Цели:
- Сформировать у учащихся представление о лабораторном оборудовании, о правилах техники безопасности при работе с химической посудой, о назначении различных видов оборудования;
- Развивать умение наблюдать, ставить простейшие опыты, навыки простых измерений.
- Формировать навыки критического мышления, креативные навыки
- Воспитывать чувство коллективизма, уважения к чужому труду и чужому мнению.
Оборудование: 2 лабораторных штатива, 6 наборов химической посуды (штатив с пробирками, колбы, мензурки, мерные цилиндры, стеклянные палочки, ложки, воронки), динамометры, цилиндры металлические, деревянные бруски, линейки, термометры спиртовые.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Оглашение темы урока и девиза:
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета -
Вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
(М. Волошин)
3. Давайте, определим, что мы должны сделать на уроке?
4. Целеполагание для учащихся:
Познакомиться с лабораторным оборудованием
Научиться проводить простые измерения и опыты
Продолжать учиться делать выводы из увиденного и услышанного
5. У вас на столах находится очень важный предмет - называется он лабораторный штатив. Определите, как он используется?
Устроен штатив следующим образом:
1- подставка
2 - стержень
3 - муфты
4 - лапка
5 - кольцо
6. А теперь на слайдах вы увидите другие предметы из лабораторного оборудования, подумайте об их назначении.
Пробирки - для проведения опытов и монтажа приборов
Колбы - для проведения простейших химических операций : смешивание, разведение растворов, временного хранения веществ, а круглодонные для подогрева веществ.
Пестик и ступка - для измельчения твердых веществ.
Пипетка - добавления веществ небольшими количествами (по каплям).
Мерные цилиндры - для измерения объема налитой жидкости.
Мензурки - для отмеривания определенного объема жидкости, для приготовления смесей, для фильтрования.
Мерные ложки - для взятия некоторого количества твердого сыпучего вещества.
Воронки - для наливания жидкости в сосуды, для отфильтровывания примесей из жидкостей.
Сейчас вам предстоит научиться фильтровать жидкость, содержащую примеси. Для начала нужно выучить правила работы с химической посудой и оборудованием:
Работать можно только сухими руками (может выскользнуть и разбиться).
Работаем, не мешая товарищу.
Размешиваем любое вещество только стеклянной палочкой.
Не допускаем попадания жидкости на открытые части тела и одежду.
Жидкость, с которой мы работаем обыкновенная вода, поэтому опасности для вас нет, но правила техники безопасности помнить и соблюдать необходимо.
Используя фильтровальную бумагу, воронки и стаканы - фильтруем раствор.
Какой метод исследования мы с вами сейчас используем? (постановка опыта - эксперимент)
А какие еще методы научных исследований вы знаете? (наблюдение и измерение)
А вот сейчас мы приступаем к измерениям:
О, физика - наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами,
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знанье человеческое шире.
С помощью каких лежащих на столе приборов мы можем произвести измерения и какие именно измерения?
(с помощью термометра - температуру предметов и воздуха, с помощью линейки - размеры.)
Но у вас есть еще один простой лабораторный прибор - динамометр, с его помощью можно измерить силу, с которой Земля притягивает тело. Массу тела. Для этого есть две шкалы: Н- ньютоны - единица силы, г - граммы единица массы. Измерьте силу тяжести и массу деревянного бруска.
А что же можно узнать об этом бруске при помощи линейки? (его ширину, длину, высоту - зная их, можем вычислить объем тела). Определите объем параллелепипеда.
А если перед вами цилиндр как определить его объем? Можно это сделать при помощи линейки? Нет! И тут нам поможет рассказ нашего гостя.
Выступление Архимеда: правителю нашего города Геерону захотелось иметь новую корону. Ювелиры ее изготовили, но в душе Геерона появилось сомнения, а не обманули ли его ювелиры? В самом ли деле корона из чистого золота. Попросил он меня выяснить этот вопрос. Три дня обещанного срока подходят к концу, а ответа нет. И решил я с горя принять ванну. Заполнил ее водой. Сел и огромная лужа на полу. Оказывается мое тело, вытеснило такой объем воды, которое само занимало. И посчитав объем воды, мы узнаем объем тела.
А как именно я вывел ювелиров на чистую воду, вам предстоит узнать дома с помощью библиотеки, родителей и учителя физики.
15. Теперь используя данные, которые вам сообщил гость, попробуйте определить объем металлического цилиндра, используйте мерный цилиндр с водой.
16. Подведем итог урока: Что мы вспомнили?
Чему научились?
О чем задумались?
17.Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, что сумели, чему научились? Отметьте на лестнице успеха сегодняшнюю свою работу.
18. На сегодняшнем уроке я хочу отметить работу: ... И поставить отметки:
19. Д/З : стр. 154-157, задание от Архимеда.
20. А закончить урок хочу словами:
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь - предела познанию нет.
(Фирдоуси)