Тема урока: «Полисахариды: крахмал и целлюлоза».
Цели урока: Рассмотреть важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование и реактивы:
- ноутбук,
- проектор,
- экран,
- презентация (Приложение 1),
- образцы крахмала и целлюлозы,
- образцы тканей из ацетатного шелка,
- образцы продуктов, содержащих крахмал (картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб),
- йодная настойка,
- химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки,
- учебник, тетрадь.
Учебник: «Химия 10» О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Слайд №1. С момента своего появления на
Земле человек употребляет растительную пищу,
богатую крахмалом, использует для своих нужд
древесину и другие растительные объекты,
содержащие большое количество целлюлозы. В
настоящее время человек уже умеет выделять и
перерабатывать природные полимеры, получая из
них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу
и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие
полисахариды: крахмал и целлюлозу. Что же мы
должны будем знать об этих веществах? (Состав,
строение, физические и химические свойства,
нахождение в природе, применение)
III. Изучение нового материала
Слайд №2. Давайте вспомним классификацию углеводов. Какие они бывают? Приведите примеры соединений относящихся к данному классу.
Слайд №3. Итак, сегодня наша задача сравнить крахмал и целлюлозу.
(Учащиеся составляют в тетради таблицу)
Слайды №4, №5, №6. Рассмотрим состав и строение полисахаридов. Что общего? Чем отличаются?
(Учащиеся заполняют первые две строки в
таблице: «состав» и «строение»)
Теперь давайте обратим внимание на физические
свойства крахмала и целлюлозы. Попробуем их
описать.
(Учащиеся устно описывают физические свойства образцов крахмала и целлюлозы, пробуя растворить их в воде. Затем с помощью слайда№7 заполняют третью строку сравнения таблицы «физические свойства»)
Переходим к изучению химических свойств полисахаридов.
В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску.
Как называется такая реакция, которая позволяет распознавать вещества? (Качественная).
Сейчас мы с вами проделаем небольшие опыты и постараемся обнаружить крахмал в различных продуктах питания, с которыми сталкиваемся каждый день. Перед вами картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб. Добавьте к каждому образцу йодную настойку.
(Учащиеся выполняют лабораторные опыты). Что вы наблюдаете? Какие продукты содержат больше крахмала, какие меньше? Почему вы так думаете?
Слайды №8 и №9. Вернемся к нашей таблице и рассмотрим другие свойства полисахаридов (учащиеся заполняют 4 строку таблицы «химические свойства»: качественная реакция на крахмал, гидролиз крахмала и целлюлозы, образование сложных эфиров на примере целлюлозы).
Слайд №10. Реакция образования сложных эфиров имеет очень большое промышленное значение. Сейчас мы убедимся в этом на примере получения триацетилцеллюлозы.
(Учащиеся слушают сообщение о получении ацетатного волокна, заранее подготовленное дома одним из учащихся, и рассматривают образцы тканей из ацетатного шелка)
Слайды №11 и №12. Крахмал широко
распространен в природе. Для различных растений
он является запасным питательным материалом.
Целлюлоза является основной частью стенок
растений.
Давайте подумаем и вспомним из курса биологии,
какие же растения богаты этими природными
полимерами. (Крахмал: рис (86%), пшеница (75%),
кукуруза (72%), картофель (24%). Целлюлоза: волокна
хлопчатника, конопли (почти 100%), древесина (50%),
солома (30%)).
Учащиеся заполняют следующие строки таблицы: «нахождение в природе» и «применение».
Слайд №13. Мы уже достаточно много знаем о полисахаридах. Давайте попробуем сформулировать области применения этих веществ в нашей жизни. (С помощью слайда учащиеся заполняют последнюю строку таблицы «применение»).
IV. Закрепление изученного материала
Итак, сегодня мы познакомились с очень важным и широко распространенным классом соединений – полисахаридами. Сейчас мы знаем о них гораздо больше, чем раньше. Давайте проверим, а что же мы запомнили.
(Учащиеся выполняют интерактивный тест, состоящий из 5 вопросов по новому материалу – слайды №№14 – 24).
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: §24, задания 1, 2 стр. 210 – 211 (учебник «Химия 10» авторы: О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев)