Окружающий мир. Программа "Гармония" (2-й класс). Урок-путешествие «Формы земной поверхности» с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.

Цели урока:

  • Образовательные: проверить усвоение учащимися понятий "облако, звезда, созвездие, планета, спутник"; познакомить с разнообразием равнин, строением холма; сформировать понятие "овраг";
  • Развивающие: развивать мышление, память, внимание, повышать интерес к изучению окружающего мира.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к земле и желание её украшать.

Оборудование:

  • Медиапроектор, экран, презентация, учебник, рисунки (фотографии) равнины, оврага, холма, костра на привале, фигурки туристов (по количеству детей в классе плюс один), карточки:
    • для повторения,
    • с загадками для групповой работы,
    • с текстами для работы по новой теме

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
  2. Повторение понятий облако, звезда, созвездие, планета, спутник.
  3. Работа по теме урока.
    1. Открытие терминологии новой темы.
    2. Пассивная физическая минутка для глаз.
    3. Получение и закрепление новых знаний.
    4. Экологическая страничка.
    5. Динамическая физическая минутка.
    6. Работа с учебником.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

 Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Изучая предыдущую тему, мы попробовали себя в роли астрономов и астронавтов. Сегодня мы с вами совершим путешествие по поверхности планеты в качестве туристов-любителей, которые изучают поверхность Земли. Нас ждут интересные задания. А выполнить их вам помогут знания, полученные на прошедших уроках.

- Тема сегодняшнего урока: Формы земной поверхности. (Слайд 1).

Актуализация знаний.

- Прежде, чем отправиться в путь, турист изучает предстоящий маршрут, его особенности, возможные трудности, а также достопримечательности. Какие же сведения, возможно, понадобятся нам?

II. Повторение понятий "облако", "звезда", "созвездие", "планета", "спутник".

Презентация.

Индивидуальная работа.

- Возьмите карточку № 1, выполните задания: (Приложение 1).

Задания (Слайды 2, 3).

Проверка выполнения производится с помощью проектора (Слайды 4, 5).

По заданиям №3 и №4 проводится сначала взаимная проверка в парах.

Задание №5 выполняется фронтально, с проектором (Слайд 6).

- Подготовка к путешествию закончена. Отправляемся в путь! (Слайд 7).

III. Работа по теме урока.

Открытие терминологии новой темы.

Работа в группах.

- Возьмите карточку №2 с текстами загадок (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), разгадайте их, ваши ответы помогут определить, какие формы поверхности мы будем изучать в нашем путешествии

По готовности с группами заполняются кроссворды, получившееся слово по вертикали - одна из форм поверхности (равнина, холм, овраг):

  • группа 1 (Слайды 8-22).
  • группа 2 (Слайды 23-31).
  • группа 3 (Слайды 32-42).

- Пока мы повторяли известные нам сведения, мы шли с вами по ровным дорогам, которые бывают на равнинах (изображение равнины и фигурки туриста на ней - на доске), а теперь нам предстоит перебраться через овраг (изображение оврага и туриста перед оврагом).

Пассивная физическая минутка для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.

Получение и закрепление новых знаний.

Работа в парах.

- Прочитайте материал о каждой форме поверхности на карточке №3 и выделите основные признаки, которые помогут различать формы поверхности (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).

Ответы, пары дополняют друг друга. (Слайд 43).

Экологическая страничка (Слайд 44).

Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как люди борются с оврагами и зачем это нужно. (Приложение 8).

- Итак, мы перебрались через овраг, и теперь нам предстоит преодолеть холм (изображение холма и туриста перед ним)

Динамическая физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь на левой ножке
И на правой - по дорожке!
Работа с учебником.

Фронтальная работа.

- На странице 38 определите изученные нами виды поверхности Земли (Слайд 45).

- На странице 33 в №1 нарисуйте схематично равнину, овраг и холм (Слайд 46).

- На странице 33 в №2 впишите недостающее слово.

Итог урока.

- Вот и холм позади. Впереди заслуженный отдых - привал (изображение разведённого костра). Конечно, туристы должны поделиться своими впечатлениями от путешествия:

- Что нового узнали за время путешествия?

Рефлексия.

- Оцените свой вклад в изучение новой темы. Расположите фигурки туристов у подножия холма, на его склоне или на самой вершине. На этом наше путешествие закончено. Возвращаемся домой. А дома нас ждёт домашнее задание.

Домашнее задание.

Составьте рассказ "Как человек использует в своей хозяйственной деятельности равнины" (Слайд 47).

- Прощаемся до следующего путешествия. Благодарю вас за работу. (Слайд 48).