Цель: Создать условия для:
- обобщения и закрепления знаний о частях речи;
- развития орфографической зоркости и мыслительных процессов;
- формирования эмоционально-ценностного отношения к истории своего края.
Материал к уроку: карточки с текстами № 1, № 2, № 3; презентация (Приложение), фотография березы <Рисунок 1>.
Ход урока
I. Организационный момент
У. Ребята, сегодня у нас опять на уроке гости. Я думаю, что вы постараетесь показать, насколько вы повзрослели и поумнели за прошедшее время. Отвечать будете четко, правильно, быстро. Успокойтесь, сделайте вдох, выдохните, улыбнитесь. Желаю и вам, и себе успешной работы. (слайд 2)
II. Мобилизующий этап
У. Возьмите карточку с текстом №1 (слайд 3), прочитайте и скажите, что на ней записано?
Мы живём на Алтае. Алтай по-русски значит “Золотые горы”, так назвали его народы, которые жили здесь с давних пор. Алтайские горы и на самом деле “золотые”. Они богаты золотом, серебром, медью, железом и другими полезными ископаемыми. Рядом с горами раскинулись широкие плодородные степи. Их разделяют на части длинные ленты сосновых боров. Многочисленные реки и озёра Алтая богаты рыбой, а леса – ценными пушными зверями. И горные долины, и широкие степи, и покрытые лесами берега могучей реки Оби издавна были заселены людьми.
Д. На карточке записан текст.
У. Из чего состоит текст?
Д. Из предложений.
У. А предложения?
Д. Из слов.
У. А что вы знаете о словах?
Д. Мы знаем, что они могут обозначать названия предметов, признаки предметов и действия предметов.
У. Как еще мы называем эти слова?
Д. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
У. Попробуйте определить тему урока, учитывая, что это урок повторения.
Д. Обобщение знаний о частях речи. (слайд 4)
У. А сейчас сформулируйте цель урока , используя опоры. (слайд 5) При этом помните, что это урок обобщения знаний.
– повторить….
– учится находить … и использовать их …
Д. Повторить все, что мы знаем о частях речи; учится находить имена существительные, имена прилагательные, глаголы и использовать их в речи. (слайд 6)
У. Хорошо. Молодцы! А теперь вернемся к тексту. О чем он?
Д. Об Алтае.
У. Сегодня мы продолжим на уроке разговор об Алтае. Как вы думаете, зачем?
Д. Чтобы узнать что-то новое
У. Это и будет еще одной целью нашего урока: узнать новое об Алтае.
III. Упражнение в нахождении имен существительных
У. Найдите в тексте имена существительные, но сначала надо вспомнить, какие слова называются именами существительными.
Д. Имена существительные – это слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы кто? или что?
У. Назовите имена существительные из текста.
Д. Алтай, народы, золото, серебро, горы и т.д.
IV. Минутка чистописания
У. Молодцы! А теперь посмотрите на экран. (слайд 7) Я выписала из текста несколько слов: горы, ленты, степи, реки, озёра, бор, долины, леса.. Прочитайте их. Подумайте, какие задания вы можете предложить.
Д. Какой частью речи являются эти слова, разделите на слоги и т.д.
У. Так какой частью речи являются эти слова, докажите.
Д. Это имена существительные, так как обозначают названия предметов и отвечают на вопрос что?
У. Найдите имена существительные с наибольшим количеством слогов.
Д. Озера, долины
У. Сколько в них слогов?
Д. Три
У. Как определить количество слогов в слове?
Д. По гласным. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
У. Назовите гласные из слова долины.
Д. о, и, ы
У. Как вы думаете, какая работа вас ожидает?
Д. Минутка чистописания.
У. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Теперь запишите цепочки и определите порядок следования в них букв: ооиы, оииы, оиыы. (образец цепочек на доске)
Д. Поочередно удваивается количество букв.
У. Напишите следующий ряд, постепенно утраивая количество букв
V. Упражнение в написании имен существительных
У. Вернемся к именам существительным. Найдите среди них лишнее.
Д. Лишнее слово бор
У. Почему?
Д. Обозначает название одного предмета.
