Обобщающий урок по теме "География населения мира" (10-й класс)

Разделы: География

Класс: 10


Цели:

  • Повторить и закрепить знания по основным темам раздела "География населения мира"
  • Закрепить понятия: "естественный прирост", "демографический взрыв", "миграция", "урбанизация" и др.
  • Научить обучающихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, прогноз на основе полученной информации.
  • Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Оборудование: кроссворд к теме, различные виды карточек.

Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: урок-игра.

Ход урока

Организационный момент

Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме "География населения мира". В ходе игры за свои правильные ответы будете зарабатывать жетоны. В конце урока подведем итог. Если вы получите 9 и более жетонов - оценка "5", от 7 до 9 жетонов - оценка "4", от 2 до 4 - оценка "2", от 0 до 2 - оценка "1"

Повторение и обобщение.

Конкурс "Разминка"

Решение кроссворда по теме (его чертеж на доске).

Я зачитываю вопрос, если вы знаете ответ поднимите карточку-сигнал. Первый поднявший получает право на ответ.

Вопросы кроссворда:

В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения? (Бангладеш)

Один из элементов воспроизводства населения? (Рождаемость)

Как называют перемещение людей через границы с переменой места жительства? (Миграция)

Единица измерения естественного прироста, рождаемости и :солености воды? (Промилля)

Скопление городов, их слияние (Агломерация)

Процесс роста городов и увеличения числа горожан (Урбанизация)

Назовите мировую религию, занимающую второе место по числу верующих (Ислам)

Национальная религия китайцев (Конфуцианство)

Государство - лидер по числу жителей (Китай)

Один из типов этнических сообществ (Семья)

Конкурс "Что это такое? Кто такой?"

Необходимо прокомментировать содержание понятий на выбранной вами карточке.

Карточка №1

"Естественный прирост", "Миграция"

Карточка №2

"Воспроизводство", "Урбанизация"

Карточка №3

"Демография", "Этнос"

Карточка №4

"Демографическая зима", "Эмиграция"

Карточка №5

"Демографическая весна", "Агломерация"

Карточка №6

"Демографический взрыв", "Иммиграция"

Конкурс Игры-сценки

Две пары учащихся разыграют сценки. Остальные ребята должны определить к какому типу воспроизводства населения относится каждая сценка.

Сценка I.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

1-ый: "Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль "Мерседес", а два года назад, как я помню, был "Ситроен", и костюм за тысячу долларов"

2-ой: "А у тебя все тот же старенький "Пежо"?"

1-ый: "Да! Да! Старенький "Пежо", милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну да, зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!"

2-ой: "Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!"

Сценка II

Диалог между мужем и женой.

Муж: "Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сегодня сводить в зоопарк"

Жена: "Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют"

Муж: "Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!"

Жена: "Нет, нет, я не хочу этого: Я хочу ребенка!"

Муж: "Да ты с ума сошла!"

- пока ребята готовятся проведем с остальными игру "Узнай страну". По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается.

1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов)

1. Славится своими карнавалами (5 баллов)

2. В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла)

2. Обладает пестрым расовым составом (4 балла)

3 .Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла)

3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)

4. Занимает 2-е место в мире по численности населения (2 балла)

4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла)

5. Большинство населения исповедует Индуизм (1 балл)

5. Родом из этого государства является самый знамениты й футболист Пеле (1 балл)

(Индия)

(Бразилия)

Разыгрывание сценок

К какому типу воспроизводства населения относится каждая сценка?

Что называется демографической политикой?

Конкурс "Если бы:"

Если бы вы стали президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?

(выступления ребят)

Я приведу вам выводы демографов о семье будущего. Так вот, семья должна быть такого состава: двое родителей и е менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь (детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.). Семья будет жить в благоустроенной квартире со стереотелевизорами, компьютером, видеотелефонной связью. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. В семье будут царить любовь и уважение, семья будет счастливой.

Конкурс "Домашнее задание"

Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших бабушек. Прабабушек, построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его

(образец)

Конкурс "Звездный час"

Каждый получает звезду. В одном луче звезды написать вопрос, а в трех остальных - три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.

Самая распространенная по числу приверженцев религия - это: а) ислам, б) буддизм, в) христианство;

Наиболее многочисленная языковая семья - это:

а) Алтайская,

б) Индоевропейская,

в) Уральско-Юкагирская;

Средняя плотность населения мира составляет:

а) 15 чел/м2,

б) 700 чел/м2,

в) 45 чел/м2;

Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а) эмиграция,

б) "утечка умов",

в) иммиграция;

К малозаселенным территориям относятся:

а) высокогорные области,

б) низменности,

в) возвышенности;

Демографический кризис наблюдается в государствах: а) Индии, б) России, в) Бангладеш.

Итог урока

- Подведем итоги, посчитаем жетоны. Выставление оценок.