Цели:
- активизировать интерес учащихся к туризму и окружающему миру,
- включить их в коллективную творческую деятельность,
- развивать речь, мышление, память, внимание, расширять кругозор детей, словарный запас;
- воспитывать взаимопомощь, культуру поведения и общения при работе в группе,
- развивать творческие способности.
Предварительная работа: создать 2 команды из учащихся начальных классов. Каждая команда заранее готовит свою визитную карточку (название, девиз).
Костюмы и реквизит:
- плакат с надписью «Путешествие по Америке в поисках сокровищ»;
- буквы для задания «Составить слова»
- оформление (пальмы, попугаи, море с дельфинами, компас и т.д.)
- сундук с сокровищами
- СЭ диск с записью песни «Чунга - чанга»
- физическая карта Америки
- портреты - Х.Колумба, А.Веспуччи
- скамейки - 2 шт.
- дуги - 2 шт.
- обручи - 2 шт.
- веревки для вязки узлов (по количеству участников в команде);
- дидактическая игра «Костры» (пазлы)
- карточки с вопросами (см. Приложение)
- информация (о Колумбе, об открытии Америки, о лодке «Пирога»)
- листы в клетку - 2 шт.
- простые карандаши - 2 шт.
- топографические карточки - 2 шт.
- кубики (по количеству участников)
- боксерские перчатки - 4 пары
- карта по ориентированию в зале - 2 шт.
- коврики туристические
- коробки для игры «Переправа по болоту»
- кегли - 4 шт.
- лук репчатый - 12 шт.
- корзины - 2 шт.
- костюмы для участников (по количеству участников в команде)
- глобус.
Правила судейства
- 1 балл - за правильный ответ
- 0,5 балла - за неполный ответ
- 0 баллов - за неправильный ответ.
Звучит фонограмма песни. Участники и зрители мероприятия занимают отведенные для них места в зале. Под музыку входят двое ведущих в костюмах «краснокожих» и «бледнолицых».
Ход мероприятия:
Ведущий в костюме краснокожих - Здравствуйте ребята, вы все любите смотреть мультфильмы с приключениями, где есть опасности, тайны, неожиданные встречи. Сегодня вам представляется такая возможность еще раз окунуться в эти переживания, в эти тайны и болеть душой за настоящих героев приключений. Для этого мы отправимся в путешествие на неизведанный нами материк (педагог крутит глобус). Ребята, садимся все в машину времени, закрываем глаза и летим (звучит легкая музыка).
- Вот мы с вами и приземлились на материке Америки. Говорят, что в этих землях находятся алмазы, изумруды и другие ценные сокровища, которые очень давно оставили древние племена. Задача нашего путешествия - найти спрятанный здесь клад.
(Ребята смотрят на карту Южной Америки, а учитель объясняет, где она расположена).
Ведущий в костюме бледнолицых: Панамский перешеек соединяет Северную Америку с Южной Америкой. На западе она омывается Тихим океаном, Атлантическим -на востоке. Карибским морем на севере и Магеллановым проливом на юге. Площадь с островами 18 миллионов 280 тысяч кв., км.
Ведущий в костюме краснокожих:
Итак, представьте свои команды:
1. «Краснокожие».
Девиз: Не плачь, не ной, крепись, терпи. И друга поддержи плечом, Надежным будь всегда в пути!
Представление команды:
Южная Америка.
Республика Колумбия, столица Богота.
Язык испанский. Грамотность 91%.
В средние века здесь проживали индейцы. Из-за того, что большая часть жизни проходила вне вигвама, то кожа на лице и теле покрывалась бронзовым загаром. Отсюда и название - Краснокожие индейцы. Жители занимались охотой, строительством и войнами. Они были смелыми, храбрыми, смекалистыми.
2. «Бледнолицые».
Девиз: Путь наш труден и тернист, Но друзья не будем спорить. Дружбой надо дорожить!
Представление команды:
Колумбия богата изумрудами, золотом, углем. В 16 веке испанцы захватили Колумбию, начали выращивать сахарный тростник и кофе на продажу для того, чтобы разбогатеть. Они истребляли индейцев. Испанцы, британцы, португальцы имели белый цвет кожи лица и тела, за этот странный вид индейцы называли этих людей «бледнолицыми». Между европейцами и местными индейцами шла непрерывная война за власть со стороны белых и индейцев.
