Цели урока:
- Познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначных чисел на однозначные, когда в записи первого множителя есть нули.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать умение решать задачи, логическое мышление, внимание, память.
Оборудование:
- рисунки корабля, капитана, аборигена, карты острова,
- каточки для устного счета,
- схемы-опоры,
- шкатулка с шоколадными монетами.
Ход урока
Организационный момент.
- Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы не ученики 4 класса, а матросы. Вы сидите в кафе на берегу моря, слушаете рассказы бывалых моряков и сами мечтаете отправиться в плаванье. И вот в кафе входит капитан и говорит:
- Я собираю команду, чтобы отправиться на поиски
клада и когда мы его найдем, то разделим поровну.
Я случайно подслушал разговор двух пиратов. Один
говорил другому,
что клад спрятан в шкатулке, которая закопана на
острове, и найти ее нетрудно, если знать приметы:
"От побережья дойти до высокой пальмы, свернуть
к большому камню и
недалеко от него, под кактусом, закопан клад".
Устный счет.
- Кто хочет отправиться со мной в это опасное, но очень увлекательное путешествие?
- Мне нужны не только отважные, но и сообразительные матросы. Я вам сейчас задам задачу. Если вы ее решите, то пойдем за кладом вместе, а если нет, то я пойду искать себе спутников в другом месте.
(Схемы-опоры на доске, карточки у каждого ученика)
Задание 1: 4 фигуры: круг, треугольник, квадрат и ромб жили в четырех разных домиках.
1-й домик был с круглым окном и без трубы, 2-й - с квадратным окном и трубой, 4-й - с квадратным окном и без трубы. Круг и треугольник жили в домике с трубой, а треугольник и квадрат - в домике с квадратным окном.
- В каком домике жила каждая фигура?
- Молодцы, я всех вас принимаю в свою команду!
- А на чем можно добраться до острова? (лодка, катер, пароход, корабль).
- Мы будем путешествовать на корабле. Но его необходимо построить, а для этого давайте выполним следующее задание.
Задание 2: Посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, на какие 2 группы их можно разделить?
(Карточки с примерами из № 359 и № 360 на доске)
- Посмотрите на выражения l-го столбика. Что заметили? Чему равны значения всех произведений? Почему? (правило: a * 0 = 0)
- А какое правило поможет нам вычислить значения произведений 2-го столбика? (a * 1 = a)
- Назовите, чему равны значения этих выражений.
- Усложним задание. Что заметили? (Что общего?) Чему равны значения этих выражений? Почему?
- Молодцы! Построили корабль. Можно отправляться в путь!
(Рисунок корабля.)
- Всем морякам очень важно знать математику. Самые сообразительные, старательные и внимательные отправятся за кладом.
- Приготовьтесь к работе. Откройте тетради. Запишите: "Число, классная работа".
Работа над новой темой.
- Найдите значение выражения: 406 * 5.
(с комментирование у доски, запись столбиком)
- А теперь немного усложним задание. Найдите значение этого выражения: 3 406 * 5.
- Посмотрите внимательно на эти выражения. Что вы заметили общего? (умножали на 5, первые множители похожи единицами 1 класса)
- Изменился ли алгоритм решения во 2-м случае?
- Какой можно сделать вывод? (четырехзначные числа умножают так же, как и трехзначные: сначала умножают единицы, потом десятки, сотни и т.д.)
- Раньше мы уже выполняли умножение трехзначных
чисел на однозначные. Что еще интересного
заметили? (Обратите внимание на l множитель). ( В
записи 1множителя есть 0)
- Так чему мы сегодня будем учиться?
(Тема урока объявляется детьми.)
- Правильно, письменно выполнять умножение многозначных чисел на однозначные.
Усвоение новых знаний. Работа с учебником.
- Откройте учебники на c.74, найдите №361.
(1 ученик комментирует с места.)
- Давайте решим 2-ю строчку.
(с комментированием у доски)
(2 последних выражения выполняют самостоятельно, 2 человека у доски, с последующей проверкой)
Индивидуальное задание (для тех, кто раньше закончит): № 361.
Решите 1-ю строчку.
- Так чему мы сегодня учились?
- Молодцы, вы все справились с заданиями и достойны отправиться в путь за кладом на Остров Сокровищ!
- Но что это? Впереди пиратская пристань! Но нам ведь туда не надо! Наверное, капитан допустил ошибки в расчетах!
Задание: Внимательно посмотрите на выражения. Нужно скорее найти правильное решение, пока пираты не захватили наш корабль!
(Примеры записаны на доске)
- Обоснуйте свой выбор.
- Прекрасно, решение найдено! Корабль благополучно минует пиратскую пристань! Давайте немного отдохнем!
Физкультминутка.
1 - подняться, потянуться,
2 - нагнуться, разогнуться,
3 - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На 4 - руки шире,
5 - руками помахать,
6 - за парту тихо сесть,
7 - 8 - лень отбросим!
Повторение и закрепление пройденного материала.
- Смотрите, впереди Остров Сокровищ! Нас встречает местный житель. Он чем-то расстроен.
- Оказывается, он не может решить задачу. Поможем ему?
Задача: 2 племени собирали кокосы, по 805 штук в день. Первое племя работало 5 дней, а второе - 4 дня. Сколько всего кокосов собрали оба племени?
- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?
- Назовите все известные величины. Назовите все неизвестные величины.
- Давайте запишем краткую запись.
За 1 день | Кол-во дней | Всего кокосов | ||
I | одинак. - 805 к. | 5 дн. | ? к. | ? к. |
II | 4 дн. | ? к. |
- Проанализируйте задачу.
- Составим план решения.
- Запишите решение выражением самостоятельно.
- А как по-другому можно решить эту задачу?
- Какой способ рациональнее?
- Измени вопрос задачи так, чтобы последнее действие было вычитание. Реши ее.
- Можно ли было, не решая, ответить на этот вопрос?
- Молодцы! Отлично справились с заданием. Местный житель так обрадовался, что подарил нам карту острова. Вот она.
- А где же нам искать клад? Кто может вспомнить: какие ключевые слова-приметы говорил капитан в начале урока?
- Давайте двигаться по плану: "От побережья дойдем до высокой пальмы, свернем к большому камню и недалеко от него, под кактусом зарыт клад".
- Ну, вот и то место, где зарыты сокровища. Давайте их выкопаем. Для этого надо поработать самостоятельно, решить по 2 выражения из №368.
(Самостоятельная работа по вариантам)
- I вариант - № 368, 1 строчка, 2 и 3 выражения,
- II вариант - № 368, 2 строчка, 2 и 3 выражения.
Взаимопроверка в парах:
- Обменяйтесь тетрадями.
- Ну вот, клад мы и нашли! Давайте его поделим поровну, как и договаривались в начале урока. (Учитель достает шкатулку с шоколадными монетами и раздает по одной детям)
Итог урока. Выставление оценок.
- Чему вы учились на уроке?
- Вам понравилось путешествие?
Домашнее задание. №368 (1столбик), придумать 1 выражение и решить его.