Тип урока: “Изучение нового материала”.
Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков).
Цели:
- Ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.
- Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком).
- Обосновать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
- Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
- Развивать коммуникативные умения.
- Развивать навыки самооценки.
- Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.
Оборудование:
- рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” 1 часть);
- запись на доске домашнего задания;
- видеофильм “Природные сообщества”;
- листы со стрелками; скрепки;
- 5 наборов по 4 картинки:
1. водоросли карась щука заяц |
2. капуста слизни жаба медведь |
3. сосна жук–короед дятел коза |
4. рожь мышь змея рыба |
5. яблоня яблонная тля божья коровка лиса |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока и постановка проблемы.
(Приложение слайд 1)
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?
Дети: Мы будем говорить о том, кто как питается.
У.: Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.
(Приложение слайд 2)
В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.
3. Актуализация знаний.
У.: Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.
(Приложение слайд 3)
Д.: Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.
У.: А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.
Д.: Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.
(Приложение слайд 4)
У.: Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради № 1, с. 43.
4. Открытие нового задания.
У.: Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.
(Приложение слайд 5)
У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.
От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.
У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.
По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.
(Приложение слайд 6)
Все готовые цепи развешиваются на доске.
Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.
Например:
Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.
У.: Давайте проверим работу ребят.
(Приложение слайд 7)
Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.
Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).
(Приложение слайд 8)
Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).
(Приложение слайд 9)
Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).
(Приложение слайд 10)
Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).
(Приложение слайд 11)
У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице?
Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.
5. Первичное закрепление знания.
У.: А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.
– Какие цепи питания приведены в учебнике?
Д.: Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.
У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
Д.: I звено – растения;
II звено – растительноядные животные;
III звено – остальные животные.
(Приложение слайд 12)
6. Инструктаж домашнего задания.
У.: Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98). В рабочей тетради выполните задания № 3–4, с. 44–45.
На доске: д/з с. 96–98.; рабочая тетрадь № 3–4, с. 44–45.
Дети записывают задание в дневник. Затем убирают учебники, дневники, тетради.
7. Решение экологических задач.
У.: Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?
Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.
У.: Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.
Д.: С растения.
У.: Чем она заканчивается?
Д.: Грибами и бактериями.
У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.
Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.
Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например:
Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.
У.: Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.
(Приложение слайд 13)
Трое детей читают стихотворение:
Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
У.: Какая цепь питания в Китае была нарушена?
Д.: Пшеница – насекомые – воробьи.
У.: А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.
(Приложение слайд 14)
Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.
У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
А вот какую загадку подготовила для нас Рита:
Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман, –
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках...
У.:
Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.
Какую же цепь питания поддерживают пожилые леди Англии?
Д.: Зерно – мыши – кот.
У.:
И вот загадка решена.
Ответ – у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят?
– Зерно.
8. Обобщение изученного.
У.: Давайте посмотрим видеофильм и обобщим то, о чем мы сегодня говорили.
Просмотр фрагмента видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).
– Так какое же звено в цепи питания первое?
Д.: Растение.
У.: А второе?
Д.: Растительноядное животное.
У.: Какое звено заканчивает цепь питания?
Д.: Грибы и бактерии.
У.: Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?
(Приложение слайд 15)
Д.: Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.
У.:
Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.
(Приложение слайд 16)
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
(Приложение слайд 17)
Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А “стол” наш тем и держится,
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.
9. Итог урока.
У.: Кому понравился урок? Что именно понравилось? Что нового для себя узнали?
Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах.
Приложение: презентация “Кто что ест? Цепи питания”.
Литература:
М.Х. Левитман. “Экология-предмет: интересно или нет?”.