Но со временем белые покорили индейцев, сделали большинство из них рабов. Они завоевали не только Колумбию, но Аргентину, Перу, Чили.
Ведущий в костюме краснокожих: мы нашли старую карту, но не смогли её восстановить полностью. Часть карты утеряна. Мы думаем, что именно там находится клад. Мы предлагаем вам пройти трудные испытания, которые нанесены на карту и найти клад.
Ведущий в костюме бледнолицых: вы должны быть дружными, сильными, ловкими и умелыми. Вперёд!
1. Испытание «Лесной компас».
Каждая команда выбирает по 2 карточки. На карточках написано «Хвойные деревья», «Лесные ягоды», «Муравейники», «Мхи и лишайники». Ребята должны объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг.
Ответы детей могут быть следующими:
«Хвойные деревья». На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной. Если день жаркий, то на стволах сосен с южной стороны смола проявляется больше, чем на северной. В пасмурную погоду на северной стороне сосны можно увидеть темную мокрую полосу, образовавшуюся от застоя влаги.
«Лесные ягоды». Дольше всего зеленоватой и недозрелой бывает та сторона ягоды (земляники, брусники, голубики, черники, клюквы), которая повернута к северу. Кроме того, на открытой лесной поляне ягоды в первую очередь вызревают на южной стороне.
«Муравейники». Муравейники почти всегда располагаются возле дерева, пня или кустарника с южной стороны. Сама форма муравейника подсказывает сторону света: южная - пологий склон, северная - крутой.
«Мхи и лишайники». На деревьях с северной стороны растет гораздо больше мха и лишайника, чем с южной.
2. Испытание «Пройди по маршруту».
Ведущие раздают каждой команде листы в клетку и простые карандаши.
Это испытание для настоящих знатоков. Необходимо определить стороны света и пройти по заданному маршруту. Цифрами обозначено, сколько клеточек нужно отложить по каждому направлению каждого маршрута:
- от точки отложить на Запад (3) - 4 клетки (кл.);
- ЮВ — 5 кл.
- В-15кл.
- СВ — 5 кл.
- 3-13кл.
- С-20кл.
- ЮВ-10кл.
- Ю3-10кл.
- 3-9кл.
Ведущий в костюме краснокожих: когда вы пройдёте весь маршрут, у вас получится рисунок. Итак, начали...
3. Испытание «Знаешь ли ты топографические знаки».
На предложенном рисунке представлены топографические знаки, повторяющиеся дважды, но один из них своей пары не имеет. Найдите этот знак и определите его название (река с притоком), а так же назовите все топографические знаки изображенные на рисунке:
- Овраг;
- Скалы - останцы;
- Сосновый лес;
- Вырубленный лес;
- Смешанный лес;
- Гора;
- Дом лесника;
- Карьер;
- Сад;
- Бурелом;
- Родник;
- Мост через реку;
- Кустарник.
4. Испытание «Индейские письмена».
Каждая команда поочередно предлагает свою версию перевода каждого письма (у индейцев принято короткие письма писать справа налево). Судья оценивает точность перевода.
Лучшая версия получает 1 балл.
- Идти шагом - по правой дороге - до холма - остановка;
- Идти шагом - вверх - до пересечения с другой дорогой - остановка;
- Идти шагом - по правой дороге - до металлического грибка - у высокого дерева - остановка;
- Идти шагом - прямо - свернуть на правую дорогу - идти до пересечения с другой дорогой - остановка;
- Идти шагом - по левой дороге - до поляны - на берегу озера -остановка;
- Идти шагом - прямо - перечь ручей - свернуть на право - разбить лагерь - на берегу озера - остановка;
- Идти шагом - прямо - до очень высоко дерева - остановка;
- Идти шагом - до холма - остановка.
5. Испытание «Знатоки природы».
На доске картинки: 1 - Колокольчик, 2 - Мак, 3 - Ландыш, 4 - бабочка. Правила: Ведущий произносит фразу - утверждение. Надо найти картинку с изображением предмета, о котором идет речь, и поднять табличку с его номером. Если картинки с таким предметом нет, то необходимо поднять табличку с цифрой 0.
