Цели:
- создание среды для развития познавательных интересов детей, творческих процессов чтения;
- повышение интереса к чтению через творчество на основе совместной деятельности детей, родителей, учителей и библиотекаря.
Задачи:
- ориентировать подготовительную работу на творческое общение родителей с ребёнком и книгой;
- развить у детей и их родителей позитивное отношение к книге;
- способствовать восстановлению традиций семейного чтения, вовлечению семьи в образовательный процесс.
Домашнее задание:
- Подготовить визитную карточку семейной команды.
- Найти пословицы о семье, книгах, чтении.
- Выучить стихи о чтении, книгах, библиотеке.
- Вспомнить колыбельные, потешки, прибаутки, загадки, считалки, дразнилки, мирилки.
- Вспомнить русские народные сказки, детские стихи.
- Вспомнить названия детских журналов и газет.
- По «Детской энциклопедии» издательства «Росмэн» (или другой) повторить сведения по темам: космос, планета Земля и жизнь на ней.
Наглядность: библиотечные плакаты с цитатами о чтении, книгах; рисунки детей.
Оборудование (названия конкурсов проецируются на экран):
- персональный компьютер;
- проектор;
- экран.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Библиотекарь:
Чтобы в жизни кем-то стать,
Надо очень много знать.
Чтобы очень много знать,
Надо много прочитать.Очень просим: заходите
В наш просторный книжный дом.
Очень просим: заходите,
Мы всегда, всегда вас ждём!
– Начинаем литературный турнир, в котором
принимают участие семейные команды учащихся 5
классов. Сегодня мы приветствуем
команды…(представить участников). Их будут
поддерживать одноклассники. Разыгрываются
номинации «Самая читающая семья» и «Книжкины
друзья».
Каждый вопрос, как крепкий орешек, который нужно
разгрызть, чтобы добраться до истины. За
правильный ответ вы получите один орешек (жетон),
за быстроту и смекалку – ещё один орешек
Наша книжная карусель крутится, и с каждым кругом
команды будут получать новые задания.
1 круг «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»
Вопрос для родителей:
– Давным-давно, когда не было ещё детских книжек, родители развлекали своих малых детушек устно. Что же рассказывали, напевали малышам мамы и бабушки? Вспомните и расскажите. (Колыбельные, прибаутки, потешки и т. д.)
Вопрос для детей:
– Как вы думаете, ребята, а дети что-нибудь сочиняли, например, для игры? Что из сочинённого самими детьми сохранилось в памяти и передаётся из поколения в поколение? Вспомните и расскажите. (Дразнилки, мирилки, считалки и т. д.)
2 круг «Мои первые книжки» (2 конкурса)
Библиотекарь:
Ускакали деревянные лошадки,
И кораблики бумажные уплыли.
Мы из детства убегаем без оглядки,
Всё, что надо и не надо, позабыли.
(Из песни)
А) «Сказочный хоровод»
– Вставьте слово, пропущенное в названии сказок.
1 команда 2 команда
Лисичка – … и серый волк
(сестричка) Петушок
– … гребешок (золотой)
Зимовье
…(зверей)
Финист – … сокол (ясный)
У страха … велики
(глаза)
Иван-царевич и … волк (серый)
Бобовое …
(зёрнышко)
Коза – … (дереза)
Пузырь, … и лапоть
(соломинка) Мальчик
с … (пальчик)
Б) « Поэтический турнир»
– Вспомните первые стихи для детей и их авторов по первой строчке.
1 команда 2 команда
«Идёт бычок качается …» «Наша Таня громко плачет …»
«Уронили мишку на пол …» «Зайку бросила хозяйка …»
«Дама сдавала в багаж …» «Кто стучится в дверь ко мне …»
3 круг «Семейные праздники»
Библиотекарь:
– В каждой семье свои традиции, свои семейные праздники. Но есть праздник, который ждут в каждой семье целый год и обязательно встречают все вместе. Это Новый год. Мы простились с годом уходящим (год Свиньи) и встретили новый (год Крысы). Наша следующая викторина посвящена этим замечательным животным. Оказывается, они герои многих сказок. Я буду для каждой команды читать отрывок, а вы назовёте сказку и автора.
