Урок по химии в 10-м классе по теме "Полисахариды: крахмал и целлюлоза"

Разделы: Химия


Тема урока: «Полисахариды: крахмал и целлюлоза».

Цели урока: Рассмотреть важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование и реактивы:

  • ноутбук,
  • проектор,
  • экран,
  • презентация (Приложение 1),
  • образцы крахмала и целлюлозы,
  • образцы тканей из ацетатного шелка,
  • образцы продуктов, содержащих крахмал (картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб),
  • йодная настойка,
  • химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки,
  • учебник, тетрадь.

Учебник: «Химия 10» О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Слайд №1. С момента своего появления на Земле человек употребляет растительную пищу, богатую крахмалом, использует для своих нужд древесину и другие растительные объекты, содержащие большое количество целлюлозы. В настоящее время человек уже умеет выделять и перерабатывать природные полимеры, получая из них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу. Что же мы должны будем знать об этих веществах? (Состав, строение, физические и химические свойства, нахождение в природе, применение)

III. Изучение нового материала

Слайд №2. Давайте вспомним классификацию углеводов. Какие они бывают? Приведите примеры соединений относящихся к данному классу.

Слайд №3. Итак, сегодня наша задача сравнить крахмал и целлюлозу.

(Учащиеся составляют в тетради таблицу)

Слайды №4, №5, №6. Рассмотрим состав и строение полисахаридов. Что общего? Чем отличаются?

(Учащиеся заполняют первые две строки в таблице: «состав» и «строение»)
Теперь давайте обратим внимание на физические свойства крахмала и целлюлозы. Попробуем их описать.

(Учащиеся устно описывают физические свойства образцов крахмала и целлюлозы, пробуя растворить их в воде. Затем с помощью слайда№7 заполняют третью строку сравнения таблицы «физические свойства»)

Переходим к изучению химических свойств полисахаридов.

В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску.

Как называется такая реакция, которая позволяет распознавать вещества? (Качественная).

Сейчас мы с вами проделаем небольшие опыты и постараемся обнаружить крахмал в различных продуктах питания, с которыми сталкиваемся каждый день. Перед вами картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб. Добавьте к каждому образцу йодную настойку.

(Учащиеся выполняют лабораторные опыты). Что вы наблюдаете? Какие продукты содержат больше крахмала, какие меньше? Почему вы так думаете?

Слайды №8 и №9. Вернемся к нашей таблице и рассмотрим другие свойства полисахаридов (учащиеся заполняют 4 строку таблицы «химические свойства»: качественная реакция на крахмал, гидролиз крахмала и целлюлозы, образование сложных эфиров на примере целлюлозы).

Слайд №10. Реакция образования сложных эфиров имеет очень большое промышленное значение. Сейчас мы убедимся в этом на примере получения триацетилцеллюлозы.

(Учащиеся слушают сообщение о получении ацетатного волокна, заранее подготовленное дома одним из учащихся, и рассматривают образцы тканей из ацетатного шелка)

Слайды №11 и №12. Крахмал широко распространен в природе. Для различных растений он является запасным питательным материалом. Целлюлоза является основной частью стенок растений.
Давайте подумаем и вспомним из курса биологии, какие же растения богаты этими природными полимерами. (Крахмал: рис (86%), пшеница (75%), кукуруза (72%), картофель (24%). Целлюлоза: волокна хлопчатника, конопли (почти 100%), древесина (50%), солома (30%)).

Учащиеся заполняют следующие строки таблицы: «нахождение в природе» и «применение».

Слайд №13. Мы уже достаточно много знаем о полисахаридах. Давайте попробуем сформулировать области применения этих веществ в нашей жизни. (С помощью слайда учащиеся заполняют последнюю строку таблицы «применение»).

IV. Закрепление изученного материала

Итак, сегодня мы познакомились с очень важным и широко распространенным классом соединений – полисахаридами. Сейчас мы знаем о них гораздо больше, чем раньше. Давайте проверим, а что же мы запомнили.

(Учащиеся выполняют интерактивный тест, состоящий из 5 вопросов по новому материалу – слайды №№14 – 24).

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание: §24, задания 1, 2 стр. 210 – 211 (учебник «Химия 10» авторы: О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев)