Основные виды петель: изобретательные цепочки, "многоликие столбики"

Разделы: Технология


Цели урока:

Обучающие:

  • Изучить технологическую последовательность вязания крючком основных видов петель, совершенствовать навыки вязания крючком, сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приемам работы. Выполнить практическую работу по вязанию и "рисованию" картин.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.
  • Формировать интерес к культуре и искусству.
  • Развивать координацию движению рук.

Воспитывающие:

  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда, аккуратности и организованности.

Оборудование: рабочая тетрадь, нитки (пряжа), крючки, клей "момент", ткань, плакаты, картинки, рисунки последовательности вязания цепочки, столбиков без накида, с накидом и способ держания крючка, иголки, калька, копировальная бумага, ножницы.

Ход урока

Истинное сокровище для людей
- это умение трудиться.
Эзоп.

Сообщение темы и цели урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

I. Актуализация.

Учитель: Научиться вязать крючком-проще простого. Никакого сравнения со спицами! Недаром рукодельницы называют их "интеллигентками", а крючок "простаком". Простак-то он простак, зато работать умеет быстро, ловко и многое ему доступно, о чем спицы и мечтать не смеют. Говорят "крючок-простачок все стерпит".

1. Что имеется ввиду? Ответ учащихся-нитки, он может вязать из каких угодно: совсем тонюсеньких или очень толстых, как бельевая веревка.

2. Какого качества должны быть нитки? Ответ учащихся-не имеет особого значения: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или нарезанные полоски ткани-все годится для вязания неприхотливым простаком.

3. Можно ли использовать некачественные нитки? Ответ учащихся-можно. Плотно связанное крючком из таких ниток получается прочное, плотное.

4.Что означает номер крючка? Ответ учащих-диаметр крючка в миллиметрах.

5. Чему должен соответствовать номер крючка? Ответ учащихся-толщине пряжи.

II. Формирование новых понятий и действий.

Инструктаж безопасности труда.

Учитель рассказывает и показывает.

Для того чтобы научиться вязать крючком, сначала нужно научиться держать крючок в руке. Наиболее удобный и распространенный способ: крючок держат тремя пальцами, как карандаш, при этом крючок лежит на руке, большой и указательные пальцы держат его близко к концу.

Учащиеся проделывают упражнение вместе с учителем. Учитель контролирует правильность приемов держания крючка, соблюдением правила безопасности.

Учитель рассказывает и показывает, учащиеся повторяют выполнение петли за учителем.

Теперь попробуем связать крючком цепочку из петелек-они называются водушными, так как вытягивают одну из другой на воздух.

Нить от клубка положите на указательный палец левой руки, пропустите под средним и безымянным и расположите поверх мизинца.

Поверните кисть ладонью к себе, прижмите нить большим пальцем к среднему, а указательный слегка приподнимите вверх.

Правой рукой введите крючок между нитями, поверните его против часовой стрелки, сделав полный оборот на 360?.

На нитке появилась не закрепленная снизу петля, а крючок принял первоначальное положение.

Зажмите основание петли большим и указательным пальцами, ослабьте немного петлю, подхватите крючком нить с указательного пальца и протяните в петлю.

Затяните петлю на крючке-это петля цепочки-определитель размера всех следующих петелек. Она должна плотно обхватывать крючок, но в то же время он должен легко в нее пройти вместе со второй петлей.

Подведите крючок снизу под нить, на указательном пальце, то есть сделайте накид, и, захватив накид бородкой, протяните в первую петлю.

На крючке-вторая воздушная петля. Третью и все последующие петли провязывайте точно так же, как вторую.

Учащиеся выполняют цепочку самостоятельно(5мин) с соблюдением технологии, техники безопасности и правильности выполнение приемов работы.

Целевой обход учителя.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

Учитель. Вязание любого узора начинается с вывязывания цепочки из воздушных петель, и тогда она уже называется по-другому, подготовительным рядом-основанием будущего узора.