Прощаемся с годом Свиньи
1 команда 2 команда
1. Стала свинка хрипло
хрюкать,
1. А потом позвонила
Свинья:
Непослушного
баюкать:
– Нельзя ли прислать Соловья?
– Баю-баюшки,
хрю-хрю. Мы
сегодня вдвоём с Соловьём
Успокойся,
говорю
Чудесную
песню споём.
«Сказка о глупом мышонке» С.
Маршак «Телефон»
К. Чуковский
2. – Впрочем, погоди, –
вспомнил 2. Вот
и свинья прозябла, пришла к быку:
Император, – мне нужен
свинопас. –
Пусти, брат, погреться.
Свиней у нас тьма
тьмущая.
– Нет не пущу! Ты в землю зароешься…
«Свинопас» Г.Х.
Андерсен «Зимовье
зверей» Русская народная сказка
Прощаемся с годом Крысы
1 команда 2 команда
1. В эту минуту мостков
выскочила
1. Но тут налетела вся мышиная родня
большая
крыса.
и
съела всё сало. Король был разгневан
– Паспорт есть? – спросила
она.
и приказал поставить мышеловки …
Но … молчал и ещё крепче сжимал ружьё.
…в мышеловки попались семеро
сыновей
Лодку несло, а крыса плыла
вдогонку.
старой Мышильды.
«Стойкий оловянный
солдатик»
«Щелкунчик и мышиный король»
Г.Х.
Андерсен
Э.-Т.-А.Гофман
2. – Кто в тереме
живёт?
2.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
– Я,
мышка-норушка.
Позвала кошка мышку.
«Теремок» Русская народная
сказка «Репка»
Русская народная сказка
4 круг « Не нужен и клад, коли в семье лад» (Домашнее задание)
Библиотекарь:
– Сейчас команды вспомнят пословицы о семье, где всё ладно да дружно. Сколько вспомните, столько баллов заработаете. Я начну, а команды продолжат.
1
команда
2 команда
– Любовь да совет, так и нуждочки
нет
– Вся семья вместе, так и душа на месте
5 круг « Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
Вспомните стихи из школьной программы по подсказке: последним словам в строчке.
1 команда 2 команда
1. ………………. торжествуя,
1.
………………. пору
…………………
путь.
………………… мороз.
…………………
почуя,
………………….в гору
…………………
как-нибудь. ………………….воз.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
2. …………………
одинокий 2.
…………………...пришёл
……………………
голубом,
…………………….
кроха:
……………………
далёком?
……………………..хорошо?
……………………
родном?
……………………..плохо ?
М.Ю. Лермонтов «Парус» В.В. Маяковский «Что такое хорошо …»
Пока команды выполняют задание, группы поддержки (зрители) помогают заработать дополнительные баллы.
Викторина для зрителей «Четвёртый лишний»
1 группа 2 группа
1. Гадкий утёнок, крот, жаба,
ласточка.
1.
Бык, осёл, кот, пёс.
Лишнее – гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен
«Дюймовочка»
Лишнее – бык. Братья Гримм «Бременские
музыканты»
2. Принц, фея, Кот в сапогах,
карета.
2.
Лягушка, щука, вёдра, царь.
Лишнее – Кот в сапогах . Ш. Перро
«Золушка»
Лишнее – лягушка. Русская
народная сказка
6 круг « Что принёс вам почтальон?»
Библиотекарь:
Эй, девочки и мальчики,
Советую вам вот что:
Поплачьте и поклянчите,
Чтоб мамы шли на почту,
На свете очень много есть
Журналов и газет –
На ваши «что?», где?», «почему?»
Они дадут ответ.
(Из газеты «Жили-были»)
– Посмотрим, знают ли ваши мамы, какие газеты и журналы читают наши школьники? В предложенном вам тексте найдите названия детских периодических изданий.
Дорогой друг! Юность Севера!
Кто ты? Юный техник, увлечённый
конструированием моделей современных кораблей и
самолётов или юный натуралист, собирающий
гербарий, имеющий свой аквариум и озорного кота
Мурзилку? Романтик, любящий путешествия вокруг
света, костёр на берегу реки, далёкую мелодию
одинокой свирели? А, может быть, ты юный художник,
восхищённый нежной лазурью весеннего неба или
рисующий забавные весёлые картинки?
