Познавательные цели
- Расширять лексический запас учащихся
- Прививать интерес к русскому языку
- Повышать грамотность учащихся
- Показывать красоту русского языка
- Познакомить с ролью имени прилагательного в языке
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес и любовь к родному языку
- Воспитывать культуру общения
Оформление
- Рисунки к ребусам, чайнворд
- Таблицы с пословицами и четверостишьями.
- Толковый словарь С.И. Ожегова
Технические средства
- Магнитофон
- Компьютер
- Проектор
Ход занятия
1. Вступление.
2. Организационный момент.
1. Петя научился приветствовать знакомых разными способами, но всегда делает это невпопад:
- Учителю – машет рукой
- Маме – отдает честь
- Другу – сдержанно кивает
Научите его, кому при встрече следует пожимать руку:
- Учителю
- Маме
- Знакомой девочке
- Другу
2. Приветствие гостей
3. Сценка.
Уходя на работу, мама торопливо «отдает приказания».
- Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.
Ей вдогонку слышится вопрос:
- А какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшенную или гречневую?
И Коля спешит спросить:
- А какого хлеба купить, белого или черного?
А мама уточняет: кашу надо сварить рисовую, а хлеба купить белого.
Следовательно, только прилагательные сделали ясным смысл задания.
4. Интеллектуальная разминка. (Рисунок 1)
Рисунок 1
5. Чайнворд. (Рисунок 2)
Рисунок 2
3. Углубление и закрепление учебного материала
Рисунок 3
1. (Звучит запись песни в исполнении Л. Руслановой). В известной песне пропущены имена прилагательные, добавить их. (Имена прилагательные написаны на отдельных карточках).
Среди долины …
На … высоте
Цветет, растет … дуб
В … красоте.
Прилагательные: гладкой, ровныя, могучей, высокий
Ученики выполняют задание.
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
(Учитель поясняет значения устаревшей формы имени прилагательного « ровныя»).
- Зачем нужны имена прилагательные в этом четверостишье?
2. Что бывает круглым, зеленым, сладким (Рисунок 4 – Рисунок 7)
- арбуз
- крокодил
- апельсин
- перец
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
3. Как записать название животного, изображенного на рисунке, во всех трех склонениях? (Рисунок 8)
- лошадка
- конь, животное
- лошадь
Рисунок 8
Подобрать к каждому существительному имена прилагательные. Какие родовые окончания имен прилагательных.
3. Работа со словарями (ученики работают в группах: каждая группа находит значения слов).
Найти значение слов: буланый, гнедой, каурый, вороной, чалый в толковом словаре.
Буланый – о масти лошадей: светло – желтый (обычно в сочетании с черным хвостом и гривой).
Гнедой – о масти лошадей: красновато – рыжий (обычно с черным хвостом и гривой)
Каурый – о масти лошадей: светло-каштановый, рыжеватый.
Вороной – о масти лошадей: черный.
Чалый – о масти лошадей: светлый (обычно с черным хвостом и гривой).
4. Работа с пословицами.
Какие пословицы о книгах вам известны?
Ученики называют пословицы.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга мала, а ума придала.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Кто мало читает, тот мало знает.
5. Библия по-гречески означает книга, подобрать слова, произошедшие от этого корня.
- библиотекарь
- библиотека
- библиография
6. Восстановить пословицы. Пропущенные слова являются антонимами имен прилагательных.
- Даже самое большое дерево выросло из (малого) семени.
- Речь хороша короткая, а веревка (длинная).
- У спорого кузнеца руки черные, да хлеб (белый).
Объяснить смысл этих пословиц.
4. Занимательный материал
Рисунок 9
1. Отгадать ребусы (Рисунок 10 – Рисунок 14)
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
2. От имен существительных отгадок образовать имена прилагательные
5. Итог
1. Что 300 лет назад означало слово виктория:
- госпожа
- удача
- чужбина
- победа
- разлука
Ученики отгадывают значения слова (Победа).
Учитель желает участникам заседания клуба «Друзья русского языка» быть победителями во всех начинаниях и делах.