Цели:
- Повторить и закрепить знания по основным темам раздела "География населения мира"
- Закрепить понятия: "естественный прирост", "демографический взрыв", "миграция", "урбанизация" и др.
- Научить обучающихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, прогноз на основе полученной информации.
- Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.
Оборудование: кроссворд к теме, различные виды карточек.
Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Ход урока
Организационный момент
Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме "География населения мира". В ходе игры за свои правильные ответы будете зарабатывать жетоны. В конце урока подведем итог. Если вы получите 9 и более жетонов - оценка "5", от 7 до 9 жетонов - оценка "4", от 2 до 4 - оценка "2", от 0 до 2 - оценка "1"
Повторение и обобщение.
Конкурс "Разминка"
Решение кроссворда по теме (его чертеж на доске).
Я зачитываю вопрос, если вы знаете ответ поднимите карточку-сигнал. Первый поднявший получает право на ответ.
Вопросы кроссворда:
В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения? (Бангладеш)
Один из элементов воспроизводства населения? (Рождаемость)
Как называют перемещение людей через границы с переменой места жительства? (Миграция)
Единица измерения естественного прироста, рождаемости и :солености воды? (Промилля)
Скопление городов, их слияние (Агломерация)
Процесс роста городов и увеличения числа горожан (Урбанизация)
Назовите мировую религию, занимающую второе место по числу верующих (Ислам)
Национальная религия китайцев (Конфуцианство)
Государство - лидер по числу жителей (Китай)
Один из типов этнических сообществ (Семья)
Конкурс "Что это такое? Кто такой?"
Необходимо прокомментировать содержание понятий на выбранной вами карточке.
Карточка №1
"Естественный прирост", "Миграция"
Карточка №2
"Воспроизводство", "Урбанизация"
Карточка №3
"Демография", "Этнос"
Карточка №4
"Демографическая зима", "Эмиграция"
Карточка №5
"Демографическая весна", "Агломерация"
Карточка №6
"Демографический взрыв", "Иммиграция"
Конкурс Игры-сценки
Две пары учащихся разыграют сценки. Остальные ребята должны определить к какому типу воспроизводства населения относится каждая сценка.
Сценка I.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
1-ый: "Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль "Мерседес", а два года назад, как я помню, был "Ситроен", и костюм за тысячу долларов"
2-ой: "А у тебя все тот же старенький "Пежо"?"
1-ый: "Да! Да! Старенький "Пежо", милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну да, зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!"
2-ой: "Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!"
Сценка II
Диалог между мужем и женой.
Муж: "Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сегодня сводить в зоопарк"
Жена: "Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют"
Муж: "Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!"
Жена: "Нет, нет, я не хочу этого: Я хочу ребенка!"
Муж: "Да ты с ума сошла!"
- пока ребята готовятся проведем с остальными игру "Узнай страну". По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается.
1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов) |
1. Славится своими карнавалами (5 баллов) |
2. В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла) |
2. Обладает пестрым расовым составом (4 балла) |
3 .Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла) |
3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла) |
4. Занимает 2-е место в мире по численности населения (2 балла) |
4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла) |
5. Большинство населения исповедует Индуизм (1 балл) |
5. Родом из этого государства является самый знамениты й футболист Пеле (1 балл) |
(Индия) |
(Бразилия) |
Разыгрывание сценок
К какому типу воспроизводства населения относится каждая сценка?
Что называется демографической политикой?
Конкурс "Если бы:"
Если бы вы стали президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?
(выступления ребят)
Я приведу вам выводы демографов о семье будущего. Так вот, семья должна быть такого состава: двое родителей и е менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь (детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.). Семья будет жить в благоустроенной квартире со стереотелевизорами, компьютером, видеотелефонной связью. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. В семье будут царить любовь и уважение, семья будет счастливой.
Конкурс "Домашнее задание"
Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших бабушек. Прабабушек, построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его
(образец)
Конкурс "Звездный час"
Каждый получает звезду. В одном луче звезды написать вопрос, а в трех остальных - три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.
Самая распространенная по числу приверженцев религия - это: а) ислам, б) буддизм, в) христианство;
Наиболее многочисленная языковая семья - это:
а) Алтайская,
б) Индоевропейская,
в) Уральско-Юкагирская;
Средняя плотность населения мира составляет:
а) 15 чел/м2,
б) 700 чел/м2,
в) 45 чел/м2;
Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:
а) эмиграция,
б) "утечка умов",
в) иммиграция;
К малозаселенным территориям относятся:
а) высокогорные области,
б) низменности,
в) возвышенности;
Демографический кризис наблюдается в государствах: а) Индии, б) России, в) Бангладеш.
Итог урока
- Подведем итоги, посчитаем жетоны. Выставление оценок.