Кто бы ты ни был, мы приглашаем тебя в нашу
библиотеку, в волшебный мир книг. А почему? Потому
что «библиотеки – это сокровищницы всех
богатств человеческого духа» (Г. Лейбниц), потому
что только здесь ты найдёшь детское чтение для
сердца и разума.
7 круг « Родословная»
Библиотекарь:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
– А как было в сказках? Какие родственные связи объединяют сказочных героев?
1 команда
1. У кого жила Курочка Ряба? (У бабы и деда)
2. Кто воспитывал Буратино? (Папа Карло)
3. Кем приходились друг другу три поросёнка? (Братья)
4. Кем приходилась Ивану-царевичу
лягушка-царевна? (Невеста, жена)
5. Кем приходилась Царевна-лебедь царю Салтану? (Невестка)
6. Кому писал письмо Ванька Жуков? (Дедушке)
2 команда
1. Кто воспитывал семерых козлят? (Мама
коза)
2. Кого расстроила принцесса в сказке братьев
Гримм «Бременские музыканты»?
3. Кем приходилась попу и попадье поповна в сказке
А.С. Пушкина «Сказка о попе и его Работнике
Балде»? (Дочерью)
4. Кем приходился князь Гвидон поварихе и
портнихе? (Племянником)
5. В какой сказке, кому помогали собирать урожай
животные? («Репка». Деду, бабе, внучке)
6. Кто и в какой сказке угрожал родителям съесть
их детей? («Тараканище». Таракан)
8 круг « Ходячая энциклопедия» (Домашнее задание)
Библиотекарь:
– Вам будут предложены по 10 вопросов,
составленных по «Детской энциклопедии»
издательства «Росмэн». Темы: космос, планета
Земля и жизнь на ней.
В известной пословице говорится: «Один ум хорошо,
а два – лучше». У каждой команды есть группа
поддержки. Если команда затрудняется, отвечает
группа поддержки.
1 команда
1. Что представляет собой планета Земля? (Шар,
приплюснутый сверху и снизу)
2. Земля – шар. Почему же люди не падают с Земли? (Держит
сила притяжения)
3. В каком месте нашей планеты температура самая
высокая? (Пустыня Сахара. 57,7 град.)
4. Сколько планет обращается вокруг Солнца: 7, 9, 11? (9)
5. Самая высокая гора на Земле: Эверест, Арарат,
Эльбрус? (Эверест)
6. Планеты удерживает на орбите сила солнечного,
земного или космического притяжения?
7. Самая длинная река в мире? (Нил. 6 671 км)
8. Где появились первые живые организмы? (В
морях)
9. Какие птицы не летают? (Африканский страус.
Пингвин)
10. У многих рыб хорошее зрение. Есть ли у них веки? (Нет)
2 команда
1. Слой воздуха, окружающий нашу планету:
тропосфера, атмосфера или биосфера?
2. Какую роль играет эта оболочка? (Защищает от
Солнца)
3. В каком месте Земли самая низкая температура? (Антарктида.
88,3 град.)
4. Почему Марс называют Красной планетой? (Состоит
из красного камня)
5. Что представляет собой Луна? (Твёрдый шар,
который крутится вокруг Земли)
6. Какое море на Земле самое солёное? (Мёртвое.
Там даже рыба не живёт)
7. Что такое остров? (Вершина подводной горы,
торчащая из моря).
8. Какие млекопитающие могут летать? (Летучие
мыши)
9. Для чего кенгуру хвост? (Помогает удерживать
равновесие)
10.Что теплее: перья у птиц или мех у животных? (Перья)
9 круг « Чудный мир раскрытой книги»
Библиотекарь:
Книга, как птица, –
Может весь мир облететь.
Книга – царица:
Может сердцам повелеть.
Книга – богиня:
Чудо свершает порой.
Книга – рабыня:
Часто проходит сквозь строй.
Е. Баратынский
– Наши участники нашли интересные пословицы о пользе книг, подготовили стихи о чтении, о библиотеке. Мы послушаем стихи, а мамы в это время, используя пословицы и подручный материал (лист 4А, клей, ножницы, маркеры, фломастеры, обложки книг, вырезанные из каталогов «Мир книг» и др.), должны будут оформить библиотечный плакат о пользе чтения. Жюри же подведёт итоги семейного турнира книгочеев.
Итоги
Библиотекарь награждает победителей и благодарит участников и гостей.