Во многих странах мира слово “февраль” навевает веселые и приятные мысли. И связанно это с тем, что 14 февраля отмечается День святого Валентина – покровителя всех влюбленных. Это самый романтичный и нежный праздник, когда все признаются друг другу в теплых чувствах, привязанности, дружбе.
Уже больше 18 веков существует этот праздник. День святого Валентина – напоминание о молодом христьянским священнике Валентине, который не исполнил указ императора Клавдия и тайно венчал влюбленных. Узнав про “незаконные женитьбы”, правитель повелел заточить священника в тюрьму и потом казнить. Валентин, лишенный книг, коротал досуг, сочиняя записки дочери тюремщика. Перед казнью он послал девушке исполненную любви и нежности прощальную записку с подписью “ Твой Валентин”, которая впоследствии стала означать вечную привязанность и верность. Эта история навсегда осталась в памяти людей. А Католическая церковь канонизировала Валентина как христианского мученика, пострадавшего за веру.
В 18 веке “валентинками” обменивались вместо подарков, именно тогда они приобрели особую популярность. Уже в начале 19 века началось серийное производство открыток. Сначала это были черно-белые рисунки, выполненные вручную на фабрике. Но с каждым годом “валентинки” становились оригинальнее и красочнее.
В наше время подарки можно сделать самые разные: написать стихи, изготовить вручную поздравительную открытку. Традиционно их пишут измененным почерком или левой рукой и не подписывают. Можно быть серьезным, а можно и шутливым. Адресат должен сам догадаться, кто именно прислал ему “валентинку”.
Предлагаю провести занятие по “Изонити”, где дети смогут изготовить “ валентинки-закладки”. В технике “Ниткография” или “Изонить” используются два основных приема – это заполнение угла и заполнение окружности. Можно на занятии освоить оба этих приема, причем, объединив эти приемы, дети с первого занятия получают готовое изделие-закладку.
Заранее приготовлены заготовки из цветного картона в форме сердечка или треугольника с закругленными углами. Каждый ребенок получает две заготовки одной формы, на одной заготовке подготовлен к вышивке угол, на другой окружность. Для работы нам потребуется игла и нитки, можно одного цвета, но работа получается ярче, если нитки будут разноцветные.
Заполнение угла:
Нитки натягиваются в строгом порядке. Натяжение нитей не должно быть свободным, но и не очень сильным, чтобы не прорвать картон. Работа начинается с точки (1). С изнаночной стороны заготовки на лицевую выводим нитку, оставляя в этой точке узелок. Протянуть нитку до точки (12) на противоположной стороне угла, вывести иглу с ниткой на лицевую сторону в точке (13).Точку (13) соединить с точкой (2),натянуть нитку и вывести иглу с нитью на изнаночную сторону, С изнаночной стороны в соседней точке (3) вывести иглу с ниткой на лицевую сторону. Проложить нить до точки (14) и так далее, пока не заполнится весь угол.
С изнаночной стороны получаются только пунктирные стежки по сторонам угла. Угол может быть любым: и острым, и тупым, изменится только узор.
На основе угла можно выполнять много разнообразных фигур, углы можно накладывать друг на друга, располагать в ряд.
Заполнение окружности:
Нитки на окружности прокладываются по хордам. От размера выбранной хорды зависит
Размер центрального круга, образованного нитками. Чем длиннее хорда, тем меньше получается центральный кружок. Изменяя длину хорды и количество точек деления окружности, даже на окружностях равного диаметра можно получить разнообразные узоры. Так же, как и при заполнении угла, с изнаночной стороны получатся пунктирные стежки, нитки можно использовать однотонные или разноцветные.
Когда обе заготовки с углом и окружностью вышиты, их нужно склеить между собой, предварительно поместив между ними ленточку:
И вот закладка готова! Нарядную закладку можно использовать для книги, дневника, учебника. Если закладка имеет форму сердечка, ее можно подарить знакомым на День святого Валентина, как “валентинку”.
Используемая литература:
- Протанская Е.С. “Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2008”, 2007 г. ЗАО “Фрегат”.
- Собещук Н.И. “Лоскуток веселый, полезный, увлекательный. Волшебная нитка. (Ниткография)”, С-Пб.1995 г. (Комитет по образованию мэрии С-Пб. Санкт-Петербургский Университет Педагогического мастерства).