Внеклассное мероприятие в 4-м классе на тему "Злой волшебник - табак"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Учить выбирать нужную информацию.
  2. Расширять кругозор детей о курении и его вреде.
  3. Воспитывать у детей ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение к курению.

Форма: Беседа с элементами моделирования.

Оборудование: книги, пословицы и журналы о курении, плакаты, рисунки детей, факты из газеты «Медицинские новости», заготовки слов для моделирования. 

   Этапы урока  Краткое содержание 
1. Организационный момент Проверить подготовку детей к занятию и объявить начало занятия.
2. Определение темы, постановка цели занятия. По названию определить тему занятия и выяснить о чём пойдёт речь на занятии.
3. Игра «Волшебный стул» По желанию ребята садятся на стул, а одноклассники говорят о нём только доброе и хорошее.
4. Беседа по теме занятия. Использовать пословицу, объяснить её смысл и познакомить детей со сказкой.
5. Оздоровительная минутка. Делаем массаж лица, который способствует хорошей работе мозга, развитию памяти и мышления.
6. Это интересно! Заслушать материал, который приготовили дети самостоятельно и обратиться к приготовленным рисункам и плакатам, сделать выводы и узнать медицинские новости.
7. Викторина «В объятиях табачного дыма» Через викторину расширить знания детей о табаке и выявить причины курения среди подростков.
8. Игра «Убеди друга» Дети пытаются своими рассказами убедить других в том, что курение вредно для здоровья. Родители делают выводы об этом из своей жизни.
9. Модель схемы. Дети моделируют схему на тему «Вред обществу»
10. Вывод для волшебников и ребят Волшебники из сказки получили много знаний о табачном дыме и теперь смогут оказать помощь людям.
11. Инсценирование сказки. Инопланетяне прибыли в город, где много табачного дыма. Они знакомятся с землянами, общаются. Но задымлённая планета влияет на здоровье инопланетян и они улетают. А земляне обещают им сделать планету здоровой, а никотину сказать: «Нет!»
12. Итог. Все дети высказываются о том, что взяли с занятия именно для себя.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Все к занятию готовы. Начинаем.

ΙΙ. Определение темы. Постановка цели занятия.

– О чём сегодня будем говорить? Какие цели поставим?

– Узнать как можно больше о курении и сделать правильные выводы.

ΙΙΙ. Игра «Волшебный стул»

Каждый, кто сядет на этот стул, обладает только хорошими качествами, привычками и поведением. Сегодня на него присядут Анжела и Дима, а мы поочерёдно скажем о них что-нибудь хорошее и доброе. Хором проговариваем: «Мы хорошие, добрые ребята. Мы заботимся о своём здоровье»

ΙV. Беседа по теме.

Одна русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо» Как вы понимаете эти слова? Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?

Послушайте сказку:

В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся.
В один чудесный летний день они приземлились в очень странном задымлённом городе: их встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящие трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели, как маленькие старички.
Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слёзы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твёрдым намерением узнать всё о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки.

Давайте поможем волшебникам и расскажем им всё, что знаем о табаке и табачном дыме.

V. Оздоровительная минутка.

Нужно встать и сделать массаж лица, чтобы хорошо думать и всё запоминать:

  • Начинаем с ушей. Сначала оттягиваем впёред, затем назад, считая медленно до десяти, причём начинаем с открытыми глазами, потом с закрытыми. Всё это повторяем шесть раз.
  • Затем в течение одной минуты массируем щёки круговыми движениями пальцев, далее двумя пальцами как бы рисуем круги на подбородке и лбу, считая до тридцати.
  • Потом массируем в течение одной минуты верхние и нижние веки, не закрывая глаз, а позже переходим к массажу носа подушечками указательных пальцев, нажимая ими на кожу от основания носа до ноздрей. И так двадцать раз.
  • Последнее упражнение – движения челюстями: открываем рот и нижней челюстью делаем резкие движения, сначала слева направо, потом наоборот. Всего десять раз. Молодцы!!!

VΙ. Это интересно!

Давайте узнаем, что же вы нашли о курении.

