ногами.
  • "Лошадка" - руки вперед, пружинистые движения ног.
  • "Сова" - стоим ровно, руки прижаты к бокам, поворот головы влево вправо.

Ведущий: Запомнили? А теперь я буду называть животных, а вы будете показывать, как они двигаются. Будьте внимательны, не ошибайтесь. (Ведущий говорит названия животных в разной последовательности. Дети выполняют движения. Темп ускоряется. Помощники в это время смотрят, правильно ли выполняют движения дети. За ошибки баллы снижаются)

3 станция. "Экологическая".

Придумайте предупреждающие экологические знаки, дайте им объяснение.

Почему, особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверушек искать укромные места)

Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Такой "старатель" погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет).

Правила:

- Не разрывать мох, не нарушать грибницу, гриб срезать, потом ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые: ими лечатся лоси и другие животные)

3) Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов).

4 станция "Народные приметы"

(Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года, тексты заранее даются на листах для каждой команды)

Ласточка летает низко - :. (к дождю)

Паук усиленно плетет сети - : (к морозу)

3) Все луговые цветы сильно пахнут - : (к ненастью)

5 станция "В гостях у природы"

(разрезные картинки)

Каждой команде дается разрезная картинка о природе. Ребята должны быстро ее собрать. Побеждает та команда, которая быстрее соберет картинку.

6 станция " Мой край"

(разгадывание кроссворда)

  1. Какой цветок изображен на гербе Татарстана? (тюльпан)
  2. Герой татарских сказок, обитающий в лесах и охраняющий покой леса. (Шурале)
  3. Животное, которое изображено на гербе нашего города Мензелинска, обитающее в наших лесах. (куница)
  4. Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Ак барс)
  5. Какая птица изображена на гербе России? (орел)
  6. Какие птицы каждую весну прилетают в наши края и заставляют нас восхищаться своей красотой? (лебеди)
  7. Дикое животное лесов Татарстана и название казанского озера. (Кабан)

Прочитайте выделенное слово: ПРИРОДА

Ведущий. Природа дает людям пищу, воду, различное сырье для промышленности и другие необходимые богатства, без которых жизнь человека на земном шаре невозможна. Очень важно значение природы и для здоровья человека. Борьба за чистоту воздуха и воды, сохранения растительного и животного мира, разумное использование природных богатств - один из самых важных проблем человечества.

Каждый из нас должен любить свою Родину, ценить все, что нас окружает.

Подведение итогов игры. Награждение.