Цели:
- Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
- Показать единство прав и свобод.
- Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
- Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
- Воспитывать ответственностиь за свое будущее.
- Развивать логическое мышление и воображение.
Цели для учащихся:
- Убедиться (поверить) и запомнить, что у любово человека нет прав без обязанностей.
- Понять, что обязательный человек - это успешный человек.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
- Програмное обеспечение: Microsoft Power Point.
План занятия
Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
Знакомство с документами по правам ребенка.
Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни).
Смысловое восприятие притчи "Гвоздь воспитания".
Психогимнастика "Выйти к свету".
Решение кроссворда по теме занятия.
Обязательный человек - это успешный человек (заключение)
Ход занятия
Сообщение темы и цели занятия (Слайд 1,2)
-Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.
Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
-Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)
-Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд 4)
-В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
(Ответ детей. Слайд 5)
-Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)
-Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушитьпорядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
Знакомство с документами по правам ребенка
-Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с этими документами. (Слайды 10,11,12)
Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ, который защищает наши права).
Конвенция (договор, соглашение)- это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
-Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
-Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире. Бал создан специальный Комитет ООН по правам ребенка Его главная задача - защита детей.
(Слайд 13 - Найди лишний документ)
Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни).
(Слайд 14 - Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)
-Вспомните, что иногда случается на уроках.
(Слайд 15- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)
-А теперь давайте разбираться. Что же происходит? Утебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!
-Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.
-Посмотрите, как это можно изобразить графически. (Слайд 16)
(Слайд 17) - объясни
(Слайд 18 - Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)
(Слайд 19) - объясни
(Слайд 20 - На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)
(Слайд 21) - объясни
(Слайд 22 - разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)
(Слайд 23 - Кто имеет право ограничить ваши права)
(Слайды 24,25,26 - правила законопослушных людей)
Смысловое восприятие притчи "Гвоздь воспитания"
(Слайды 27-30)
слухозрительное восприятие текста с использованием мультимедиа эффектов; рефлексия учащихся.
Психогимнастика "Выйти к свету"
- А сейчас займите удобное положение расслабтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.
Решение кроссворда по теме занятия. (Слайды 31-44)
1. Норма, правило, установленное иохраняемоегосударством.
2. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУЯ всегда его найду.
3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::4. У всех есть право на ::,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.5. Вот, к примеру, право :..
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.
-Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.
Обязательный человек - это успешный человек (заключение)
- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).
- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.
Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учереждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.
- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.