За правильный ответ 1 балл.
- Насекомое, которое опыляет цветы. (4)
- Семена этого растения употребляют в пищу. (2)
- Эх, звоночки, синий цвет! С язычком, а звона нет. (1)
- Этот цветок появляется весной одним из первых. (3)
- Это слово самое длинное. (1)
- На зеленом шнурочке белые звоночки. (3)
- Царица цветов, которая защищает себя шипами. (0)
- Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (2)
- Это слово состоит из одного слога. (0)
- Пушистая вата плывет куда - то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (0)
- В ярком платье модница - полетать охотница. От цветка к цветку летает. Утомится - отдыхает. (4)
6. Испытание: «У кого самая длинная пирога» (работа с веревками).
И краснокожие и бледнолицые очень хорошо справлялись с вязкой узлов. Вам предстоит по команде завязать концы веревок морским узлом (прямым узлом) так, чтобы из соединенных между собой веревок можно было построить лодку «пирогу». А что это за лодка «пирога» ,и из чего ее делают нам расскажет (ученик 1).
7. Испытание: «Составь слова».
Из данных букв :ИОМНСТУРКА вам нужно составить как можно больше слов за 3 минуты, чтобы слово было существительным в единственном числе. Каждую букву можно использовать несколько раз. (Буквы вывешены на доске).
Подведение промежуточных итогов, слово жюри.
8. Испытание: «Танец с туземцами».
Звучит песня «Чунга - чанга» и девочки показывают танец, остальные ребята присоединяются к ним и все дружно танцуют.
9. Испытание: «Собери костер» (пазлы).
Кто быстрее соберет свой костер и назовет его. После того, как собрали костер, все ребята дружно исполняют песню «Никогда не жалуйся».
I куплет:
У похода есть начало, а конца походу нет.
Мы прошли дорог немало, но огромен белый свет.
Припев:
Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйся
Он переполнен тайнами необычайными.
II куплет:
Но не сделаешь ни шагу, сразу выбьешься из сил.
Если стойкость и отвагу в трудный путь не захватил.
Припев:
Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйся
Он переполнен тайнами необычайными.
III куплет:
Пронесем мы через годы, все что начато с игры.
Наши дальние походы и веселые костры.
Припев:
Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйся
Он переполнен тайнами необычайными.
Жюри подводит итоги.
Ведущий в костюме бледнолицых проводит игру со зрителями.
Игры со зрителями:
1. «Кочка Дружбы».
Правила: командам необходимо пригласить своих болельщиков, чем больше человек вместиться на «кочке» (в обруч), та команда и будет победителем в этой игре.
2. Викторина «Кто лучший знаток сказок?».
- Туфелька Золушки - простая или золотая? (Хрустальная).
- У колобка на шее был бант или галстук? (Ничего не было).
- Зимой и летом одним цветом - волк или заяц? (Елка).
- Котенок Гав гавкает или тявкает? (Мяукает).
- Кого водила на веревочке Шапокляк - кошку или собаку? (Крысу)
- Сколько человек тянуло репку? (Трое).
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (Шесть).
- Мальвина - брюнетка или блондинка? (Девочка с голубыми волосами).
- Чиполлино - это помидорчик или тыковка? (Луковичка).
- Белые медведи ловят пингвинов в воде или на льду? (Белые медведи и пингвины живут на разных полюсах).
Дополнительные задания при равном счете или резервном времени.
Полоса препятствий:
1.«Переправа по бревну».
Правила прохождения: Держась за веревку- перила, приставным шагом переправляетесь на другую сторону, если вы переходите не правильно, за это будет начисляться штрафной балл.
Затем вы преодолеваете «лаз». Необходимо проползти, не задевая дугу. Следующее препятствие «Меткий стрелок». Из корзины берете лук и метаете его в ведро. За каждое попадание 1 балл.
2. «Строим «Вигвам».
Правила: Каждый игрок, надев боксерские перчатки, берет один предмет и несет его в обруч. Каждая команда выстраивает свое жилище так, чтобы оно было стойким.
3. «Преодолей болото».
Правила: Каждый игрок пользуется двумя коробками, перешагивая из одной коробки в другую, доходит до финиша и обратно возвращается с коробками.