Выступления учащихся класса:

  • Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.
  • Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 году, были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба. Они втянулись в это занятие, а траву для курения называли «сигаро» В Англии, в эпоху Елизаветы Ι, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России, во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова, уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, а во второй – обрезанием носа или ушей. Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра Ι, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
  • Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ, табачные смолы и многие другие.
  • Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашиваетсяУгарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.
  • Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из ста – лошадь.

Вывод: Курение опасно для здоровья человека, особенно для растущего организма.

Вот факты, взятые из газеты «Медицинские новости»:

  • Из каждых ста человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили;
  • Из каждых ста человек, умерших от болезни сердца, 25 курили;
  • Из каждых ста человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
  • Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более, чем на 8 лет;
  • Каждый седьмой длительно курящий человек страдает тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов;
  • Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязнённость которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
  • 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение ещё опаснее.

VΙΙ. Викторина «В объятиях табачного дыма»

  1. Родина табака?
    - Южная Африка;
    - Южная Америка;
    - Южный полюс.

  2. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с травой в руках, которую они употребляли для курения и называли…
    - сигаро;
    - папирус;
    - самакруто.

  3. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
    - Испания;
    - Италия;
    - Бразилия.

  4. Книга, написанная английским королём Яковом Ι в 1604 году, называется…
    - «О вреде табака»;
    - «О пользе курения»;
    - «Об истории трубки».

  5. Для чего чистят курительные трубки?
    - Чтобы собрать остатки табака;
    - Чтобы удалить табачный дёготь;
    - От нечего делать.

  6. Кого называют «курильщиками поневоле»?
    - Тех, кто находится в обществе курящих;
    - Тех, кого заставляют курить принудительно;
    - Тех, кто курит в тюрьме.

Молодцы!!! Давайте подумаем: почему подростки начинают курить?

  • За компанию;
  • Из любопытства;
  • Слабая воля;
  • Не занимаются спортом;
  • Влияние рекламы, кино, телевизора;
  • Наличие карманных денег и т.д.

VΙΙΙ. Игра «Убеди друга»

Составьте рассказ из нескольких предложений о том, что курение вредно.

Вывод учащихся и родителей класса: Кто страдает от курения?

– И те, кто курит и те, кто находится рядом, – значит, курение наносит вред обществу!

ΙX. Моделирование схемы.

X. Вывод для волшебников и для ребят:

Теперь волшебники из сказки, да и вы, ребята, многое знаете о табачном дыме и табаке. Волшебники смогут помочь людям из задымлённой страны, ведь они умеют делать добрые дела.

XΙ. Инсценирование сказки.

Сейчас группа ребят покажет нам сказку о вреде курения.

Сказка о вреде курения и о том, как инопланетяне не смогли дышать загрязнённым воздухом Земли.

Звучит «космическая музыка», под звуки которой на сцене появляются инопланетяне.

Инопланетянин Ι: (Обращаясь в зал)

Планета ваша далеко,
к вам миллионы лет пути,
Добраться было нелегко,
не просто вас, землян, найти.

Инопланетянка: (Осматриваясь)

…Планета, словно вся в дыму,
откуда эти гарь и пыль?
У нас в Галактике давно
летает воздухомобиль.

Звучит «земная» музыка, на сцене появляются земляне.

Землянин Ι: (Обращаясь к инопланетянам)

Мы очень рады видеть вас.
Проделали вы трудный путь,
И всё же посетили нас,
мы приглашаем отдохнуть.

Землянин ΙΙ:

Ваш образ жизни нам неведом:
что можно вам, а что нельзя…
Но вас встречает вкусным хлебом
гостеприимная Земля.

Земляне подносят инопланетянам каравай хлеба.

Инопланетянка:

О, как воздушен он и вкусен!
Нас научите печь его.

Инопланетянин:

Как видно, пекарь ваш искусен.
А мы вам дарим молоко.
Наш Млечный путь в молочных реках,
взбиваем масло мы из рек.
И по Галактике в тарелках
развозим это…(показывает молоко и масло) Человек!

Инопланетянка:

Земле красивой, как светлица,
наш скромный дар.
(протягивает масло землянину)
Пусть хлеб Земли
со звёздным маслом единится
Попробуй-ка, намажь, возьми.

Земляне мажут хлеб маслом, разливают молоко по кружкам. По сцене пускается пар.

