Задачи:
- Закрепить таблицы сложения и вычитания для случаев вида + 2; закрепить работу по составлению и решению задач.
- Развивать наблюдательность, мышление, память и речь учащихся.
- Воспитывать интерес к учёбе, умение работать в коллективе, аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: учебник "Математика", карточки для парной работы, карточки-билеты, иллюстрация паровозика, карточки с названиями станций.
Ход урока
Девиз урока:
"Помни нужно много знать,
Чтоб стране полезным стать"
I. Организационный момент
(Работа над числом)
Учитель: Что можно сказать о сегодняшнем дне?
Дети: Число двузначное, для записи понадобилось две различные цифры, первый месяц зимы, погода стоит хорошая, светит солнце, настроение отличное.
II. Сообщение задач урока
Учитель: Вот с таким отличным настроением мы совершим путешествие по острову, который называется "Математика" А на чём мы отправимся в путь вы узнаете, отгадав загадку.
Полотно, а не дорожка,
Конь - не конь-сороконожка.
По дорожке той ползёт.
Весь обоз один везёт.
(Ответы детей.)
III. Закрепление изученного материала.
Учитель: Правильно, мы отправляемся путешествовать на поезде "Первоклассник ".
Каждый из вас получил билет, на обратной стороне которого записан пример, нужно решить его правильно, чтобы стать пассажиром нашего поезда.
(Устный счёт. Дети читают пример и называют ответ)
Учитель: Молодцы!
Но наш поезд не может тронуться с места, потому что в записи числового ряда допущены ошибки. Давайте найдём их и исправим.
0, 1, 3, 2, 4, 6, 5, 7, 8, 9, 10
Наш поезд отправляется со станции "Сосчитай-ка!"
Учитель: Мы в пути.
1) Назовите числа от 0 до 10 в прямом и обратном порядке.
2) Назовите число, следующее за числом 6.
3) Назовите число, следующее за числом 8.
4) Назовите число, следующее за числом 2.
5) Назовите число, предшествующее числу 4.
6) Назовите число, предшествующее числу 9.
7) 5 увеличьте на 2.
8) К 6 прибавьте 2.
9) 7 уменьшите на 2.
10) 10 минус 2
Пальчиковая гимнастика.
(Слова сопровождаются движениями пальцев рук).
1. "Дружные пальчики"
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький,
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине,
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный,
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
2. Упражнения для кисти руки.
(Дети берут в руки ручку и выполняют упражнения)
а) заматывают клубочек;
б) разматывают клубочек;
в) красят забор.
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию "Отвечай-ка"
Давайте вспомним, как мы должны сидеть при письме.
Откройте учебники на с. 36, найдите номер 2, решите примеры и запишите ответ. Первый пример выполним вместе, остальные самостоятельно.
(Проверка в парах.)
Учитель: Давайте поможем Дюймовочке найти примеры с числом один. Давайте поможем Карандашу составить примеры на вычитание с числом один. (Ответы учащихся.)
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию "Соображай-ка"
Посмотрите на верхний рисунок, над чем мы сейчас будем работать?
Дети: Над задачей.
1 задача.
Учитель:
- Сколько птичек сидит на ветке? (3)
- В левой рамке обведите карандашом столько кружков, сколько птичек, в первом квадрате напишите цифру, обозначающую количество птичек. (3)
- Сколько птичек прилетело? (2)
- Нарисуйте в правой рамке столько же кружков, ниже во втором квадрате поставьте нужную цифру.
- Сколько птичек станет на ветке, когда к ним прилетят ещё две птички? (5).
- Ниже в третьем квадрате поставьте нужную цифру. (5).
- А теперь подумайте, какой знак нужно поставить между числами 3 и 2, чтобы получить число 5. (знак +).
- Пойти к доске и записать решение задачи с объяснением.
2 задача.
Учитель:
- Посмотрите на второй рисунок.
- Где выступают собачки? (в цирке).
- Сколько собачек на арене? (5).
- Обведите в рамке столько же кружков, в первом квадрате напишите цифру, обозначающую количество собачек. Отделите в рамке столько кружков, сколько собачек уйдёт с арены.
- Сколько кружков отделили? (2).
- Поставьте во втором квадрате нужную цифру.
- Сколько собачек останется на арене? (3).
- Поставьте эту цифру в третьем квадрате.
- Какие знаки нужно поставить между числами 5 и 2, чтобы получилось число 3? (5-2=3)
(Проверка на доске)
- Молодцы! Хорошо разбираетесь в задачах. Пока наш поезд продолжает путь, отдохнём.
Физминутка.
Паровоз кричит: "Ду-ду!"
Я иду, иду, иду!
А колёса говорят:
"Так-так, так-так!"
Учитель:
- А тем временем наш поезд прибыл на станцию "Помогай-ка".
- На этой станции мы будем работать в парах. Возьмите карточки, решите примеры и проверьте друг у друга. Работаем так, чтобы соседняя парта не слышала, вполголоса.
Покажите, как вы умеете дружно работать и помогать друг другу.
(Дети работают в парах)
Упражнение для глаз.
Учитель: Посмотрите глазами на снежинку, сделайте круговые движения.
Учитель:
- Наш поезд набирает скорость и приближается к последней станции "Поиграй-ка"
(Работа по учебникам)
- Какие животные пришли поиграть в футбол?
- Кто стоит в воротах?
- Какое число на мячике у зайца? У ёжика? У волка?
- Какое число нужно прибавить к 7, чтобы получить число 9?
- Кто из зверей забьёт гол? Почему? Докажите.
- Эти животные для вас приготовили задачи-шутки в стихах.
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашёл грибков?
(2+1=3)
Три ромашки-желтоглазки
Два весёлых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете?
(3+2=5)Как-то четверо ребят
С горки покатились
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалилось?
(4-2=2)Пять ворон на крышу сели
Две ещё к ним прилетели
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
(5+2=7)
IV. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Давайте вспомним, на каких станциях мы сегодня побывали. Что интересного вам запомнилось с сегодняшнего урока?
(Ответы детей)
-Но наше путешествие по острову "Математика" не закончилось, на последующих уроках мы продолжим изучать эту нужную, важную, интересную науку.
V. Релаксация.
Учитель:
- Изобразите своё настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу. Спасибо за работу.