Заседание клуба "Друзья русского языка". "Озаряющие слова. Имена прилагательные"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа


Познавательные цели

  • Расширять лексический запас учащихся
  • Прививать интерес к русскому языку
  • Повышать грамотность учащихся
  • Показывать красоту русского языка
  • Познакомить с ролью имени прилагательного в языке

Воспитательные задачи

  • Воспитывать интерес и любовь к родному языку
  • Воспитывать культуру общения

Оформление

  • Рисунки к ребусам, чайнворд
  • Таблицы с пословицами и четверостишьями.
  • Толковый словарь С.И. Ожегова

Технические средства

  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Проектор

Ход занятия

1. Вступление.

2. Организационный момент.

1. Петя научился приветствовать знакомых разными способами, но всегда делает это невпопад:

  • Учителю – машет рукой
  • Маме – отдает честь
  • Другу – сдержанно кивает

Научите его, кому при встрече следует пожимать руку:

  1. Учителю
  2. Маме
  3. Знакомой девочке
  4. Другу

2. Приветствие гостей

3. Сценка.

Уходя на работу, мама торопливо «отдает приказания».

- Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

Ей вдогонку слышится вопрос:

- А какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшенную или гречневую?

И Коля спешит спросить:

- А какого хлеба купить, белого или черного?

А мама уточняет: кашу надо сварить рисовую, а хлеба купить белого.

Следовательно, только прилагательные сделали ясным смысл задания.

4. Интеллектуальная разминка. (Рисунок 1)

Рисунок 1

5. Чайнворд. (Рисунок 2)

Рисунок 2

3. Углубление и закрепление учебного материала

Рисунок 3

1. (Звучит запись песни в исполнении Л. Руслановой). В известной песне пропущены имена прилагательные, добавить их. (Имена прилагательные написаны на отдельных карточках).

Среди долины …
На … высоте
Цветет, растет … дуб
В … красоте.

Прилагательные: гладкой, ровныя, могучей, высокий

Ученики выполняют задание.
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

(Учитель поясняет значения устаревшей формы имени прилагательного « ровныя»).

- Зачем нужны имена прилагательные в этом четверостишье?

2. Что бывает круглым, зеленым, сладким (Рисунок 4 – Рисунок 7)

  • арбуз
  • крокодил
  • апельсин
  • перец

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

3. Как записать название животного, изображенного на рисунке, во всех трех склонениях? (Рисунок 8)

  • лошадка
  • конь, животное
  • лошадь

Рисунок 8

Подобрать к каждому существительному имена прилагательные. Какие родовые окончания имен прилагательных.

3. Работа со словарями (ученики работают в группах: каждая группа находит значения слов).

Найти значение слов: буланый, гнедой, каурый, вороной, чалый в толковом словаре.

Буланый – о масти лошадей: светло – желтый (обычно в сочетании с черным хвостом и гривой).

Гнедой – о масти лошадей: красновато – рыжий (обычно с черным хвостом и гривой)

Каурый – о масти лошадей: светло-каштановый, рыжеватый.

Вороной – о масти лошадей: черный.

Чалый – о масти лошадей: светлый (обычно с черным хвостом и гривой).

4. Работа с пословицами.

Какие пословицы о книгах вам известны?

Ученики называют пословицы.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга мала, а ума придала.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Кто мало читает, тот мало знает.

5. Библия по-гречески означает книга, подобрать слова, произошедшие от этого корня.

  • библиотекарь
  • библиотека
  • библиография

6. Восстановить пословицы. Пропущенные слова являются антонимами имен прилагательных.

  • Даже самое большое дерево выросло из (малого) семени.
  • Речь хороша короткая, а веревка (длинная).
  • У спорого кузнеца руки черные, да хлеб (белый).

Объяснить смысл этих пословиц.

4. Занимательный материал

Рисунок 9

1. Отгадать ребусы (Рисунок 10 – Рисунок 14)

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

2. От имен существительных отгадок образовать имена прилагательные

5. Итог

1. Что 300 лет назад означало слово виктория:

  • госпожа
  • удача
  • чужбина
  • победа
  • разлука

Ученики отгадывают значения слова (Победа).

Учитель желает участникам заседания клуба «Друзья русского языка» быть победителями во всех начинаниях и делах.