Пояснительная записка
Курс Всеобщей истории в X-XI классе
(как вариант, История мировой цивилизации)
призван, по мнению автора, повышать образовательную
активность старшеклассников. Его особое место
заключается в комплексном формировании трех
компонентов ценностного отношения к
образовательной деятельности: рационального,
эмоционального и поведенческого. Особенностью
предмета Всеобщая история (ИМЦ)
является отказ от обязательного заучивания
большого объема информации, так как проверка
знаний в форме экзамена в настоящее время не
проводится. Это позволяет учащимся, не владеющим
значительным объемом знаний, реализовать себя на
уроках, почувствовать себя успешными,
удовлетворить потребности в творческом
самовыражении. Автор убежден, что курс Всеобщей
истории должны отличать доступность
изложения, наглядность (особенно за счет
использования возможностей программы Power Point),
разумный объем информации. Таким образом, задача
повышения образовательной активности может быть
успешно решена в классах с разным уровнем
подготовки и с разной направленностью интересов.
Урок «Государство благоденствия». Страны
Европы и США во II половине XX века» так же
как и весь курс способствует комплексному
формированию ценностного отношения к истории. На
уроке школьники знакомятся с ведущими
концепциями социально экономического развития,
принадлежащими Джону Кейнсу, Карлу Мюрдалю,
Даниэлу Беллу. Это позволяет старшеклассникам
усвоить современную научную терминологию,
овладеть передовыми знаниями, повысить свою
конкурентоспособность на рынке труда. Все это
служит залогом интеллектуального принятия
данной темы. Эмоциональная, образная подача
материала обеспечивается за счет таких
элементов урока как: портреты исторических
деятелей (Шарль де Голль, Джон Кеннеди, Конрад
Аденауэр и др.), описание ярких, переломных
моментов всемирной истории («бурные
шестидесятые», энергетический кризис 1974 – 75
годов). Совокупность методических приемов делает
возможным развитие эмпатии по отношению к
получаемой информации.
Очевидно, что интерес к изучению истории должен
иметь свое внешнее выражение в действиях и
поступках. С целью формирования поведенческого
компонента старшеклассникам предлагается
дискуссионный вопрос: «Государство
благоденствия»: панацея или повод для дискуссии;
Опыт какой модели цивилизационного развития
полезно будет использовать в нашей стране?
Поиски ответа на последний вопрос, очевидно,
выходят за пределы урока и мотивируют учащихся
на следующие уроки данной темы. Таким образом:
Цели урока:
- Комплексное развитие трех компонентов ценностного отношения к образовательной деятельности: рационального, эмоционального и поведенческого.
- Формирование у школьника современного видения мира;
- Формирование представления о возможности сосуществования различных моделей цивилизационного развития;
Оборудование: проектор, компьютер, комплект раздаточного материала:
План урока.
- «Государство благоденствия» как модель цивилизационного развития. Предпосылки возникновения теории «государства благоденствия». Фаза вызова.
- Страны Европы и США во II половине XX века: достижения и проблемы. «Государство благоденствия» – панацея или повод для дискуссии. Фаза осмысления.
- Работа с таблицей «Альтернативы развития мировой цивилизации в XX веке». Фаза обобщения.
I. Фаза вызова (Приложение 1).
Задача первого этапа урока: сформировать интерес к теме урока, актуализация имеющихся знаний.
Деятельность учителя:
Учитель стимулирует познавательную деятельность учащихся. Формулирует проблему урока: Опыт какой модели цивилизационного развития полезно будет использовать в нашей стране?; «Государство благоденствия» – панацея или повод для дискуссии.
Преподаватель предлагает раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3). Чтобы избавить учащихся от записи материала в тетради, автор предлагает использовать специально отобранные фрагменты презентации, распечатанные в режиме «Выдачи». Учитель знакомит с различными определениями «государства благоденствия» и задает вопросы для определения причин их возникновения.
Деятельность учащихся:
Осмысливают проблему урока, воспринимают новую теоретическую информацию. Старшеклассники вспоминают известную им информацию об экономическом кризисе, итогах войны и тд.
Причины возникновения теории «государства благоденствия»:
- Бурный экономический рост, связанный с применением достижений НТР.
- Избиратели отдают свои голоса партиям, выступающим за расширение и углубление социальных реформ (лейбористы в Англии).
- Реализация программ по предотвращению кризиса перепроизводства.
- Социальные реформы – необходимое условие борьбы с коммунизмом.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
Устойчивый интерес к теме урока. Желание старшеклассников получить новые знания. Потребность высказать свое мнение о каждой модели и занести результат в таблицу.
II. Фаза осмысления
Задача второго этапа урока: Приобретение и осмысление новых знаний об особенностях и проблемах государства благоденствия. Соотнесение их с уже имеющимися знаниями (история России IX класс, обществознание XI класс). «Проживание» исторической ситуации в послевоенной Западной Европе и США. Формирование ценностных отношений (общество благоденствия или общество потребления).
Деятельность учителя:
Знакомит с новой информацией (Приложение 1, показ презентации с лекционным сопровождением). Освещает признаки «государства благоденствия». Обращает внимание на трудности, с которыми столкнулись страны Запада в шестидесятые и семидесятые годы. Формулирует наводящие и проблемные вопросы. Организует групповое размышление по проблеме урока.
Государство благоденствия – демократическое государство с рыночной экономикой, гарантирующее своим гражданам определенный уровень социального обеспечения.
- Новая система социального обеспечения.
- Регулирование трудовых отношений.
- Активное вмешательство государства в экономическую жизнь.
- Европейское и международное экономическое сотрудничество.
В результате энергетического кризиса 1974 – 75 годов государство благоденствия вступает в полосу кризиса. В большинстве стран Запада к власти приходят неоконсерваторы: Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и тд. Однако кризис не привел к полной ликвидации государства благоденствия, а дал толчок к его реформированию.
Деятельность учащихся:
Работают с информацией на экране и текстом раздаточного материала. Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем. Спорят, отстаивая свою точку зрения. Фиксируют результаты в таблице.
Предполагаемый результат второго этапа урока:
Приобретение новых знаний о политическом, социальном и экономическом развитии стран Запада во II половине XX века. Развитие познавательных навыков (анализ и синтез). Формирование ценностных установок по отношению к достижениям современной западной цивилизации.
III Фаза обобщения, рефлексии
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
Деятельность учителя:
Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
Просит заполнить первую графу в таблице. Работает с листами раздаточного материала. Обращает внимание на следующие две формы «государства благоденствия» (шведскую и японскую), мотивируя учащихся на следующий урок.
Деятельность учащихся:
Обобщают и систематизируют полученные знания. Отвечают на поставленные вопросы. Работают над комментариями, которые они могут оставить на листах раздаточного материала, заполняют таблицу.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
Обобщенные и систематизированные знания:
- О существовании альтернатив цивилизационного развития после II Мировой войны.
- О «государстве благоденствия» в теории и социальной реальности.
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.
Литература:
- Кредер А.А. Зарубежная история. XX век. М., 2005.
- Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1-2. М., 1993.
- Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Мир в XX веке. 2005.
- Ресурсы сети интернет.