Цель урока: повторить правила действия с натуральными числами, как находятся неизвестные компоненты при решении уравнений.
Оформление урока:
- Приготовить карточки для показа учащимся с примерами для устного счета.
- Подготовить вопросы для устного опроса, которые будут показаны на экране с помощью мультимедийного устройства.
- На магнитной доске повесить красочно оформленные таблички с названием остановок маршрута: Лесная - Речная - Зоопарк - Смекалка.
- Каждому ученику на стол положить дидактический материал (вырезанные из бумаги красочные грибы, ягоды, рыбки, на которых написаны различные задания) и лист для учета полученных баллов.
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин).
Учитель сообщает тему и цель урока, в какой форме будет проходить урок. Говорит о том, какой дидактический материал будет использоваться на уроке, как будут оцениваться результаты их деятельности.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. И прежде, чем мы начнем его, обратите внимание на тот раздаточный материал, который лежит у каждого из вас на столе. Его вы будете использовать в течение урока. В ходе нашего путешествия вы сможете заработать баллы, которые затем превратятся в оценку. Для этого каждый из вас должен фиксировать свой правильный ответ в ведомости учета знаний.
Начинаем путешествие. А поедем мы на поезде знаний, для этого необходимо купить билеты. Каждый из вас должен решить один пример устно, правильный ответ - билет куплен (за каждый правильный ответ ученик оценивает себя "+" на листе для зачета).
2.Устный счет (7 мин.).
Учитель показывает учащимся карточки, на которых представлены примеры для устного счета.
Учащиеся по очереди дают ответ.
Задания для устного счета.
19 + 83, 24·5, 173 - 19, 126 : 3, 0·74, 219 + 43, 59 - 16, 15 + 7 + 35, 2·9·5, 41· 2, 94 - 57, 129:0, 96 : 8, 63 + 24, 50·3·2, 76 - 49, 54 + 28, 200 : 10, 480·10, 53·10, 100:50.
Учитель: Билеты куплены, пора отправляться в путь.
3. Основная часть урока.
Учитель: Первая остановка "Лесная". Собираем грибы. На столе у каждого лежат "грибы" с примерами на "сложение" и "вычитание". Если пример решен, то получаем ягоду (пример на "умножение"), затем еще одну ягоду (с примером на "деление"). Время остановки 7 минут.
По истечении времени учитель читает правильные ответы, ученики сами проверяют и оценивают себя. Если все примеры выполнены верно, то ученик получает три плюса.
Примечание: задание составлено учителем так, что во всех примерах на грибах получается ответ - 3178, на ягодах - при умножении - 8736, при делении - 208. Все примеры различны.
Примеры:
А) на грибах б) на ягодах
3049 + 129 42· 208 3536: 17
2077 +1101 48·182 7488: 36
2828 +350 78·112 3328: 16
1091 + 2087 39·224 3120: 15
7925 - 4747 96·91 2288: 11
3984 - 806 52·168 5616: 27
4398 - 1220 13·672 7280: 35
2395 + 783 16·546 2912: 14
8493 - 5315 84·104 4992: 24
5467 - 2289 156·56 4784: 23
2254 + 924 28·312 12896: 62
9384 - 6206 32·273 9568: 46
Учитель: Вторая остановка "Речная". У каждого на столе лежит рыбка, на которой написаны уравнения на сложение и вычитание. Прежде, чем мы с вами начнем ловить рыбу, вспомним, как называются неизвестные компоненты в различных уравнениях, и с помощью какого правила их можно найти.
Решая устные задания, учащиеся обосновывают свое решение с помощью конкретных правил.
Учитель предлагает учащимся решить устно уравнения (записаны на доске).
Устные задания:
Х·7 = 63
55: х = 11
х + 9 = 14
42 - у = 3
у - 6 = 9
у· 18 = 36
Учитель: Правило решения уравнений мы с вами повторили, теперь самое время половить рыбу.
Кто решит одно уравнение на первой рыбке, получает другую рыбку, с примером решения уравнения на умножение. Время остановки 7 минут.
По истечении времени учитель зачитывает ответы, учащиеся сверяют свои ответы и фиксирую свои успехи в листе учета знаний.
Задания на рыбках все различны, но ответы одинаковы.
Ответы: уравнение на сложение и вычитание - 191; на умножение - 13.
Задание на рыбке:
у - 29 = 162 49 + х = 240
475 - у = 284 х +82 = 109
684 - у = 493 у + 129 = 320
284 - у = 93 х + 124 = 315
у - 76 = 115 у + 67 = 124
415 - х = 224 у + 333 = 524.
Учитель: Третья остановка "Зоопарк" (15 мин.). Работаем с учебником, № 428, стр. 96.
Ученики читают задачу, объясняют ход решения, которое записывают потом самостоятельно. При объяснении задачи каждое правильное действие оценивается 1 баллом. После записи решения ученики еще раз читают решение с пояснением по действиям.
Задача №428. В царстве мышей было 276 мышей - мам и столько же мышей - пап. Мышей деток было в 5 раз больше количества мам и пап, взятых вместе. Однажды они решили, что все мыши будут носить сапожки. Сколько всего сапожек нужно изготовить?
Решение задачи:
276·2 = 552(м.) - мышей мам и пап вместе.
552·2 = 2760(м.) - деток.
2760 + 552 = 3312(м.) - всего мышей.
3312·4 = 13248(с) - всего.
Ответ: 13248 сапожек.
Учитель: Последняя остановка "Смекалка". Сейчас мы узнаем, кто из вас быстрее всех и правильно ответит на заданный вопрос.
Ученики отвечают на вопросы, задаваемые учителем, получая за каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы:
- Результат вычитания (разность).
- Результат сложения (сумма).
- Какое число получается, если число разделить само на себя (единица).
- Число при умножении (множитель).
- Число, из которого вычитают другое (уменьшаемое).
- Результат деления (частное).
- Числа при сложении (слагаемые).
- Число, на которое мы делим (делитель).
- Число, на которое нельзя делить (нуль).
- Знак суммы (плюс).
- Знак разности (минус).
4. Итог урока: (5 мин.)
Учитель подводит итог урока. Повторяет с учащимися основные правила, которыми пользовались на уроке:
Как называются числа при сложении, вычитании, умножении, делении.
Как найти неизвестное:
- слагаемое,
- вычитаемое,
- уменьшаемое,
- делимое,
- делитель,
- множитель?
Дети сами задают вопросы друг другу. За каждый верный ответ - 1 балл.
Учитель: Путешествие подошло к концу. И сейчас выясним, кто с какими успехами пришел к финишу. Посчитайте заработанные баллы и оцените себя на основании следующих критериев (записаны на доске):
"5" - 10 и более,
"4" - 7 - 9 баллов,
"3" - 5 или 6 баллов.
После этого все учащиеся считают плюсы на своих зачетных листах.
По количеству плюсов выставляются оценки.
Примечание: все примеры на дидактическом материале (грибах, ягодах, рыбках) подобраны для каждого ученика различные, но ответ при решении примеров одного задания получается один и тот же. Так как примеры различны, то это обеспечивает самостоятельность при выполнении заданий. А одинаковые ответы облегчают работу учителя при проверке и, что самое главное все это способствует экономии времени, которое тратится на проверку, и учащиеся сразу могут видеть свой результат.