Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Разделы: Физика


Цели урока:

  • изучить движение молекул, происходящих в различных состояниях вещества;
  • знать механизм протекания диффузии при различной температуре вещества.

Задачи:

  • Сформировать знания о движении молекул в различных состояниях вещества;
  • Изучить механизм перемешивания молекул одного вещества с другим в газообразном, жидком и твердом состояниях;
  • Раскрыть физический смысл диффузии;
  • Показать необходимость диффузии в жизни человека и животных, в технике;
  • Обосновать связи между скоростью молекул тела и его температурой;
  • Сформировать способность объяснять явления и факты, работать с текстом учебника, выполнять физические опыты.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для фронтальных опытов №1, №2, №3, №4.

Программное сопровождение: презентация к уроку (Приложение 1), видеоролик "Броуновское движение в газах" (Приложение 2).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление

5. Контроль

6.Домашнее задание

7. Итог урока

Установочная беседа

Знакомство учащихся с целью урока

Медиа-лекция через презентацию

1. Явление диффузии в газах (рассказ учителя)

2. Явление диффузии в жидкостях (рассказ учителя)

3.Явление диффузии в твердых телах (рассказ учителя)

4. Формулировка явления диффузии (рассказ учителя)

5. Объяснение диффузии в газах, твердых телах и жидкостях (беседа с учащимися)

6. Значение явления диффузии в жизни человека и животных, в технике (рассказ учителя)

8. Связь скорости движения молекул с температурой (беседа с учащимися)

9. Броуновское движение (рассказ учителя)

Учитель выслушивает и корректирует ответы на вопросы

Объяснение приемов работы с тестом (слайд №20). Консультации по использованию программированного материала

Объяснение домашнего задания

Слушают учителя, психологический настрой

Слушают учителя

Работа со слайдами №5,6. Беседа. Выполнение фронтального опыта №1

Беседа. Работа со слайдами №7,8. Выполнение фронтального опыта №2

Беседа. Выполнение фронтального опыта №3,работа со слайдами №10,11

Работа со слайдом №9.

Работа с текстом учебника. Работа со слайдами №5-8,10-11. Делают вывод из проделанных опытов №1,2,3

Работа со слайдами №14,15,16,17

Выполнение фронтального опыта №4.Делают выводы

Просмотр видеоролика

Работа со слайдом

№ 19. Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы теста (слайд №20)

Запись домашнего задания в дневник п.9 , задание 2

1. Фронтальный опыт №1 (Диффузия в газах).

Приборы: пробирка с пробкой, кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом.

Задание:

1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом.

2.Объясните распространение запаха с точки зрения строения вещества.

2. Фронтальный опыт №2 (Диффузия в жидкостях).

Приборы: пробирка с кристалликами перманганата калия, пробирка с водой, стакан с водой, лист бумаги.

Задание:

1.Смочите часть листа бумаги водой, положите на увлажненное место кристаллик марганцовки.

2.Объсните наблюдаемое явление.

3. Фронтальный опыт №3 (Диффузия в твердых телах).

Приборы: стеклянная пластинка с кристалликами йода, парафиновая пластинка.

Задание:

1. Положите кристаллики йода на парафиновую пластинку.

2. Объясните наблюдаемое явление.

4.Фронтальный опыт №4 (Зависимость скорости протекания диффузии от температуры).

Приборы: Два стакана с холодной и горячей водой, кристаллики сахара

Задание:

1. Положите кристаллики сахара в стакан с холодной водой и в стакан с горячей водой.

2. Объясните наблюдаемое явление.

Тест по теме "Движение молекул"

1. К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2. Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3. В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4. Укажите пример диффузии в жидкостях:

А) спирт растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5. Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

Литература.

1. Виртуальная школа "Кирилла и Мефодия". Физика 7-11 класс, 2003г., часть I.

2. Электронное издание. Физика 7-9 класс. - M.: Просвещение - Медиа, 2004г., "Новый диск - 2004".

3. Шевцов В.А. Физика, 7 класс. Поурочные планы, В, 2003г.

4. Полянский С.Е. "Поурочные разработки по физике, 8 класс. - М.: Вако, 2005г.

5. Павленко Н.И. Тестовые задания по физике 7 класс. - Школьная пресса, 2003 г.

6. Чеботарева А.В. Тесты по физике. - Экзамен, 2007.

7. Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2007г.

8. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. - М.: Просвещение, 1981.