Цели:
- Образовательные – систематизировать знания учащихся о давлении оказываемыми в различных агрегатных состояниях; умение применять имеющие знания для решения качественных задач; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету закрепить новинки в группе.
- Воспитательные: способствовать воспитанию навыков коммуникативного общения.
- Развивающие: развивать внимание, мышление, работать над развитием представления о применении знаний о давлении различных тел в быту и в технике.
Здоровье и психологическая среда создание комфортных условий для проведения урока, повторение изученного материала через смену деятельности
Оборудование: Магнитофон (тихая музыка, журчание воды, тесты, жетоны. карточки, плакат).
План урока:
1-й этап: мотивационно-ориентированный: разъяснение
целей учебной деятельности и правил игры.
2-й этап: подготовительный: актуализация опорных
знаний (в форме разминки).
3-й этап: основной – выполнение заданий, контроль
и оценка промежуточных результатов.
4-й этап: заключительный: подведение итогов.
Оформление доски: на левой половине доски.
Эпиграф
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечно жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет
Узнаешь предела для знания – нет.
(Фирдоуси.)
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух
И опыт, сын, ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(А.С. Пушкин)
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разъясненные факты им наблюдаемые
Наша жизнь – это крепкая цепь событий, предметов, явлений ощущаем ли мы воздух вокруг себя? Даже наше дыхание настолько нам привычно, что мы даже не замечаем, как втягивается и выталкивается легкими воздух.
Из курса биологии вы знаете, что увеличивается объем легких, давление уменьшается производим вдох, объем легких уменьшается давление увеличивается и мы производим выдох. Но стоит провести рукой, воздух становится осязаемым.
При сводке погоды ежедневно сообщают об атмосферном давлении.
А задумываемся ли мы, насколько она велика?
1654 году проведены опыт с магденсбургским полушарием от которых откачен воздух, атмосферное давление насколько сильно сжало, что снова разделить полушария не могли даже несколько пар лошадей.
Сегодня повторим, как оказывают давление на тела находящиеся в различных агрегатных состояниях. Ваша задача за 3 минуты дать на вопросы правильные ответы.
За каждый правильный ответ 1 балл. За подсказку и нарушение в ходе урока вычитается 1 балл. Набравшиеся 6–7 баллов получат оценку “5”, 4–5 баллов оценку “4”, 2–3 бала – оценку “3”.
А) От каких величин зависит давление, над уровнем моря, и от каких величин зависит давление глубины на теле с увеличением погружения в жидкость?
Ответ: (от температуры, объема, высоты, глубины).
Б) Как давление зависит от площади опоры?
Ответ: (чем больше площадь опоры, тем производимое давление меньше).
В) Почему реактивные самолеты могут летать с большими скоростями в высоких слоях атмосферы?
Ответ: Плотность воздуха на больших высотах меньше и сопротивление воздуха самолетах меньше, чем в низких слоях атмосферы.
Разминка:
1. Одинаковую ли массу имеет один и тот же воздух, взятый на разных высотах над уровнем океанов?
Ответ: (нет, чем больше высота, тем масса одного и того же воздуха меньше).
2. Почему пловец, нырнувший на большую глубину испытывает боль в ушах?
Ответ: (давление в жидкости пропорционально глубине погружения)
3. Воду, которая была в мензурке, перелили в широкую банку, изменилось ли давление воды на дно сосуда?
Ответ: ( Да, давление уменьшилось, давление обратно пропорционально площади, чем больше площадь, тем меньше давление)
4. Почему плохо накаченный мяч, полежав на солнце “раздулся” так, как будто его подкачали?
Ответ (С с повышением температуры увеличивается движение молекул газа внутри мяча, вследствие чего они чаще ударяются о стенки баллона мяча. Давление газа внутри мяча возрастает, и мяч увеличивается в объеме)
Тест.
1) При уменьшений объёма газа его давление _________________ при условии, что масса и температура остается неизменным.
А. Увеличивается
Б. Уменьшается
В. Не изменяется
2) Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем __________________ температура горения, при условии, что масса и объём газа не изменяется.
А. Ниже
Б. Выше
3) Как изменяется давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость.
А. Увеличивается
Б. Уменьшается
В. Не изменяется
4) В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору.
А. В положении 1
Б. В положении 2
В. В положении 3
Конкурс “Найди правильную дорогу”
Команды получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначения физических величин с её единицей и названием.
V | М | Сила |
P | КГ | Давление |
S | М/С | Скорость |
m | С | Время |
v | Па | Масса |
F | Н | Объём |
t | М2 | Путь |
h | М3 | Площадь |
S | М | Высота |
Правильно расставь формулы
Поиграем в ЛОТО
У вас есть конверты с формулами, задачами, эти формулы правильно вложите на данную запись. Если все клетки закрыты переверните листки, если всё правильно, то цвета должны быть одинаковые, и вы получите оценку.
1) плотности
2) давления, оказываемое на дно сосуда
3) объёма
4) силы
5) площади
6) давления
Переверните лист. Если все кружки одинакового цвета ответы правильные.
Конкурсы эрудитов “ Дальше…
Дальше”
(по примеру одноименного гейма телевизионной
игры “Счастливый случай” )
Эрудиты в течении 2 минут на вопрос ведущего. Если ответа нет. Говорят “Дальше” очки прибавляются правильных ответов.
№ | вопрос | № | вопрос |
1. | Какой закон используют в устройстве
гидравлических машин /Закон Паскаля/ |
1 | Как называется прибор для измерения
атмосферного давления /Барометр/ |
2 | Единица измерения давления /Паскаль/ |
2 | Единица измерения силы /Ньютон/ |
3 | Мельчайшая частица вещества /Молекула/ |
3 | Молекула состоит из мельчайших частиц /Атомов/ |
4 | От чего зависит давление газов? /Температуры, объема/ |
4 | Почему на одной и той же глубине
давление воды может больше чем в реке? /Разная глубина/ |
О каких физических величинах идет речь в пословицах “Иголка маленькая, да больно колется”
Кроссворд:
- Единица измерения давления
- Величина, характеристика вещества которой зависит давление.
- Физическая величина, о которой мы сегодня говорили.
- Физическая величина, от которой зависит давление жидкости на определенном уровне.
- Агрегатное состояние вещества, о давлении которого мы говорили.
- Рыба, живущая на дне, которая может переносить огромное давление воды.
- Прибор, при помощи которого измеряется давление.
Ответ: 1. Паскаль, 2. Плотность, 3. Давление, 4. Высота, 5. Жидкость, 6. Камбала, 7. Манометр.
(Ключевое слово: “Спасибо”)