1 урок – лекция «Первая русская революция»
Лекция с использованием презентации: «Первая русская революция» (см. Приложение 1)
Домашнее задание по теме: подготовка к зачёту с учётом контрольных вопросов:
Контрольные вопросы:
- Какие задачи должна была решить революция?
- Каковы движущие силы и характер революции 1905-1907гг?
- Дайте периодизацию хода революции.
- Какие события послужили началом революции?
- Когда были созданы первые Советы? Какие задачи они перед собой ставили?
- Что нового вносил Манифест 17 октября 1905г. в политический строй страны?
- Какое место в общественной и государственной структуре России заняла Дума?
- Когда и при каких обстоятельствах прекратила существование I Государственная Дума?
- Перечислите известные вам восстания в армии и на флоте периода революции. Вспомните основные требования восставших.
- Какие партии оформились в России после подписания Манифеста 17 октября?
- Охарактеризуйте программные установки этих партий.
- Какие мероприятия провёл П.А.Столыпин для борьбы с революционным движением?
- Почему разгон II Государственной Думы считается концом революции 1905-1907гг?
2-3 уроки – практикум по теме: «Россия в годы революции»
Средства обучения: § 10-15 А.А.Левандовский, § 4-5 В.А.Островский, «История России 20 век» - материалы и документы, «Отечественная история в схемах и таблицах»
Задания:
1. Используя форму схемы и таблицы отразить:
а) развитие революции по восходящей линии;
б) периодизацию революции;
в) основные события каждого этапа революции.
2. Заполнить таблицу «Политические партии периода революции»
Вопросы для сравнения |
Кадеты |
Октябристы |
Монархисты |
- Время создания
- Социальная база
- Лидеры
- Программные установки
- Форма власти
- Средства борьбы
3. Дать оценку указа 20 февраля 1906года (в форме тезисов).
4. Заполнить таблицу «Начало российского парламентаризма»
Вопросы для сравнения |
I Дума |
II Дума |
- Время работы (открытие-роспуск)
- Председатель
- Партийное представительство:
- эсдеки
- эсеры
- трудовики
- кадеты
- октябристы
- монархисты - Какие вопросы обсуждались?
- Причины роспуска
5. Значение Манифеста 3 июня 1907 года.
4 урок – семинар по теме «Итоги, особенности и оценка первой русской революции»
I. Итоги первой русской революции.
- Проанализировать соотношение задач и завоеваний революции.
- Дать оценку трансформации политического режима в России в 1905-1907гг.
II. Особенности первой русской революции
- Незавершённость революции.
- Дать оценку русского парламентаризма.
III. Оценка первой русской революции.
- Была ли неизбежна буржуазно – демократическая революция в России в начале XX века?
- Чья позиция вам ближе? Ответ аргументируйте:
1) А.Солженицин « Российское общество во взаимоотношениях с властью резко начинало выступать против власти именно тогда, когда власть готовили положительные реформы».
2) С.Булгаков об итогах революции «Русская революция развила огромную разрушительную энергию, уподобилась гигантскому землетрясению, но её созидательные силы оказались далеко слабее разрушительных».
3) Б.Васильев «Первая революция в нашей стране произошла в феврале 1917 г., но отнюдь не в 1904-1905гг., как о том трубит большевистская пропаганда. То были неорганизованные волнения рабочих, что заставило Николая II пойти на некоторые уступки, выглядевшие пародийно по сравнению с радикальными реформами».
IV. Дискуссия по теме «Революция: зло или благо»?
Литература:
- История России. XX век, материалы и документы, «Дрофа», 1999г.
- Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. М., 1998г.
- Демин В.А. Государственная дума России: механизм функционирования. М., 1996г.
- Политические партии России. Брянск, 1997г.
5 урок – зачёт по теме «Первая русская революция»
I. Дать развёрнутый ответ на вопрос (один из контрольных вопросов)
II. Решить тесты:
I вариант
1. Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы?
а) прямое участие в выборах всего населения;
б) равное участие в выборах всего населения;
в) курильная система выборов;
г) многостепенная система выборов.
