Задачи урока:
- Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;
- Подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
- Акцентировать внимание на связи времен и значение традиций прошлого.
- Главное направление - выработка навыков работы с документами и разными источниками знаний на одну и ту же тему .
- Организация работы исследовательского характера по РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
- На уроках продолжается развитие умения работать с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников.
- Дальнейшее овладении учащимися художественными выразительными свойствами языка.
- При организации работы в группе учитывать, прежде всего психологический и эмоциональный настрой ребенка, его познавательный интерес, организовывать работу так, чтобы у каждого ребенка была потребность и возможность с ней справиться.
Оборудование урока
- настенная карта "Отечественная война 1812 г."
- репродукции картин В. В. Верещагина
- фрагменты панорамы Ф. Рубо "Бородинская битва"
- репродукция картины А.Д. Кившенко "Военный совет в Филях"
- портретная галерея полководцев 1812г
- подборка художественной и научно-популярной литературы о войне 1812 г.
Ход урока
Продолжим работу, начатую на уроке вчера.
- Какая была тема ? /причины, ход, основные события войны 1812г/
Мы знаем, чем завершилось нашествие армии двунадесяти языков в Россию в ноябре-декабре 1812 г. Судьба страны лежала на весах. Наш жребий поднялся вверх, жребий Наполеона упал. Сегодня мы выясним, как нашим предкам это удалось, и главное, что это значило и значит для страны, для народа, для каждого из нас.
Тема урока: Отечественная война 1812 г. Туляки, участники Отечественной войны 1812 г.
На доске.
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
- спрашивает себя А.С. Пушкин.
Ответить для себя на эти вопросы - значит понять природу нашей сегодняшней независимости и свободы. В ответах на эти вопросы главная учебная цель для всех нас.
Вспомните, что для постановки целей на уроке надо спросить себя? Что мы (все вместе ) сегодня узнаем и чему сегодня научимся?
А узнать всем предстоит "кто нам, друзья, тогда помог - остервенение народа, Барклай, зима или русский Бог" - т.е. какие же причины привели заранее слабейшую сторону к победе над заведомо сильнейшей;
Научиться работать с документами и с заданиями в группах, анализировать их и сотрудничать друг с другом.
Проверка Д/З
- 2 человека - по карточкам с кроссвордами на первую парту
- 2 человека - за первый стол для работы на контурных картах
- Все вместе - повторим термины Словарная работа.
/слова записаны на доске, опрос ведется по цепочке/
- рекрут - солдат, призванный в армию от определенного количества мужчин, служили крепостные крестьяне 25 лет
- флеши - земельные и долговременное укрепление в форме тупого угла
- редут - сомкнутое прямоугольное , многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа
- народное ополчение - военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах
- кавалерия - конное войско
- пехота - пешее войско. В 19 в. - инфантерия.
- фураж - корм для лошадей
- артиллерия - огнестрельное оружие (пушки, гаубицы) или род войск с таким вооружением
- батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий
- мародеры - грабители
- партизаны - члены боевых отрядов, составленных из местных жителей и самостоятельно действующие в тылу врага
Фронтальный опрос.
- Чем вызвано отступление русских войск в начале войны 1812г.?
- Кто был участником и организатором партизанских рейдов во время войны 1812г?
- Кто автор слов "С потерей Москвы не потеряна еще Россия" /М.И. Кутузов/
- Когда состоялось Бородинское сражение /26 августа 1812г/
- Определите, кому принадлежат слова "Через 5 лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее" /Наполеону/
Собрать карточки и контурные карты
Сегодня мы посмотрим видеофрагмент, иллюстрирующий наглядно историю войны 1812г., о которой мы только лишь читали текст учебника, перед нами предстанут зрительные образы. Обратите внимание: кое-что из увиденного вам пригодится через несколько минут для выполнения групповой работы. /просмотр видеофрагмента с учебной видеокассеты "История Москвы", часть "1812г.", продолжительностью 4 минуты 20 сек./
Работа с цветной карточкой по группам: /рисунок 1/
- Работаете всей группой, обсуждаете и готовитесь аргументировать. Некоторые объекты не вызовут затруднений, т.к. с ними знакомы по Д/З, а для узнавания других придется включить смекалку, сообразительность, творческое мышление. Заслушать ответы
Изучение нового материала.
