Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.
Цели урока:
- Образовательные: проверить усвоение учащимися понятий "облако, звезда, созвездие, планета, спутник"; познакомить с разнообразием равнин, строением холма; сформировать понятие "овраг";
- Развивающие: развивать мышление, память, внимание, повышать интерес к изучению окружающего мира.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к земле и желание её украшать.
Оборудование:
- Медиапроектор, экран, презентация, учебник,
рисунки (фотографии) равнины, оврага, холма,
костра на привале, фигурки туристов (по
количеству детей в классе плюс один), карточки:
- для повторения,
- с загадками для групповой работы,
- с текстами для работы по новой теме
План урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
- Повторение понятий облако, звезда, созвездие, планета, спутник.
- Работа по теме урока.
- Открытие терминологии новой темы.
- Пассивная физическая минутка для глаз.
- Получение и закрепление новых знаний.
- Экологическая страничка.
- Динамическая физическая минутка.
- Работа с учебником.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Изучая предыдущую тему, мы попробовали себя в роли астрономов и астронавтов. Сегодня мы с вами совершим путешествие по поверхности планеты в качестве туристов-любителей, которые изучают поверхность Земли. Нас ждут интересные задания. А выполнить их вам помогут знания, полученные на прошедших уроках.
- Тема сегодняшнего урока: Формы земной поверхности. (Слайд 1).
Актуализация знаний.
- Прежде, чем отправиться в путь, турист изучает предстоящий маршрут, его особенности, возможные трудности, а также достопримечательности. Какие же сведения, возможно, понадобятся нам?
II. Повторение понятий "облако", "звезда", "созвездие", "планета", "спутник".
Индивидуальная работа.
- Возьмите карточку № 1, выполните задания: (Приложение 1).
Задания (Слайды 2, 3).
Проверка выполнения производится с помощью проектора (Слайды 4, 5).
По заданиям №3 и №4 проводится сначала взаимная проверка в парах.
Задание №5 выполняется фронтально, с проектором (Слайд 6).
- Подготовка к путешествию закончена. Отправляемся в путь! (Слайд 7).
III. Работа по теме урока.
Открытие терминологии новой темы.
Работа в группах.
- Возьмите карточку №2 с текстами загадок (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), разгадайте их, ваши ответы помогут определить, какие формы поверхности мы будем изучать в нашем путешествии
По готовности с группами заполняются кроссворды, получившееся слово по вертикали - одна из форм поверхности (равнина, холм, овраг):
- группа 1 (Слайды 8-22).
- группа 2 (Слайды 23-31).
- группа 3 (Слайды 32-42).
- Пока мы повторяли известные нам сведения, мы шли с вами по ровным дорогам, которые бывают на равнинах (изображение равнины и фигурки туриста на ней - на доске), а теперь нам предстоит перебраться через овраг (изображение оврага и туриста перед оврагом).
Пассивная физическая минутка для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
Получение и закрепление новых знаний.
Работа в парах.
- Прочитайте материал о каждой форме поверхности на карточке №3 и выделите основные признаки, которые помогут различать формы поверхности (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).
Ответы, пары дополняют друг друга. (Слайд 43).
Экологическая страничка (Слайд 44).
Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как люди борются с оврагами и зачем это нужно. (Приложение 8).
- Итак, мы перебрались через овраг, и теперь нам предстоит преодолеть холм (изображение холма и туриста перед ним)
Динамическая физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь на левой ножке
И на правой - по дорожке!
Работа с учебником.
Фронтальная работа.
- На странице 38 определите изученные нами виды поверхности Земли (Слайд 45).
- На странице 33 в №1 нарисуйте схематично равнину, овраг и холм (Слайд 46).
- На странице 33 в №2 впишите недостающее слово.
Итог урока.
- Вот и холм позади. Впереди заслуженный отдых - привал (изображение разведённого костра). Конечно, туристы должны поделиться своими впечатлениями от путешествия:
- Что нового узнали за время путешествия?
Рефлексия.
- Оцените свой вклад в изучение новой темы. Расположите фигурки туристов у подножия холма, на его склоне или на самой вершине. На этом наше путешествие закончено. Возвращаемся домой. А дома нас ждёт домашнее задание.
Домашнее задание.
Составьте рассказ "Как человек использует в своей хозяйственной деятельности равнины" (Слайд 47).
- Прощаемся до следующего путешествия. Благодарю вас за работу. (Слайд 48).