Цель. Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи.
- Учить детей петь естественно, без напряжения.
- Развивать певческое дыхание и дикцию, умение слышать и различать правильное и неправильное звучание.
- Воспитывать чувство ансамбля, т.е. согласованности в применении полученных певческих умений.
- Развивать чувство ритма.
- Развивать художественно-творческие способности через индивидуальное выражение игрового образа, придумывание самостоятельных движений.
- Закрепить навыки игры на детских музыкальных инструментах по одному и в ансамбле.
Оборудование.
- Магнитофон;
- флажки;
- детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, погремушка, металлофон, дудочка, кастаньеты);
- самовар;
- настольный театр с персонажами стихотворения Д. Хармса "Иван Иваныч Самоварыч";
- блюдца по количеству детей в группе;
- большой платок;
- два обруча;
- 2 стола;
- конфеты и подковы из цветного картона по количеству детей в группе.
Репертуар.
- "Марш с флажками" сл. и муз. М. Картушиной
- "Аты-баты", "Семья", "Хлебушек" русские народные потешки
- Стихотворения "Иван Иваныч Самоварыч" Д. Хармса; "Конь" Ю. Соколовой
- "Смелый наездник" муз. Р. Шумана
- русские народные попевки
- "Песня о бабушке" (по выбору)
- Игра "Прятки с платком" А. Филиппенко
- "Полянка" русская народная мелодия.
Ход занятия и методические приёмы
Вводная часть. Музыкальное приветствие. Творческое задание на импровизацию
Мелодии на заданный текст.
Методические приемы: образец, исполненный педагогом, индивидуальное и коллективное исполнение детьми своих импровизаций.
Музыкально-ритмические упражнения. Ходьба по залу и выполнение упражнений с флажками под "Марш с флажками" муз. и сл. М. Картушиной. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, ходить в соответствии с темпом марша. Выполнять ритмически чёткие приседания и взмахи флажками (Приложение 1)
Русская народная потешка "Аты-баты" - педагог чтением этой потешки создаёт сюрпризный момент для появления на занятии главного персонажа стихотворения Д. Хармса "Иван Иваныч Самоварыч" - самовара.
Аты-баты, аты-баты,
В гости к нам пришли солдаты.
Познакомлю их с семьёй,
Расскажу про нас с тобой.
Пальчиковая игра "Семья" русская народная потешка - упражнение направлено на развитие речевых реакций.
Методические приемы: образец, исполненный педагогом, затем коллективное исполнение детьми.
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Вот и вся моя семья! |
Сжимают пальцы одной руки в кулак и по очереди разжимают их, начиная с большого. Поднимают руку с выпрямленными пальцами и поворачивают её вправо - влево. |
Основная часть. Чтение стихотворения Д. Хармса "Иван Иваныч Самоварыч".
1. Педагог выразительно декламирует стихотворение, одновременно с этим на стол выставляются персонажи стихотворения и проводится артикуляционная гимнастика: - набрать воздух через нос, удерживать его во рту, надув щёки, 2-3 сек.; - набрать воздух, удерживать его во рту, перекатывая то в одну, то в другую щёку; - набрав воздух, удерживать его 2-3 сек., затем резко выпустить со словом "Пых" (эти упражнения направлены на выработку длительного вдоха); - педагог раздаёт каждому ребёнку блюдце, изготовленное из картона, в центр которого насыпается раскрошенная заранее лёгкая потолочная плитка. Детям предлагается сложить губы "хоботком" и после того, как будет набран воздух через нос, необходимо тихонько тоненькой струйкой выдыхать набранный воздух через "хоботок". Делать это надо не торопясь, постепенно расходуя набранный воздух (упражнение направлено на выработку длительного вдоха и равномерного выдоха).
Методический прием: гимнастика выполняется по показу педагога с подробными пояснениями.
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трёхведёрный самовар.
В нём качался кипяток,
Пыхтел паром кипяток,
Разъярённый кипяток,
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
2. Стихотворение с движениями "Конь" Ю. Соколовой - упражнение предназначено для формирования двигательных навыков.
Методический прием: используется метод опережающего показа педагогом.
Утром рано подошёл,
К самовару подошёл,
Дядя Петя подошёл.
Дядя Петя говорит:
- Дай-ка выпью, - говорит, -
Выпью чая, - говорит:
Напился чаю, дядя Петя и пошёл коня выводить из конюшни.
Конь меня в дорогу ждёт, Бьёт копытом у ворот. На ветру качает гривой: Пышной, сказочной, красивой. Быстро на коня вскачу И поеду, поскачу. Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой. |
Постукивают одной ногой об пол. наклоняют голову вперёд-назад. Прямой галоп. Машут рукой. |
3. Музыкально-ритмическое упражнение "Смелый наездник" муз. Р. Шумана - выразительно выполнять прямой галоп, ритмично "цокать" языком, начинать и заканчивать движение только с началом и окончанием музыки.
Методические приемы: разучивание упражнения проводится по показу педагога. Затем можно представить лучших наездников, которые в дальнейшем вместо педагога стоят в кругу, когда скачут обе подгруппы вместе. Педагог может отбивать ритм кастаньетами.
