Цели урока:
- изучить движение молекул, происходящих в различных состояниях вещества;
- знать механизм протекания диффузии при различной температуре вещества.
Задачи:
- Сформировать знания о движении молекул в различных состояниях вещества;
- Изучить механизм перемешивания молекул одного вещества с другим в газообразном, жидком и твердом состояниях;
- Раскрыть физический смысл диффузии;
- Показать необходимость диффузии в жизни человека и животных, в технике;
- Обосновать связи между скоростью молекул тела и его температурой;
- Сформировать способность объяснять явления и факты, работать с текстом учебника, выполнять физические опыты.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для фронтальных опытов №1, №2, №3, №4.
Программное сопровождение: презентация к уроку (Приложение 1), видеоролик "Броуновское движение в газах" (Приложение 2).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала
4. Закрепление 5. Контроль 6.Домашнее задание 7. Итог урока |
Установочная беседа Знакомство учащихся с целью урока Медиа-лекция через презентацию 1. Явление диффузии в газах (рассказ учителя) 2. Явление диффузии в жидкостях (рассказ учителя) 3.Явление диффузии в твердых телах (рассказ учителя) 4. Формулировка явления диффузии (рассказ учителя) 5. Объяснение диффузии в газах, твердых телах и жидкостях (беседа с учащимися) 6. Значение явления диффузии в жизни человека и животных, в технике (рассказ учителя) 8. Связь скорости движения молекул с температурой (беседа с учащимися) 9. Броуновское движение (рассказ учителя) Учитель выслушивает и корректирует ответы на вопросы Объяснение приемов работы с тестом (слайд №20). Консультации по использованию программированного материала Объяснение домашнего задания |
Слушают учителя, психологический
настрой Слушают учителя Работа со слайдами №5,6. Беседа. Выполнение фронтального опыта №1 Беседа. Работа со слайдами №7,8. Выполнение фронтального опыта №2 Беседа. Выполнение фронтального опыта №3,работа со слайдами №10,11 Работа со слайдом №9. Работа с текстом учебника. Работа со слайдами №5-8,10-11. Делают вывод из проделанных опытов №1,2,3 Работа со слайдами №14,15,16,17 Выполнение фронтального опыта №4.Делают выводы Работа со слайдом № 19. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы теста (слайд №20) Запись домашнего задания в дневник п.9 , задание 2 |
1. Фронтальный опыт №1 (Диффузия в газах).
Приборы: пробирка с пробкой, кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом.
Задание:
1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом.
2.Объясните распространение запаха с точки зрения строения вещества.
2. Фронтальный опыт №2 (Диффузия в жидкостях).
Приборы: пробирка с кристалликами перманганата калия, пробирка с водой, стакан с водой, лист бумаги.
Задание:
1.Смочите часть листа бумаги водой, положите на увлажненное место кристаллик марганцовки.
2.Объсните наблюдаемое явление.
3. Фронтальный опыт №3 (Диффузия в твердых телах).
Приборы: стеклянная пластинка с кристалликами йода, парафиновая пластинка.
Задание:
1. Положите кристаллики йода на парафиновую пластинку.
2. Объясните наблюдаемое явление.
4.Фронтальный опыт №4 (Зависимость скорости протекания диффузии от температуры).
Приборы: Два стакана с холодной и горячей водой, кристаллики сахара
Задание:
1. Положите кристаллики сахара в стакан с холодной водой и в стакан с горячей водой.
2. Объясните наблюдаемое явление.
Тест по теме "Движение молекул"
1. К какому классу понятий относится диффузия?
А) к физической величине;
Б) к физической единице измерения;
В) к физическому явлению.
2. Что является причиной явления диффузии?
А) движение молекул;
Б) наличие промежутков;
В) размеры молекул.
3. В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?
А) в газообразном
Б) в твердом
В) в жидком
4. Укажите пример диффузии в жидкостях:
А) спирт растворяется в воде.
Б) запах духов распространяется в комнате.
В) запах нафталина распространяется в воздухе.
5. Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?
А) увеличение скорости движения молекул.
Б) увеличение беспорядочности движения молекул.
В) увеличение промежутков между молекулами.
Литература.
1. Виртуальная школа "Кирилла и Мефодия". Физика 7-11 класс, 2003г., часть I.
2. Электронное издание. Физика 7-9 класс. - M.: Просвещение - Медиа, 2004г., "Новый диск - 2004".
3. Шевцов В.А. Физика, 7 класс. Поурочные планы, В, 2003г.
4. Полянский С.Е. "Поурочные разработки по физике, 8 класс. - М.: Вако, 2005г.
5. Павленко Н.И. Тестовые задания по физике 7 класс. - Школьная пресса, 2003 г.
6. Чеботарева А.В. Тесты по физике. - Экзамен, 2007.
7. Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2007г.
8. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. - М.: Просвещение, 1981.