Вязанием крючком, как и вязание на спицах, стоит на своих "трех китах": накид, воздушная петля и столбик (у спиц: лицевая петля, изнаночная и накид). На эти три главные элемента "опирается" вся техника вязания крючком: вывязывание узоров, плоских полотен, объемных вещей, сложных отдельных мотивов. Какие бы ни появлялись сверхнеобычные узоры или приемы вязания, без "трех китов" их выполнить невозможно.

Учитель рассказывает и показывает. Учащиеся выполняют вместе с учителем.

Столбик без накида.

Введите крючок во вторую петлю цепочки, не считая петлю на крючке, и накиньте на него рабочую нить, то есть сделайте один накид.

Протяните накид через вторую петлю цепочки, затем сделайте еще один накид и протяните его через обе петли, находящиеся на крючке.

Образовался столбик без накида.

Учащиеся продолжают выполнять столбик без накида. Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность посадки при работе, правильные технологические приемы, соблюдение правил безопасности труда.

Учитель рассказывает и показывает правила выполнения столбика с одним накидом. Учащиеся выполняют вместе с учителем.

Сделайте накид, введите крючок в четвертую петлю цепочки, не считая петлю на крючке, подхватите нитку, протяните в петлю и, сделав еще накид, протяните его через петлю и накид.

Сделайте накид и протяните его через две петли, расположенные на крючке.

Образовался столбик с одним накидом, его высота соответствует двум воздушным петлям, то есть двум кромочным.

Учащиеся продолжают выполнять столбик с одним накидом. Учитель, контролирует

правильность выполнения, безопасность труда.

Учитель рассказывает и показывает выполнение столбика с воздушной петли. Учащиеся выполняют вместе с учителем.

Введите крючок в 4-ю петлю цепочки, не считая петлю на крючке, и вытяните петлю. Сделайте накид и протяните его в петлю.

На крючке две петли. Сделайте накид и провяжите обе петли.

Получился столбик с воздушной петлей. Его высота -две воздушные петли.

Учащиеся продолжают выполнять столбик с воздушной петлей.

Учитель, контролирует правильность выполнения, безопасность труда.

Тем учащимся, которые успешно справились с работой, предлагается самостоятельно выполнить столбик с двумя накидами по рисункам находящимся у них на столах.

Учитель. В отличие от накида и воздушной петли, которые не любят менять свою "наружность", столбик может "многоликим": выпуклым, плоским, пышным, перекрещенным, без накида или наоборот сразу с двумя-тремя накидами. Трудно перечислить все его лица.

Рукодельницам было непросто справляться с таким проворным столбиком, пока не обозначили каждую разновидность столбика определенным знаком.

Вот теперь из знаков нетрудно было составить схемы, наглядно показывающие особенности построения каждого узора. Надо сказать, что своеобразие вязания крючком таково, что им проще и быстрее вязать, имея перед собой четкую наглядную схему узора, нежели его словесное описание, порой слишком многословное.

Учащиеся записывают в тетрадь условные обозначения.

Учитель. Пользуясь условными обозначениями составим схему узора из столбиков без накида на 10 петель-2 ряда.

Объясняя, учитель выполняет схему на доске, учащиеся в тетрадях (схема).

Вязание начинается с цепочки из воздушных петель- это подготовительный ряд. Он не входит в счет рядов (нулевой) и является основанием для будущего узора. На схеме нулевой ряд изображен в виде цепочки из воздушных петель, с пронумерованными петлями. Темные воздушные петли - это кромочные (петли для подъема). На схеме справа стоит цифра "1р" - это номер ряда и начинать его необходимо с одной петли для подъема.

Задание учащимся: составить схему узора из столбиков с накидом и схему узора из столбиков с воздушной петлей - 1 ряд на 10 петель, пользуясь таблицей "условные обозначения".

