Урок окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: “Изучение нового материала”.

Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков).

Цели:

  1. Ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.
  2. Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком).
  3. Обосновать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать навыки самооценки.
  7. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  8. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” 1 часть);
  • запись на доске домашнего задания;
  • видеофильм “Природные сообщества”;
  • листы со стрелками; скрепки;
  • 5 наборов по 4 картинки:
1. водоросли
карась
щука
заяц
 2. капуста
слизни
 жаба
медведь
3. сосна
жук–короед
дятел
коза
4. рожь
мышь
змея
рыба
5. яблоня
яблонная тля
божья коровка
лиса

 Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока и постановка проблемы.

(Приложение слайд 1)

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?

Дети: Мы будем говорить о том, кто как питается.

У.: Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

(Приложение слайд 2)

В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.

3. Актуализация знаний.

У.: Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

(Приложение слайд 3)

Д.: Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.

У.: А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

Д.: Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.

(Приложение слайд 4)

У.: Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради № 1, с. 43.

4. Открытие нового задания.

У.: Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

(Приложение слайд 5)

У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.

От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.

У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.

(Приложение слайд 6)

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Например:

Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

У.: Давайте проверим работу ребят.

(Приложение слайд 7)

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

(Приложение слайд 8)

Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

(Приложение слайд 9)

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

(Приложение слайд 10)

Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

(Приложение слайд 11)

У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице?

Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.

5. Первичное закрепление знания.

У.: А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Д.: Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.

У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Д.: I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

(Приложение слайд 12)

6. Инструктаж домашнего задания.

У.: Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98). В рабочей тетради выполните задания № 3–4, с. 44–45.

На доске: д/з с. 96–98.; рабочая тетрадь № 3–4, с. 44–45.

Дети записывают задание в дневник. Затем убирают учебники, дневники, тетради.

7. Решение экологических задач.

У.: Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

У.: Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

Д.: С растения.

У.: Чем она заканчивается?

Д.: Грибами и бактериями.

У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например:

Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.

У.: Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.

(Приложение слайд 13)

Трое детей читают стихотворение:

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

У.: Какая цепь питания в Китае была нарушена?

Д.: Пшеница – насекомые – воробьи.

У.: А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

(Приложение слайд 14)

Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.

У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

А вот какую загадку подготовила для нас Рита:

Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман, –
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках...

У.:

Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.

Какую же цепь питания поддерживают пожилые леди Англии?

Д.: Зерно – мыши – кот.

У.:

И вот загадка решена.
Ответ – у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят?
– Зерно.

8. Обобщение изученного.

У.: Давайте посмотрим видеофильм и обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

Просмотр фрагмента видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).

– Так какое же звено в цепи питания первое?

Д.: Растение.

У.: А второе?

Д.: Растительноядное животное.

У.: Какое звено заканчивает цепь питания?

Д.: Грибы и бактерии.

У.: Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?

(Приложение слайд 15)

Д.: Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.

У.:

Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.

(Приложение слайд 16)

Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.

(Приложение слайд 17)

Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А “стол” наш тем и держится,
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.

9. Итог урока.

У.: Кому понравился урок? Что именно понравилось? Что нового для себя узнали?

Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах.

Приложение: презентация “Кто что ест? Цепи питания”.

Литература:

М.Х. Левитман. “Экология-предмет: интересно или нет?”.