В данный момент, являясь учителем начальных классов, я работаю в 3 классе, на базе которого в прошлом году была открыта экспериментальная площадка по мультилингвальному обучению "Оптимизация системы мультилингвального обучения в общеобразовательном лицее".
Объектом ее исследования является процесс обучения младших школьников двум иностранным языкам немецкому и английскому с одновременным стартом. Цель данного эксперимента - создание эффективной системы организации процесса мультилингвального обучения.
Совместно с учителем иностранного языка Гунькиной О.В. были намечены задачи, способствующие реализации данной цели, в частности, это
- привести в соответствие содержательную часть образовательного процесса по иностранным и родному языкам;
- разработка интегрированных уроков на базе предметов РЯ, ИЯ1 и ИЯ2, а также других предметов;
- разработка внеклассных и отчётных мероприятий по ИЯ1 и ИЯ2 и РЯ
В рамках данного эксперимента мною разработана программа факультативного курса
"Занимательная лингвистика".
Программа факультативного курса "Занимательная лингвистика"
Пояснительная записка
Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.
Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.
Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.
Цель программы "Занимательная лингвистика" - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.
Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.
В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
Главная задача данного курса - содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему, убедить ребят в необходимости постоянного совершенствования своего орфографического мастерства.
Данная цель достигается через:
- знакомство с основными разделами языкознания,
- совершенствование навыков лингвистического анализа,
- знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними,
- уточнением и обогащением словарного запаса
- проведение интегрированных уроков.
В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
знать:
- основные лингвистические термины и понятия;
- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
- орфограмма и условия их выбора;
- словосочетания и предложения;
- - звуки и буквы, ударение, слог, слово;
- - лексическое значение слова
- -основные правила орфоэпии;
- жанры публицистического стиля (статья, заметка)
- -происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
- -правильно употреблять слова в речи;
- -различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
- -составлять предложения разных видов;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
- писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- брать интервью;
- определять тему и основную мысль текста;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).
Программа рассчитана на 34 часа.
Примерное тематическое планирование. 3 класс.
№ | Тема | Основные понятия |
1 | Великий, могучий, волшебный язык. | Исторический путь русского языка. Писатели о языке. Самые дорогие слова. Тематические группы слов. |
2 | Чудесные превращения слов. | Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши |
3 | В гости к фонетике и графике. Орфографический словарь. | Орфография. Что такое орфограмма? Знакомство с орфографическим словарем. |
4 | Как звучат слова? Наш друг ударение. Орфоэпический словарь. | Орфоэпия . Орфоэпический словарь. Ударение. Культура речи. |
5 | Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем. Многозначные слова. | Слово, слог. Толковый словарь. Многозначные слова. |
6 | Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. | Этимология. Этимологический словарь. |
7 | Что означают наши имена? | Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество. |
8 | Времена года. Откуда пришли названия месяцев? | Происхождение названий месяцев. История русского календаря. |
9 | Почему их так называют? Путешествие в мир растений. |
Названия растений. Происхождение названий растений. |
10 | Почему их так называют? Путешествие в мир животных. |
Названия животных. Происхождение названий животных. |
11 | Путешествие в сказку. | Имена сказочных героев. |
12 | Слова-близнецы. Знакомство со словарем омонимов. | Омонимы. Словарь омонимов. |
13 |
Слова-друзья. Словарь синонимов | Синонимы. Словарь синонимов. |
14 | Употребление синонимов в речи. | |
15 | Слова - враги. Словарь антонимов. | Антонимы. Словарь антонимов. |
16 | Слова-старики и слова-младенцы. | Устаревшие слова, архаизмы, неологизмы. |
17 | Путешествие по Фразеологии. Знакомство с фразеологическим словарем. | Фразеология. Фразеологический оборот. Крылатые слова. Фразеологический словарь. |
18 | Красна речь пословицей. | Пословицы и поговорки. Их толкование. |
19 | Слово под микроскопом. Знакомство со словообразовательным словарем. |
Словообразование. Морфема. Словообразовательный словарь. |
20 | Приключения в стране Морфологии. | Морфология. Морфологический разбор. |
21 | Присмотримся к падежам. | Падеж существительного и прилагательного. Падежное окончание. |
22 | Путешествие в страну Действий. Куда наклоняется глагол? | Глагол- как часть речи. Наклонение глаголов. |
23 | Путешествие в страну Признаков. С ловарь эпитетов. | Прилагательное. Эпитеты. |
24 | "Казнить нельзя -помиловать". Путешествие в страну Невыученных уроков. |
Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания. |
25 | Орфографические сказки. | |
26 | В гостях у безударных гласных. | Правила проверки безударных гласных. |
27 | Сундучок с непроверяемыми безударными гласными. | Словарные слова |
28 | Согласные -двойняшки. | Удвоенные согласные. |
29 | Невидимки в тумане. | Непроизносимые согласные. |
30 | В гости к шипящим. В гостях у царевича Ц. | Правила написания слов с шипящими. |
31 | В гости к буквам - молчунам. | Слова с ь и ъ. |
32 | Слитно или раздельно. | Работа со словарями. |
33 | Кроссворды по русскому языку | Лексика. |
34 | Турнир знатоков русского языка | Обобщение пройденного материала |