4. Пальчиковая игра "Хлебушек" рус. нар. потешка - ритмично исполнять стихотворный текст, согласовывать с движениями.
Методический прием: сначала по показу педагога разучить движения, затем текст, потом всё соединить.
К самовару подошла
Тётя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тётя Катя говорит:
- Я, конечно, - говорит, -
Выпью тоже, - говорит:
Попила тётя Катя чай из самовара и стала печь хлебушек.
Пеку, пеку хлебушек Для любимых детушек: Маленький - меньшому, А большой - большому. В печку - шасть! В печку - шасть! |
"Пекут пирожки" ладошками. Разводят руки в стороны. Сгибают руки в локтях, касаясь руками плеч, И резко вытягивают их вперёд - 2 раза. |
5. Музыкально-дидактическая игра "Узнай по голосу" - детям предлагается выбрать детский музыкальный инструмент, который поможет разбудить бабушку (по сюжету стихотворения Д. Хармса). Для исполнения музыкальных отрывков используются бубен, погремушка, дудочка, барабан, металлофон.
Методические приемы: педагог создаёт проблемную ситуацию, решение которой дети находят самостоятельно, исполнив на всех предложенных детских музыкальных инструментах небольшие фрагменты.
Вот и дедушка пришёл,
Очень старенький пришёл,
В туфлях дедушка пришёл.
Он зевнул и говорит:
- Выпить разве, - говорит, -
Чаю разве, - говорит:
Дедушке так понравился чай из самовара, что пошёл наш дедушка будить бабушку. Бабушка была тоже старенькая и плохо слышала, поэтому дедушке нужен такой муз. инструмент, который поможет её разбудить. (Проводится музыкально- дидактическая игра.)
6.
Тут и бабушка пришла,
Очень старая пришла,
Даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит:
- Что ли, выпить, - говорит, -
Что ли чаю, - говорит.
Дети исполняют (по выбору) "Песню о бабушке".
Методический прием: песня разучена с детьми ранее, поэтому на занятии педагог исполняет муз. сопровождение, а дети коллективно поют.
7. Пальчиковая игра "Помощники" Ю. Соколовой - ритмично исполнять стихотворный текст, согласовывая его с движениями.
Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала -
Это внучка прибежала.
- Наливайте, - говорит, -
Чашку чая, - говорит, -
Мне послаще, - говорит:
После чая внучка за всеми вымыла посуду.
Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. |
Выполнять вращательные движения руками, потирая кулачок о кулачок. Разжать кулачки и показать ладошки. |
8. Артикуляционная гимнастика "Киска лакает молоко".
Методический прием: гимнастика выполняется по показу педагога. Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят нёбо, делая движение назад - вперёд. Гимнастика развивает подвижность языка.
Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
С кипячёным молоком:
(Выполняется гимнастика для языка.)
9. Игра "Прятки с платком" А. Филиппенко - учить детей передавать игровые образы.
Методический прием: объяснение педагогом игровых правил, индивидуальное и коллективное выполнение заданий.
А потом Жучка и Мурка стали играть в прятки:
Очень любим в пряталки мы играть, Очень любим прятаться и искать. Вы скорее приседайте, Глазки быстро закрывайте: Воспитатель проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них платком так, чтобы спрятать ребёнка полностью. Кто к платочку этому подойдёт. |
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Приседают, кладут руки на колени и закрывают глаза.
Дети смотрят друг на друга, стараясь угадать, кто спрятан под платком. |
10.
Вдруг Серёжа приходил,
Неумытый приходил,
Всех он позже приходил.
- Подавайте, - говорит, -
Чашку чая, - говорит, -
Мне побольше, - говорит.
Дети выполняют по показу педагога упражнение для формирования двигательных навыков:
Наклоняли, наклоняли, Наклоняли самовар, Но оттуда выбивался Только пар, пар, пар. Наклоняли самовар, Будто шкап, шкап, шкап, Но оттуда выходило Только кап, кап, кап. Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч! Кипяточку не даёт, Опоздавшим не даёт, Лежебокам недаёт. |
Стоят, ноги на ширине плеч, руки на
поясе. Наклоняют корпус вправо - влево. Стоят, руки к плечам. Поднимают руки вверх и опускают. Стоят, руки на поясе. наклоняют корпус вперёд. Полупреседают. Поднимают и опускают плечи. Поворачивают голову вправо-влево. |
Заключительная часть.
Педагог с детьми определяет главную идею стихотворения Д. Хармса, и детей ожидает сюрпризный момент (главный персонаж стихотворения - самовар - угощает детей конфетами и отправляется в группу угощать всех чаем). Эта часть занятия проходит под весёлую русскую народную мелодию "Полянка".
Методические приемы: детям задаётся вопрос о том, почему самовар не дал мальчику Серёже чая. Педагог выясняет, есть ли грязнули и лентяи в группе у ребят и в завершении разговора приглашает всех в группу пить чай с конфетами.