Цели:
- Учить выбирать нужную информацию.
- Расширять кругозор детей о курении и его вреде.
- Воспитывать у детей ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение к курению.
Форма: Беседа с элементами моделирования.
Оборудование: книги, пословицы и журналы о курении, плакаты, рисунки детей, факты из газеты «Медицинские новости», заготовки слов для моделирования.
№ | Этапы урока | Краткое содержание |
1. | Организационный момент | Проверить подготовку детей к занятию и объявить начало занятия. |
2. | Определение темы, постановка цели занятия. | По названию определить тему занятия и выяснить о чём пойдёт речь на занятии. |
3. | Игра «Волшебный стул» | По желанию ребята садятся на стул, а одноклассники говорят о нём только доброе и хорошее. |
4. | Беседа по теме занятия. | Использовать пословицу, объяснить её смысл и познакомить детей со сказкой. |
5. | Оздоровительная минутка. | Делаем массаж лица, который способствует хорошей работе мозга, развитию памяти и мышления. |
6. | Это интересно! | Заслушать материал, который приготовили дети самостоятельно и обратиться к приготовленным рисункам и плакатам, сделать выводы и узнать медицинские новости. |
7. | Викторина «В объятиях табачного дыма» | Через викторину расширить знания детей о табаке и выявить причины курения среди подростков. |
8. | Игра «Убеди друга» | Дети пытаются своими рассказами убедить других в том, что курение вредно для здоровья. Родители делают выводы об этом из своей жизни. |
9. | Модель схемы. | Дети моделируют схему на тему «Вред обществу» |
10. | Вывод для волшебников и ребят | Волшебники из сказки получили много знаний о табачном дыме и теперь смогут оказать помощь людям. |
11. | Инсценирование сказки. | Инопланетяне прибыли в город, где много табачного дыма. Они знакомятся с землянами, общаются. Но задымлённая планета влияет на здоровье инопланетян и они улетают. А земляне обещают им сделать планету здоровой, а никотину сказать: «Нет!» |
12. | Итог. | Все дети высказываются о том, что взяли с занятия именно для себя. |
Ход занятия
Ι. Организационный момент.
Все к занятию готовы. Начинаем.
ΙΙ. Определение темы. Постановка цели занятия.
– О чём сегодня будем говорить? Какие цели поставим?
– Узнать как можно больше о курении и сделать правильные выводы.
ΙΙΙ. Игра «Волшебный стул»
Каждый, кто сядет на этот стул, обладает только хорошими качествами, привычками и поведением. Сегодня на него присядут Анжела и Дима, а мы поочерёдно скажем о них что-нибудь хорошее и доброе. Хором проговариваем: «Мы хорошие, добрые ребята. Мы заботимся о своём здоровье»
ΙV. Беседа по теме.
Одна русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо» Как вы понимаете эти слова? Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?
Послушайте сказку:
В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся.
В один чудесный летний день они приземлились в очень странном задымлённом городе: их встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящие трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели, как маленькие старички.
Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слёзы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твёрдым намерением узнать всё о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки.
Давайте поможем волшебникам и расскажем им всё, что знаем о табаке и табачном дыме.
V. Оздоровительная минутка.
Нужно встать и сделать массаж лица, чтобы хорошо думать и всё запоминать:
- Начинаем с ушей. Сначала оттягиваем впёред, затем назад, считая медленно до десяти, причём начинаем с открытыми глазами, потом с закрытыми. Всё это повторяем шесть раз.
- Затем в течение одной минуты массируем щёки круговыми движениями пальцев, далее двумя пальцами как бы рисуем круги на подбородке и лбу, считая до тридцати.
- Потом массируем в течение одной минуты верхние и нижние веки, не закрывая глаз, а позже переходим к массажу носа подушечками указательных пальцев, нажимая ими на кожу от основания носа до ноздрей. И так двадцать раз.
- Последнее упражнение – движения челюстями: открываем рот и нижней челюстью делаем резкие движения, сначала слева направо, потом наоборот. Всего десять раз. Молодцы!!!
VΙ. Это интересно!
Давайте узнаем, что же вы нашли о курении.
Выступления учащихся класса:
- Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.
- Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 году, были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба. Они втянулись в это занятие, а траву для курения называли «сигаро» В Англии, в эпоху Елизаветы Ι, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России, во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова, уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, а во второй – обрезанием носа или ушей. Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра Ι, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
- Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ, табачные смолы и многие другие.
- Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашиваетсяУгарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.
- Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из ста – лошадь.
Вывод: Курение опасно для здоровья человека, особенно для растущего организма.
Вот факты, взятые из газеты «Медицинские новости»:
- Из каждых ста человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили;
- Из каждых ста человек, умерших от болезни сердца, 25 курили;
- Из каждых ста человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
- Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более, чем на 8 лет;
- Каждый седьмой длительно курящий человек страдает тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов;
- Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязнённость которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
- 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение ещё опаснее.
VΙΙ. Викторина «В объятиях табачного дыма»
-
Родина табака?
- Южная Африка;
- Южная Америка;
- Южный полюс. -
Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с травой в руках, которую они употребляли для курения и называли…
- сигаро;
- папирус;
- самакруто. -
В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
- Испания;
- Италия;
- Бразилия. -
Книга, написанная английским королём Яковом Ι в 1604 году, называется…
- «О вреде табака»;
- «О пользе курения»;
- «Об истории трубки». -
Для чего чистят курительные трубки?
- Чтобы собрать остатки табака;
- Чтобы удалить табачный дёготь;
- От нечего делать. -
Кого называют «курильщиками поневоле»?
- Тех, кто находится в обществе курящих;
- Тех, кого заставляют курить принудительно;
- Тех, кто курит в тюрьме.
Молодцы!!! Давайте подумаем: почему подростки начинают курить?
- За компанию;
- Из любопытства;
- Слабая воля;
- Не занимаются спортом;
- Влияние рекламы, кино, телевизора;
- Наличие карманных денег и т.д.
VΙΙΙ. Игра «Убеди друга»
Составьте рассказ из нескольких предложений о том, что курение вредно.
Вывод учащихся и родителей класса: Кто страдает от курения?
– И те, кто курит и те, кто находится рядом, – значит, курение наносит вред обществу!
ΙX. Моделирование схемы.
X. Вывод для волшебников и для ребят:
Теперь волшебники из сказки, да и вы, ребята, многое знаете о табачном дыме и табаке. Волшебники смогут помочь людям из задымлённой страны, ведь они умеют делать добрые дела.
XΙ. Инсценирование сказки.
Сейчас группа ребят покажет нам сказку о вреде курения.
Сказка о вреде курения и о том, как инопланетяне не смогли дышать загрязнённым воздухом Земли.
Звучит «космическая музыка», под звуки которой на сцене появляются инопланетяне.
Инопланетянин Ι: (Обращаясь в зал)
Планета ваша далеко,
к вам миллионы лет пути,
Добраться было нелегко,
не просто вас, землян, найти.
Инопланетянка: (Осматриваясь)
…Планета, словно вся в дыму,
откуда эти гарь и пыль?
У нас в Галактике давно
летает воздухомобиль.
Звучит «земная» музыка, на сцене появляются земляне.
Землянин Ι: (Обращаясь к инопланетянам)
Мы очень рады видеть вас.
Проделали вы трудный путь,
И всё же посетили нас,
мы приглашаем отдохнуть.
Землянин ΙΙ:
Ваш образ жизни нам неведом:
что можно вам, а что нельзя…
Но вас встречает вкусным хлебом
гостеприимная Земля.
Земляне подносят инопланетянам каравай хлеба.
Инопланетянка:
О, как воздушен он и вкусен!
Нас научите печь его.
Инопланетянин:
Как видно, пекарь ваш искусен.
А мы вам дарим молоко.
Наш Млечный путь в молочных реках,
взбиваем масло мы из рек.
И по Галактике в тарелках
развозим это…(показывает молоко и масло) Человек!
Инопланетянка:
Земле красивой, как светлица,
наш скромный дар.
(протягивает масло землянину)
Пусть хлеб Земли
со звёздным маслом единится
Попробуй-ка, намажь, возьми.
Земляне мажут хлеб маслом, разливают молоко по кружкам. По сцене пускается пар.
Инопланетянин ΙΙ:
Запьём мы молоком чудесным
безалкогольный звёздный пир.
