Ход урока
I. Оргмомент.
Слово учителя:
- Вот мы и подошли к завершению темы о парных звонких и глухих согласных. На протяжении предыдущих уроков мы с вами повторили пары согласных букв, пары согласных звуков, теперь знаем правило, помогающее писать слова с парной согласной. А сегодня перед нами стоит задача вспомнить все это, применить правило на деле.
II. Основная часть урока
1. Повторение.
Слово учителя:
- На доске записаны парные согласные. Только одна буква в паре отсутствует. Восстановите запись.
Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/С, Г/К, ?/Ф
(Ответы учеников.)
- Давайте вспомним основное правило, которое помогает безошибочно писать слова с данной орфограммой.
(Слова с парным согласным звуком на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного стоит гласный.)
- Чтобы работать было интересно, я решила пригласить в гости Зимушку-зиму. Появится она не сразу, а постепенно, на разных этапах урока. Вы готовы к встрече с гостьей? (Да!) Тогда послушайте первое задание.
(На доске прикреплена картина, на которой в ходе уроке появляются отдельные её фрагменты. К заключительному этапу урока ребята увидят общий вид картины.)
Задание 1. Я буду читать небольшой рассказ. Вы же должны внимательно слушать его, обращать внимание на то, как преобразится внешний вид нашей гостьи и постараться выбрать из рассказа слова с парной согласной.
Итак, внимание!
":Доброй хозяйкой пришла к нам в гости зима. Вот холм на опушке (на картине появляется первый фрагмент - вид холма). С него шаловливый ветер взял да и сорвал белую шапку. В тяжёлые снеговые шубы нарядила она ели и сосны, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, даже о веточках не позабыла - им пуховые варежки. (На картине - второй фрагмент: изображение елей и сосен.)
И рябине подарок - белая шаль. (Третий фрагмент появился на картине.) Из-под неё - ягодки, словно красные серьги, виднеются:"
(После прослушивания текста дети находят слова с данной орфограммой. Учитель выставляет карточки с этими словами на магнитной доске. Появляется следующая запись:
(ж/ш)
опу( . )ка
(б/п)
ша( . )ка
(ж/ш)
варе( . )ки
(д/т)
яго( . )ки.
Ученики объясняют выбор парной согласной, подбирая проверочные слова).
2. Проверка домашнего задания
Дети выбирают из домашнего упражнения группы слов с парной согласной д
( тетрадь, дождь, огород) , с парной согласной б (хлеб, дуб), с парной согласной г ( пирог , сапог). /Упр. З58 /
Повторение ранее изученных правил.
Задание 2.
Слово учителя:
- А теперь снова обратимся к нашей гостье. Ребята, в следующем тексте присутствуют родственные слова. Постарайтесь их услышать.
": Стоишь, смотришь вокруг, и дух захватывает от этой красоты. А под ноги себе глянь! Неповторимый рисунок создали на белом покрывале земли следы и следочки зверей и птиц:" (На доске вновь появляется фрагмент картины, иллюстрирующий данный текст.)
Слово учителя:
- Ребята, а какие слова мы называем родственными? (Учащиеся вспоминают правило.)
- Смогли вы уловить группу родственных слов из данного отрывка? (Следы - следочки.)
(Учитель обращает внимание детей на следы в классе.)
- Ребята, посмотрите. Кто-то оставил в нашем классе следы. Видимо, не только Зима у нас в гостях. А давайте пойдём по этим следам. Может быть, узнаем кто к нам пришёл. Чтобы веселей было в пути, предлагаю нам поиграть. Мы только что вспомнили о родственных словах. Давайте попробуем перечислить "родственников" слова СНЕГ. На каждый след - ваше слово.
(Выстраивается цепочка слов: снег - снежок, снежный, снежинка, снеговик и т. д. )
Слово учителя.
- Ребята, ну вот и наша гостья. Это давно знакомая вам девочка Точка. Как всегда она принесла вам задание: нужно расставить точки в рассказе, в некоторых словах вставить пропущенные орфограммы, доказать их правописание.
(На доске заранее записан следующий текст:
Выпал пуш*стый сне* м*ро* сковал землю на пруду бл*стящий ле* только птицам т*жела з*ма им голо* хуже хол*да пок*рмите птиц з*мой.
Дети читают про себя текст, считают количество предложений, доказывают свой ответ. На партах у ребят лежат эти же тексты, но отредактированные. Проводится комментированное письмо.)
4. Физминутка.
Мы пришли в зимний лес,
Полный сказок и чудес,
Слева - березка в шубке стоит.
Справа - елка на нас глядит.
По тропинке зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Снежинки в небе кружатся
И тихо на землю ложатся.
Здесь серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет теперь он нас.
5. Устная работа над словами по данной теме.
Слово учителя:
":Вот из-за серой тучки выглянуло солнышко. (Новый фрагмент картины появился на доске.)
Заискрилось, засверкало все кругом, вздрогнули и потянулись к солнцу мохнатые веточки елок. В такую пору и усталости не чувствуется. Многие люди проводят свой отдых в лесу. Они не боятся мороза, они смеются, играют в снежки. Щеки порозовели, как яблоки:"
- Наверно, наша девочка Точка от услышанного рассказа захотела погулять в лесу. Давайте-ка мы ее сейчас оденем и дадим возможность на время оказаться в нашем нарисованном лесу. А одевать мы будем: (на магнитной доске появляются слова) шапку, сапожки, шубку, варежки, шарф.
- Ребята, укажите в данных словах главную орфограмму сегодняшнего урока и докажите правописание той или иной парной согласной.
(Дети объясняют написание парной согласной. Преображается и вид девочки Точки.)
Письмо по памяти.
Учитель читает стихотворение И. Сурикова "Зима"
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело.
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы.
И зима настала.
(Проводится работа по составлению "Шпаргалки" последнего четверостишия для письма по памяти на следующем уроке.)
Общий вид "шпаргалки":
/_____ дни _____,
Солнце _______ _____.
/______ ______ морозцы.
/__ зима ______.
III. Итог урока.
": В окнах стали загораться огни, задымили трубами дома. Заискрился под ногами, под окнами снег. Еще таинственнее стало вокруг. Пора возвращаться домой".
- Пора и Точке возвращаться в класс, пора и нам заканчивать урок. Давайте подведём итоги.
- Вспомните правило правописания парных согласных. (Дети читают правило).
- Назовите слова, в которых есть эта орфограмма.
- Что вам понравилось на уроке?
(Оценивание работы учащихся. Домашнее задание.)