У. Сделайте вывод.
Д. Имена существительные могут называть один предмет и много предметов.
У. Запишите в столбик оставшиеся имена существительные, через тире измените их так, чтобы они обозначали название одного предмета.
У. Что еще вы знаете об именах существительных?
Д. Имена существительные называют живые предметы и отвечают на вопрос кто? и неживые – что?
VI. Физкультминутка
У. Я буду называть из текста имена существительные, а вы, если оно отвечает на вопрос кто? – приседаете, на вопрос что? – наклоняетесь.
Золото, серебро, народы, железо, реки, леса, звери, люди, берега.
– Молодцы!
VII. Обобщение знаний об имени прилагательном.
У. О том, как жили люди на Алтае в прошлом, как изменялась их жизнь, мы узнаем из раскопок, старых документов и рассказов старожилов. На просторах Алтая встречается много курганов – захоронений. Ученые раскопали некоторые из этих захоронений. Что было найдено в одном из них, вы узнаете, прочитав следующий текст №2. (слайд 8)
Под огромной кучей камней была скрыта глубокая яма, заполненная брёвнами. Когда брёвна вытащили, под ними оказалась могила. В ней сохранился гроб, выдолбленный из целого дерева и оклеенный кожицей молодых березок, остатки мясной пищи, оружие, осёдланные кони, богатая одежда, войлочный разноцветный ковёр, украшения из золота, серебра и меди.
– Какое задание можно выполнить по этому тексту, учитывая тему урока?
Д. Найти имена прилагательные.
У. Какие слова называются именами прилагательными?
Д. Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы, какой? какая? какое? какие?
Игра “Кто больше?”
У. Кто больше выпишет имен прилагательных из текста? (На работу дается 3 мин. После проверки выдаются жетоны).
– Что еще вы знаете об именах прилагательных?
Д. Имена прилагательные могут быть близкими и противоположными по значению.
У. Я буду называть имена прилагательные из текста, вы подбирать противоположные по смыслу: глубокий – …, молодой – …, богатый – ….
Д. … – мелкий, … – старый, … – бедный.
VIII. Словарно-орфографическая работа
У. В этом тексте есть словарное слово, правописание которого вам нужно запомнить. Это слово обозначает название дерева, кожицей которого был оклеен гроб.
Д. Берёза
У. Прочитайте его так, как будете писать. Объясните.
Д. В этом слове три слога, второй слог ударный. Знак ударения над буквой ё не ставим. В первом слоге буква е безударная, зажигаем фонарик, чтобы ее запомнить.
У. Запишите слово в тетрадь и словарик.
– Опишите с помощью имен прилагательных березы <Рисунок 1>.
IX. Обобщение знаний о глаголе
У. О какой части речи сегодня на уроке еще не говорили?
Д. О глаголе.
У. Что такое глагол?
Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
У. У вас есть еще одна карточка с текстом №3. (слайд 9) Сформулируйте задание к ней.
В горах Алтая сохранились рисунки на скалах. На одном из них изобразили охотника, который с помощью собак выслеживал оленей, горных козлов, кабанов. В руках у охотника лук, из которого он выпускает в оленя стрелу.
Д. Найти глаголы.
У. Текст прочитаю я. Следите по карточке, подчеркните карандашом глаголы. Прочитайте глаголы, которые вы подчеркнули.
Д. Сохранились, изобразили, выслеживал, выпускает.
У. Запишите глаголы в тетрадь.
У. Приведите свои примеры глаголов.
X. Физкультминутка
У. А теперь я буду называть глаголы, а вы выполнять действия, которые они выполняют, но при условии, если я скажу слово “пожалуйста”. Попрыгайте, присядьте, потянитесь, наклонитесь, сядьте
XI. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке? Какое задание понравилось больше всего? Когда вы испытывали затруднения? Почему? Какое чувство испытали, когда справились с заданием?
XII. Итог урока
У. Спасибо за работу на уроке (учитель оценивает работу). А урок я хочу завершить словами А.С. Пушкина “Уважение к прошлому, вот что отличает образованность от дикости” (слайд №10) Подумайте, что, по-вашему, они означают?