Инопланетянин ΙΙ:

Запьём мы молоком чудесным
безалкогольный звёздный пир.

Землянин ΙΙ:

Пусть это отзовётся повсеместно,
И весь прекрасный звёздный мир
Поднимет чашу с молоком полезным!

Пьют молоко, Инопланетянка падает без сознания.

Инопланетянка Ι:

Я чувствую, слабее стала,
Вдруг закружилась голова,
Глазами видеть перестала.

Инопланетянин ΙΙ:

Дым…Началась у вас война?

По сцене пускают пар. Звучит тяжёлая музыка.

Землянин Ι:

Вы сигареты не видали?
Тогда мы вам её представим:
Вулкан, чадящий изо рта!
И привлекательна она едва ли.

Инопланетянин ΙΙ:

Друзья! Вы, кажется, пропали,
в дыму несчастная Земля!

Инопланетянка:

Как можно видеть, слышать, думать,
когда вокруг туман и смрад?
Страшнее вещи не придумать
для ваших взрослых и ребят.

Инопланетянин ΙΙ:

В тарелку! Мигом улетаем!
Не сможем долго мы дышать.
Слух, зренье, мозг – всё погибает!
Прощайте! Вас пора спасать!

Инопланетянка уходит, опираясь на плечо инопланетянина. Звучит музыка улетающей тарелки. Земляне, помахав руками, опускаются на землю, поникнув головами.

Землянин Ι:

Как хорошо всё начиналось:
хлеб, масло, чудо-молоко…

Землянин ΙΙ:

И так внезапно оборвалось,
они теперь уж далеко.

Землянин ΙΙΙ:

Спасенье в нас самих, Земляне!
Мы скажем никотину «Нет»!
Вернитесь, инопланетяне,
мы станем лучшей из планет.

Землянин ΙV:

Пусть будут родники искриться,
и воздух чист, прозрачен, свеж.

Землянин V:

Пусть люди будут все стремиться,
чтоб наступил такой рубеж,
Когда большие тёти, дяди
наклеят на рекламный щит,
То, что не денег только ради,
то, что здоровье защитит.

Землянин Ι:

Пусть не страдают больше люди
в дыму чадящих сигарет.
Науку эту не забудем.

Все: (Хором)И никотину скажем «Нет»!

Звучит вступление к песне В. Шаинского «Улыбка». Поют все участники спектакля.

Ι куплет:

Нас рекламой с толку сбить нельзя,
Рекламируют, что нужно и не нужно.
Что же выбрать, милые друзья?
– Только лучшее, – ответим мы вам дружно.

Припев:

И тогда, наверняка, скажем вредному: «Пока»!
Мы здоровыми хотим служить Отчизне.
И на целый белый свет никотину скажем: «Нет»!
Голосуем за здоровый образ жизни.

ΙΙ куплет:

Быть рекламе только для добра,
Что полезно, мы должны узнать из школы!
И поймёт, конечно, детвора,
Что здоровье наше надо охранять!

Припев

Голос за сценой: А кто пойдёт за «Клинским»?

Все: (Хором) А никто! Здоровым хочешь быть – пей молоко!

Ведущий:

Мы сказкой никого не осуждаем,
Ты волен сделать выбор, ЧЕЛОВЕК!
Удачи мы, любя, тебе желаем,
Войди здоровым в XXI век.

XΙΙ. Итог:

– Какой же вывод сделаете каждый для себя?

Высказывания учащихся:

Вы сделали правильный вывод. Внеклассное занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Список литературы:

  1. Статья «Курильщик – сам себе могильщик», журнал «Воспитание школьников» № 4, 2001, стр.54.
  2. Статья «Курить или не курить?», журнал «Воспитание школьников» № 8, 2001, стр. 67.
  3. Статья «Курить или не курить?», журнал «Мы» № 1, 2001, стр. 31.
  4. Статья «Курить или жить?», серия «Сердце отдаю детям», книга «Классные часы в 5-7 классах», 2004, стр. 200.
  5. Статья «В объятиях табачного дыма», газета для внеклассного чтения «Последний звонок» № 6, 2005, стр. 7.
  6. Статья «Курение – добровольное безумие», газета «Последний звонок», стр. 13.
  7. Журнал «Педсовет» № 5, 2004.