Сегодня мы попытаемся заняться очень важным видом деятельности - работой с разными источниками, дающими информацию по одной и той же теме.
Раздаю карточки и книги по группам.
Работаете, обсуждаете, ищите ответы на предложенные вопросы в предложенных текстах и высказываете суждения .
1группа сборник "Тульский край", документ № 63
- Составьте связанный рассказ из ответов на вопросы, предварительно ответив на поставленные вопросы.
- Кто и кому писал?
- На каком виде собрания этот приговор принимался?
- Кто зарегистрировал это письмо?
- Когда оно написано (до начала Отечественной войны или уже после начала войны)?
- Что обещали делать?
- Чем вызвано написание этого приговора?
"Приговор тульского оружейного общества об изготовлении в свободное время от заводских работ время оружия сверх положенного наряда. 9 мая 1812 г.
1812 г. мая 9 дня в присутствии оружейного цехового разряда тульское оружейное общество со общего согласия учинило приговор в рассуждении объявления им командиром здешнего завода господином артиллерии ген.-майором и кавалером Федором Никитовичем Вороновым предписания по случаю нужности на сделание сверх надлежащих наших уроков нового образца ружей и переправить из старого ружья.
Мы, желая оказать в сем нужном случае верноподданническую нашу ревность и усердие е. и. в. нашему всемилостивейшему государю императору, согласились в те дни и часы, в которые мы от заводских работ бываем свободны, посредством своих домашних заведений и чрез наем в некотором изделии посторонних людей и неусыпными своими трудами изготовлять, получая из магазинов на новые материалы по казенной цене, а на переправочные стволы и замки с приделкою новых вещей своих, и непременно в каждый месяц как нового, так и старого по переправке по 1000 ружей : А сверх того стараться будут увеличивать дело оружия столько, сколько силы их, одушевленные усердием к е. и. В. всемилостивейшему нашему государю и любезному нашему отечеству, нам позволить могут. И тот приговор утвержден всех бывших при том старост, старшин и мастеровых людей подписанием:"
(ГАТО, ф. 187, оп. 1, д. 5242, л. 416-416 об. Подлинник.)
2 группа сборник "Тульский край" № 63 - ознакомьтесь с содержанием документа.
Выслушайте внимательно рассказ, который произнесут ученики из 1 группы и будьте готовы его дополнить.
3 группа текст в пособии "История Тульской области" стр. 118-119
Прочитайте текст и будьте готовы дополнить своей информацией то, что не скажут ребята из 1 и 2 групп про тульских оружейников .
"Туляки в Отечественной войне 1812г. Ещё при планировании похода французских войск на Россию Наполеон учитывал значение Тулы как основного центра снабжения русской армии оружием. Известен высказанный им в одной из бесед его замысел, касающийся нашего города: "Я иду на Москву и в одно или два сражения всё кончу: Я сожгу Тулу и обезоружу Россию:"
Близились грозные испытания и, видимо, в России это осознавалось и народом. Ещё в мае 1812г. тульские мастера, собравшись "всем оружейным обществом" на арсенальном дворе, "учинили приговор": "Изготовлять оружие сверх положенного наряда, в те дни и часы, в которые мы от заводских работ бываем свободны:"
В июне 1812г. началось вторжение наполеоновских войск на территорию нашей страны. Русские войска отступали. Вести о событиях приходили тревожные. В июле туляки получили именной царский указ об изготовлении ежемесячно по семи тысяч ружей казенным заводом, по три тысячи частным "фабрикам", да еще по три тысячи предписывалось переделывать из старого оружия. Тульские оружейники дали в эти годы родине такое количество ружей, которое они никогда не давали прежде и долгое время не могли дать и после (600 тысяч ружей за 1812-1814 гг.)."
