Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Д.Н. Мамин–Сибиряк. Сказка «Умнее всех»"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Формировать умение работать с текстом произведения, используя такие виды работ как: чтение по ролям, выборочное чтение и сравнивание произведений.
  • Расширять круг чтения детей произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка.
  • Учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Оборудование:

  • учебник, рисунки детей к сказке "Умнее всех",
  • портрет писателя,
  • выставка произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Оргмомент Посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. И пусть сегодня на уроке царит доброта и взаимопонимание.  
2. Проверка домашнего задания. - Какой раздел мы читаем?

- Что узнали о писателе?

- Какие книги Мамина-Сибиряка вы нашли к уроку?

Всего Мамин-Сибиряк написал более 130 произведений.

- Какие произведения этого автора мы уже прочитали в 3 классе?

- К какому жанру ты отнесёшь произведение "Приёмыш"?

- К какому жанру ты отнесёшь произведение "Умнее всех"?

- Какая это сказка?

- Какое задание готовили к уроку?

- Сейчас мы проверим на сколько вы были внимательны когда её читали. А помогут нам ваши рисунки. Я показываю рисунок, а вы рассказываете эпизод из сказки, который на ней изображён.

- Молодцы! Были внимательны!

- Д.Н. Мамин-Сибиряк.

- Биографические данные.

- Все книги, которые нашли дети помещаются на выставку.

- Прочитали "Приёмыш" и "Умнее всех"

- Рассказ

- Сказка.

- Авторская, о животных.

- Нужно было дочитать сказку.

- Дети поясняют рисунки отрывками из текста.

3. Целепологание Сегодня мы продолжаем работать со сказкой "Умнее всех". Какие навыки работы с текстом хотите закрепить?

- Что у нас получилось на доске?

- Мы составили план работы на урок и теперь можем приступить к его реализации.

- чтение по ролям

-чтение в группах

- чтение и работа в группе

-составить план

- пересказать

4. Работа по плану. -Просмотрите 1 часть сказки и подумайте, какой вид работы из предложенных лучше использовать для чтения этой части?

- Как удобнее читать в группе?

- Сколько человек нужно в группе для этой работы?

- Ребята, которые не вошли в эти группы, будут работать с особым заданием. Они перечитают эту часть и придумают вопросы по её содержанию.

- Сколько времени возьмём для этой работы?

- Какую цель ставим перед собой?

- Получилась ли у вас работа в группе?

- Начинаем проверку. Сколько картин описано в 1 части?

- Какие?

- 1 картину прочитают ребята из первой группы.

- Оцените работу ребят. Какие советы можно дать этим чтецам?

- 2 картину прочитают ребята из второй группы.

- Оцените работу ребят. Кому вы хотите дать советы?

- работа в группе

-по ролям

- 7 человек, создаются группы.

- минут 6.

- научиться читать по ролям.

- да.

- две

- дети выходят к доске и читают по ролям.

- дети оценивают работу и дают советы на будущее.

5. Физминутка. - для глаз:

Посмотри влево, вправо, вверх, вниз, поморгай, зажмурься, поморгай.

- для тела

Упражнения под стишок

 
6. Выборочное чтение. А теперь проверим работу 3 группы. Они будут задавать вопросы, а вы находить ответы в тексте 1 части и зачитывать их называя страницу и абзац.

- Оцените работу этой группы.

- Дети задают вопросы:

Почему Индюк так хотел услышать от Индюшки, что он умнее всех?

Чего он боялся?

Когда Индюшке делалось немного обидно?

и другие

7. Домашнее задание. Аналогичную работу вы будете делать дома. 1 вариант со 2 частью, 2 вариант с 3 частью. - Записывают задание в дневник.
8. Работа в паре. - Я предлагаю поработать в паре. Обсудите ответы на вопросы, используйте текст. Сколько времени возьмём для этой работы? ( 5 минут).

- Коллективное обсуждение наработок каждой пары.

- Каждая пара получает карточку с вопросами:

1. Как автор относится к героям сказки?

2. Над чем смеётся автор этой сказки? Какие недостатки людей высмеивает?

3. Похожа ли эта сказка на басню? Чем?

9. Итог урока. - Вы уже знаете, что "Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок" какой урок в этой сказке?