Землянин ΙΙ:
Пусть это отзовётся повсеместно,
И весь прекрасный звёздный мир
Поднимет чашу с молоком полезным!
Пьют молоко, Инопланетянка падает без сознания.
Инопланетянка Ι:
Я чувствую, слабее стала,
Вдруг закружилась голова,
Глазами видеть перестала.
Инопланетянин ΙΙ:
Дым…Началась у вас война?
По сцене пускают пар. Звучит тяжёлая музыка.
Землянин Ι:
Вы сигареты не видали?
Тогда мы вам её представим:
Вулкан, чадящий изо рта!
И привлекательна она едва ли.
Инопланетянин ΙΙ:
Друзья! Вы, кажется, пропали,
в дыму несчастная Земля!
Инопланетянка:
Как можно видеть, слышать, думать,
когда вокруг туман и смрад?
Страшнее вещи не придумать
для ваших взрослых и ребят.
Инопланетянин ΙΙ:
В тарелку! Мигом улетаем!
Не сможем долго мы дышать.
Слух, зренье, мозг – всё погибает!
Прощайте! Вас пора спасать!
Инопланетянка уходит, опираясь на плечо инопланетянина. Звучит музыка улетающей тарелки. Земляне, помахав руками, опускаются на землю, поникнув головами.
Землянин Ι:
Как хорошо всё начиналось:
хлеб, масло, чудо-молоко…
Землянин ΙΙ:
И так внезапно оборвалось,
они теперь уж далеко.
Землянин ΙΙΙ:
Спасенье в нас самих, Земляне!
Мы скажем никотину «Нет»!
Вернитесь, инопланетяне,
мы станем лучшей из планет.
Землянин ΙV:
Пусть будут родники искриться,
и воздух чист, прозрачен, свеж.
Землянин V:
Пусть люди будут все стремиться,
чтоб наступил такой рубеж,
Когда большие тёти, дяди
наклеят на рекламный щит,
То, что не денег только ради,
то, что здоровье защитит.
Землянин Ι:
Пусть не страдают больше люди
в дыму чадящих сигарет.
Науку эту не забудем.
Все: (Хором)И никотину скажем «Нет»!
Звучит вступление к песне В. Шаинского «Улыбка». Поют все участники спектакля.
Ι куплет:
Нас рекламой с толку сбить нельзя,
Рекламируют, что нужно и не нужно.
Что же выбрать, милые друзья?
– Только лучшее, – ответим мы вам дружно.
Припев:
И тогда, наверняка, скажем вредному: «Пока»!
Мы здоровыми хотим служить Отчизне.
И на целый белый свет никотину скажем: «Нет»!
Голосуем за здоровый образ жизни.
ΙΙ куплет:
Быть рекламе только для добра,
Что полезно, мы должны узнать из школы!
И поймёт, конечно, детвора,
Что здоровье наше надо охранять!
Припев
Голос за сценой: А кто пойдёт за «Клинским»?
Все: (Хором) А никто! Здоровым хочешь быть – пей молоко!
Ведущий:
Мы сказкой никого не осуждаем,
Ты волен сделать выбор, ЧЕЛОВЕК!
Удачи мы, любя, тебе желаем,
Войди здоровым в XXI век.
XΙΙ. Итог:
– Какой же вывод сделаете каждый для себя?
Высказывания учащихся:
Вы сделали правильный вывод. Внеклассное занятие окончено. Всем спасибо за работу.
Список литературы:
- Статья «Курильщик – сам себе могильщик», журнал «Воспитание школьников» № 4, 2001, стр.54.
- Статья «Курить или не курить?», журнал «Воспитание школьников» № 8, 2001, стр. 67.
- Статья «Курить или не курить?», журнал «Мы» № 1, 2001, стр. 31.
- Статья «Курить или жить?», серия «Сердце отдаю детям», книга «Классные часы в 5-7 классах», 2004, стр. 200.
- Статья «В объятиях табачного дыма», газета для внеклассного чтения «Последний звонок» № 6, 2005, стр. 7.
- Статья «Курение – добровольное безумие», газета «Последний звонок», стр. 13.
- Журнал «Педсовет» № 5, 2004.