1. Когда вы читали свой текст, то вы работали с источником знаний? (да)
2. Когда читали свой текст , то выработали с документом? (нет, это авторская работа с теми же самыми документами, с которыми работали наши одноклассники)
3. Сильно ли различаются тексты по содержанию ученический и книжный после обработки документа? (нет, получился приблизительно один и тот же рассказ, но только в пособии он написан специалистом-историком).
4 группа Пособие Г. Чуднова "История Тульского края" страница 123, абзацы сверху 2,3 и 4.
"Как только началась война, весь запас ружей был моментально исчерпан для довооружения полевых войск: вновь рекрутируемым и ополченцам давать было нечего. Это вынудило императора Александра 1 обратиться к тульским оружейникам со специальным посланием, в котором были такие слова: "Никакое ещё время в Отечестве нашем не требовало от каждого усердия и пожертвований, как нынешнее". Государь просил туляков приложить все силы к тому, чтобы выпускать по 13 тысяч новых ружей ежемесячно на заводе и от частных фабрикантов по 3 тысячи новых и 3 тысячи ремонтированных. В указе от 17 июля 1812г. Александр выражал уверенность, что "из фабрикантов найдутся такие усердные сыны Отечества, что все фабрики свои обратят к одному делу оружия".
Напрасно государь искал усердных сынов Отечества там, где их было наперечет, - Лялины, Гнидины, Бривины, Маликовы и прочие не взяли ни одного наряда до тех пор пока не были существенно повышены цены на готовое оружие. Это вынудило генерала Воронова срочно открывать на заводе 3 новые мастерские : Основную нагрузку несли на себе всё-таки рядовые оружейники, получавшие крайне низкую задельную плату: Самоотверженный труд и бескорыстие истинных русских патриотов позволили оружейному заводу уже к сентябрю поставлять в армию более 7 тысяч ружей в месяц".
- Что совсем нового вы сможете сообщить к тому , что не сказали ваши одноклассники?
- Как вы думаете, почему они (хозяева частных тульских оружейных предприятий) себя так повели?
- Как же тульские оружейники всё-таки сумели наладить производство 600 тысяч ружей за 1812-1814 гг? ( за счет эксплуатации работников оружейного казенного завода)
Предлагаю всем группам ознакомиться с текстом стр.127 пособия Г. Чудного "История Тульского края":
"Вклад же государственного завода в победу над наполеоновскими захватчиками вообще трудно переоценить: По справедливому замечанию И.Ф. Афремова, они: ":таким примерным усердием Отечеству на вечные времена обессмертили себя в истории". Командир завода Ф.Н. Воронов в рапорте артиллерскому департаменту написал о туляках замечательные слова: "Соизмеряя отечественным нуждам и усиливая рвение свое, трудились они день и ночь, и все праздничные и табельные дни, определенные для свободы и отдохновения от трудов, употребляли только на одно дело оружия, торжествуя их в трудах, Отечеству посвящаемых. Такова есть жертва оружейников!"
- Почему документов о неблаговидном поведении тульских частных оружейных заводов нет в сборнике документов "Тульский край"?
/Стыдно, стараются не вспоминать неблаговидное поведение) лучшее надо помнить и не забывать. Подвиги великие не меркнут в веках и не стираются в памяти, тем более если воспеты великими мастерами в великих творениях./
Вывод: одно и тоже событие (поставка ружей в армию) можно рассматривать в истории с несколько разных позиций, все зависит от того:
- какие факты будут подвергаться осмыслению и анализу, а какие будут упущены из анализа (они могут быть сознательно не взяты, а могут быть недоступны исследователю)
- кто анализирует и в чьих интересах он делает какое-то исследование
Поэтому в истории много личного, субъективного привносится при каких-то исследованиях реальных объектов и явлений.
Суммируя знания с прошлого урока и те, которые добавили сегодня, постараемся ответить на проблемное задание, которое стоит у нас с начала урока. В чем же источники победы России в войне с Францией? /высказываются, обосновываются, обобщаются ответы/
- Гений французского полководца и боевой опыт его армии оказались бессильны против мужества и воинского искусства русских, полководческого таланта Кутузова. Чернышевский "главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев".
- Но эта война не столько военно-политическое явление, сколько духовно-нравственное, религиозное (морозы, растянутость коммуникаций, сверхъестественное заступничество, героическая простота).