2. Восстановите хронологическую последовательность событий 1905-1907гг.
а) официальное формирование либеральных партий в России;
б) опубликование проекта о введении законосовещательной Думы в России;
в) подписание царского Манифеста, вводившего в России гражданские права и свободы, а также представительную форму правления;
г) восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»;
д) стачка текстильщиков в Иваново – Вознесенске;
е) общероссийская политическая стачка;
ж) вооружённое восстание в Москве;
з) Кровавое воскресенье;
и) третьиюньский переворот
3. Основными программными требованиями партий в России начала 20 века были:
- монархисты
- «Союз 17 октября»
- Конституционно-демократическая партия
- Партия социалистов-революционеров
- Российская социал-демократическая партия
а) демократическая республика
б) всеобщее избирательное право
в) демократические свободы
г) отмена сословных привилегий
д) право наций на самоопределение
е) восстановление и укрепление иконно русских начал
ж) уничтожение постоянной армии
з) социалистическое переустройство общества
и) культурное самоопределение всех наций и народностей
к) рабочее законодательство
л) сохранение монархии
м) свержение самодержавия
н) ограниченная монархия английского типа
о) ограниченная монархия германского типа
п) установление диктатуры пролетариата
р) единая и неразделимая Россия
с) федеративные отношения между национальностями
4. Революция 1905-1907гг имела следующие итоги и последствия:
а) отмена выкупных платежей
б) возврат крестьянам части средств, полученных государством в качестве выкупных платежей
в) снижение арендной платы за землю
г) столыпинская аграрная реформа
д) переход России на фермерский путь развития сельского хозяйства
е) финансовая реформа С.Ю.Витте
ж) сокращение рабочего дня до 9-10 часов
з) увеличение рабочего дня до 11-11,5 часа вследствие установление режима реакции
и) повышение заработной платы
к) внедрение системы коллективных договоров
л) право на создание профсоюзов
м) запрет на создание профсоюзов
н) введение демократических свобод
о) введение демократической республики
п) отмена телесных наказаний для крестьян
р) создание законосовещательной Думы
с) создание законодательной Думы
т) отмена сословий и сословных привилегий
II вариант
1. Какие изменения прошли в деятельности Государственного Совета 20 февраля 1906г.?
а) Стал верхней законодательной палатой;
б) осуществлял контроль за деятельностью ГД;
в) осуществлял контроль за исполнением решений ГД
2. Восстановите хронологическую последовательность событий 1905-1907гг.
а) официальное формирование либеральных партий в России;
б) опубликование проекта о введении законосовещательной Думы в России;
в) подписание царского Манифеста, вводившего в России гражданские права и свободы, а также представительную форму правления;
г) восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»;
д) стачка текстильщиков в Иваново – Вознесенске;
е) общероссийская политическая стачка;
ж) вооружённое восстание в Москве;
з) Кровавое воскресенье;
и) третьиюньский переворот.
3. Основными тактическими и стратегическими принципами партий в России были:
- монархисты
- «Союз 17 октября»
- Конституционно-демократическая партия
- Партия социалистов-революционеров
- Меньшевики
- Большевики
а) индивидуальный террор
б) думские реформы
в) подготовка насильственного захвата власти
г) организация погромов
д) давление на правительство
е) подпольная деятельность
4. Революция 1905-1907гг имела следующие итоги и последствия:
а) отмена выкупных платежей
б) возврат крестьянам части средств, полученных государством в качестве выкупных платежей
в) снижение арендной платы за землю
г) столыпинская аграрная реформа
д) переход России на фермерский путь развития сельского хозяйства
е) финансовая реформа С.Ю.Витте
ж) сокращение рабочего дня до 9-10 часов
з) увеличение рабочего дня до 11-11,5 часа вследствие установление режима реакции
и) повышение заработной платы
к) внедрение системы коллективных договоров
л) право на создание профсоюзов
м) запрет на создание профсоюзов
н) введение демократических свобод
о) введение демократической республики
п) отмена телесных наказаний для крестьян
р) создание законосовещательной Думы
с) создание законодательной Думы
т) отмена сословий и сословных привилегий