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения схем, помогает, поправляет, (схемы 2 и 3).

III. Формирование новых умений и навыков.

Учитель. Беседа с учащимися.

Вопросы:

  1. Почему петли из которых вяжется цепочка называются воздушными?
  2. Какая петля цепочки является определителем размера всех следующих петель?
  3. Основанием будущего узора является?
  4. На какие три главные элемента "три кита" опирается вся техника вязания крючком?
  5. Каким может быть столбик?
  6. Как условно обозначается воздушная петля? Столбик с одним накидом?

Учитель. Научиться вязать цепочки - дело одной минуты, а вот работать с ним, как с красками совсем не просто!

Петелька за петелькой - в руках появляются оригинальные краски- цепочки, которыми можно "рисовать" самые разные картины.

Цветные цепочки, столбики, связанные вами крючком из пряжи разложим по цвету: яркие-оранжевые, желтые, зеленые, фиолетовые одним словом все цвета радуги; и нежных оттенков : розовые, кремовые, серые, бежевые:

Это ваши краски. Теперь с вашими цепочками могут происходить самые настоящие "чудеса" они могут превращаться в кудрявое дерево, плотный узор или сказочный цветок. Можно "нарисовать" картины, панно, выложить узор на диванных подушках.

Вы можете составить не сложный сюжет сами, нужно только подключить свою фантазию, или выбрать из предложенных вам картинок.

Иногда картинка, которую вы решили нарисовать слишком мала или напротив, очень большая.

Каким образом можно увеличить или уменьшить рисунок? Ответ учащихся: довести ее до нужного размера совсем просто. Рисунок разлиновывают на одинаковые квадраты произвольной величины, как бы превращая его в "шахматную доску". В каждом квадрате окажется свой "кусочек" рисунка. На чистый лист бумаги наносят тоже число квадратов, но другого размера: для увеличения большие, для уменьшения маленькие квадраты. Затем переводят его на ткань.

Каким способом можно осуществить перевод рисунка на ткань? Ответ учащихся - копировальная бумага, калька.

Учитель рассказывает и показывает.

Цепочки вплотную друг другу выкладывают по рисунку и закрепляют на ткани потайными стежками нитками того же цвета или клеем "момент".

Картину можно "нарисовать" бугорками. Для этого берут рыхлую ткань, или мешковину протыкают крючком ткань с лицевой стороны, захватывают цепочку, сложенную вдвое, и вытягивают наверх - получается бугорок. С цепочками можно работать не только по заданному рисунку, но и произвольно.

Практическая работа учащихся.

Разделить класс на группы 2-3 человека.

В группах учащиеся работают с цепочками и столбиками фантазируя свои сюжеты или используя готовые. Распределяют цепочки по цвету, довязывают недостающие "краски", наклеивают или пришивают, если это бугорки то протягивают их соответственно рисунка или фантазии.

Учитель напоминает правила соблюдения безопасности труда, контролирует, обходя рабочие места учащихся, правильность приемов работы, соблюдение технологии, безопасности труда.

IV. Рефлексия.

Беседа с учащимися.

Что нового узнали на уроке?

Что нового научились делать?

Увидели ли вы в своей работе подтверждение слов "крючок-простачок все стерпит?

Какие трудности вы испытали при выполнении практической работы?

Учитель показывает работы учащихся, отличает типичные ошибки, оценивает работу по следующим критериям:

а). Интересный и оригинальный выбор мотива;

б). Техническое и конструктивное решения изделия;

в). Уровень сложности и степень овладения им;

г). Использование материалов по назначению, их соответствие художественному замыслу.

д). Гармоничное сочетание цветов;

е). Композиционное решение работы;

ж). Стилевое своеобразие;

з). Аккуратность исполнения.

6. Оценки за устные ответы.

V. Домашнее задание. Если учащиеся не успели выполнить практическую работу на уроке, заканчивают дома.