- Это война без правил (Пушкин охарактеризовал это как "остервенение народа" - состояние крайней жестокости при защите своего).
Прослушать 2 заранее подготовленных рассказа о туляках-героях войны генерале Д.С. Дохтурове и о генерале И.С. Дорохове.
Участники событий 1812 г. - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память 1812 г. не должна и не может быть предана забвению.
Рассказ об отражении в культуре великого подвига россиян (заслушать предварительное подготовленное задание - перечислить наиболее крупные памятники войны 1812 г.).
- Храм Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон)
- Небольшая церковь и Спасо-Богородицкий женский монастырь (основаны вдовой Александра Алексеевича Тучкова - Маргаритой Михайловной) - единственный монастырь, где денно и нощно идут поминальные службы по погибшим воинам
- Гранитные памятники с орлом, широко раскрывшим крылья на Бородинском поле и под Смоленском
- Казанский собор в Санкт-Петербурге
- А перед ним по краям - скульптурные памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу де Толли (скульптор Орловский)
- Триумфальная арка в Москве (архитектор О. Бове)
- Здание Манежа (архитектор - Бетанкур)
- Здание Главного штаба (архитектор Карл Иванович Росси)
- Иссакиевкий собор и Александровская колонна на дворцовой площади в Санкт-Петербурге (архитектор - Монферан)
- Музей "Бородинская панорама" Франца Рубо
- В Москве у кремлевской стены разбит Александровский сад
- В литературе:
- В музыке - П. И. Чайковский "Увертюра 1812г"
- Названия улиц - Кутузовский проспект и станций метро - Багратионовская и Фили.
а) Пушкин Стихотворение "Полководец"
б) Жуковский "Певец во стане русских воинов"
в) Басни И.А. Крылова "Волк на псарне" и "Кот и
повар"
г) М.Лермонтов "Бородино"
д) Л.Н. Толстой "Война и мир"
Домашнее задание.
1. Поработать с анкетой сами и привлеките к обсуждению родителей.
а) анкета подскажет мне, на какие вопросы нужно обратить внимания больше,
б) поспособствует общению детей и родителей на эти мировоззренческие темы /
Анкета.
Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким из мнений согласны лично вы?
А) сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело;
Б) оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;
В) Чувство Родины существовало, существует и будет существовать;
Г) Родина - это главное, что у каждого народа и человека
Д) такая проблема меня не интересует.
Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?
А) да
Б) в целом - да
В) зависит от обстоятельств
Г) нет
Д) трудно сказать.
Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. с какими из них вы согласны?
А) Отечественная война 1812г. была великим подвигом народа, защищавшим свою независимость
Б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии;
В) это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи;
Г) французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае, покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира;
Д) если бы Наполеон смог уничтожить российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.
Почти 200 лет обсуждается вопрос, надо ли было сдавать французам Москву. Как вы считаете?
А) да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит и России, просто не было;
Б) следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления;
В) необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородина.
Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения?
А) да, полностью;
Б) в принципе, да, но сейчас у страны на это нет денег;
В) нет, сейчас не время всем этим заниматься;
Г) лучше эти средства из государственного бюджета пустить на добавку пенсий старикам-пенсионерам и нуждающимся многодетным семьям, детдомам, приютам.
2. Составить наиболее полный маршрут экскурсии по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г.
3. Повторить параграф 4.
Закрепление.
Выберите ответ или несколько ответов из приведенных ниже суждений и расставьте их по степени значимости.
Главнейшими причинами победы России были:
А. патриотизм народа
Б. мужество армии
В. искусство полководцев
Г. слабость французской армии
Д. сильные морозы зимой 1812 г.
Список литературы.
- Чуднов Г.М. "История Тульского края". Тула: Издательский дом "Пересвет", 2000.
- Пеньков В.В. "История Тульской области". Тула: Издательский дом "Пересвет", 2003.
- "Тульский край. Документы и материалы. Часть 1", Тула: "Приокское книжное издательство", 1966.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н. "История России. Поурочные методические разработки. 10 класс", М.: Эксмо, 2006.