Система воспитания духовно-нравственных ценностей школьников (Из опыта работы классного руководителя)

Разделы: Классное руководство


«Чтобы изменить людей,
их надо любить.
Влияние на них пропорционально
любви к ним»
И.Г.Песталоцци

40-й год я работаю в школе. Все эти годы я была классным руководителем детей среднего и старшего звена обучения. Последние три года руководила классом, который относился к категории «трудных». Общаясь с коллективом детей, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека. История человечества пронизана страстными поисками нравственного идеала, раздумьями о смысле и счастье жизни, о подлинном достоинстве человека. Формирование нравственности начинается с малого возраста – в семье, в группе детского сада, в стенах школы. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок. Подтверждают эту мысль замечательные слова В.А Сухомлинского:
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

Воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми. Вместе с родителями планируем, осуществляем, анализируем, подводим итоги. Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От сотрудничества – к сотворчеству!» - такой девиз моей работы. Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания. В планировании работы с классом опираюсь на гуманистическо-культурологическую концепцию воспитания. Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Поставив такую цель, я ориентируюсь на конечный результат: выпускник школы – это субъект социальных отношений, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни. Согласно разработанной и принятой школой модели личности ученика выпускник 2-ой ступени (9класс) должен обладать определенным уровнем учебного, нравственного, физического, эстетического и личностного потенциала.

В рамках нравственного потенциала выпускник 2-ой ступени должен воспринимать и понимать такие ценности, как:

  • «Человек», «Здоровье», «Труд», «Коллектив», «Доброта», «Детство», «Выбор»;
  • знание и соблюдение традиций школы;
  • готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия;
  • адекватная самооценка;
  • честность, справедливость, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
  • умение планировать, проводить, анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и др.
  • профессиональное самоопределение;
  • достаточный уровень воспитанности.

В педагогике воспитания я по возможности избегаю авторитарного воздействия, прибегаю к воздействию косвенному. Важно, чтобы мои воспитанники не почувствовали, что ими управляют. Для этого организую воспитательные ситуации так, чтобы ребенку казалось, что он самостоятельно нашел линию своего поведения. В процессе организации воспитательной работы не стремлюсь демонстрировать свою руководящую позицию.

Мои воспитанники в контексте такой модели воспитания оказываются и объектом педагогического воздействия, ибо цели и средства воспитания проецируются классным руководителем, и субъектом, так как субъективно он действует самостоятельно, не осознавая, что вектор и рамки его активности определяет классный руководитель.

Такой подход в педагогике воспитания позволяет мне оставить за собой функции единоличного руководителя и организатора педагогического процесса, ориентируясь, прежде всего на государственные и общественные нормы, исходя из своих представлений о том, каким должен стать каждый ученик моего класса. Цель воспитания достигается путем решения задач, исчерпывающих цель:

  • формирование образа жизни достойного человека;
  • формирование способности быть субъектом собственной жизни;
  • формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни и собственной жизни в этом мире;
  • формирование культурологических умений взаимодействия с миром во всех его проявлениях.

Для педагогических решений выбранная гуманистическо-культурологическая концепция позволяет мне использовать широкое пространство воспитательных средств, воспитательных методов и разнообразие методических форм работы с детьми, открывается возможность придать воспитанию целенаправленный характер. При планировании воспитательной работы учитываю такой нюанс – воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего – люди. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это все создает определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие, руководить им – задача классного руководителя.

С этой целью стараюсь организовать встречи с интересными людьми. Незабываемыми для детей остались встречи с краеведом и поэтессой Ковальской Т.В., которая поведала о своих творческих работах. Своими рассказами, написанными стихами она побудили каждого задуматься о смысле жизни, подумать о нашей малой Родине и о людях, живущих рядом с нами. С прекрасным миром музыки соприкоснулись ученики на встрече с артистами Иркутской музыкальной консерватории. Исключительное исполнение музыкальных произведений талантливыми актерами, а также беседа музыковеда дали возможность детям понять, что есть такие прекрасные высокие искусства, как музыка и пение.

В рамках воспитания духовной нравственности полезной была встреча с архиереем Черемховской епархии отцом Николаем. Серию бесед в этом направлении провел в прошлом учебном году священник Черемховской церкви отец Илья. Эти встречи побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла.

Формировать положительное отношение к художественной культуре, народному творчеству, учить видеть и понимать вокруг себя прекрасное, связанное с русской духовностью, – такие задачи моим ученикам помогает решать проводимый ежегодно в нашей области фестиваль «Сияние России» в рамках «Дней русской духовности и культуры». Традиционно провожу такие дни в своем классе. На встречи с детьми приглашаю людей, кому небезразлична судьба подрастающего поколения, проблемы нашего города, страны, кого волнует судьба русского народа и её культура. В беседах этих людей с ребятами звучат слова боли за все, что происходит вокруг нас в повседневной жизни. Творчество этих людей заставляет задуматься о таких явлениях, как человечность, порядочность, забота о своих близких, любовь к своей Родине, родному краю.

Каждая строчка стихотворения «Обращение к Богородице», да и других духовных стихов, прочитанных А.С.Шишкиной на последней встрече с ребятами, заставляют их задуматься о смысле жизни, о своем месте в данной жизни.

Обращение к Богородице

Богородица, Дева, радуйся!
…………………………………
Словно стадо овец заблудшее
Мы взываем к тебе о помощи.
А проблем у нас не убавляется:
То спиртное, а то наркотики…

Талант, труд, с вложенной в него душой, не оставил равнодушными учеников при встрече с известным фотографом г.Черемхово Макаровым В.Н. Без любви к своему городу и людям, живущим в нем, невозможно создать такие высокохудожественные фотографии, где запечатлены уголки природы родного края, люди труда, творчества.

Глубоким воспитательным эффектом во взаимоотношениях с людьми старшего поколения наполнены встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Долгие годы поддерживаем тесную связь с Коломейцевым Г.В., бывшим выпускником школы, участником ВОВ. Рассказы Григория Васильевича о детстве, о годах учебы, о трудностях военных и послевоенных лет, организованные поездки на угольный разрез, на предприятия города, выезды в район – всё это воспитывает уважение к истории страны, и людям старшего поколения.

С целью воспитания личности гражданина – патриота Родины осуществлялась программа «Ориентир» на базе центральной городской библиотеки. В рамках этой программы были встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вечер встречи с молодыми людьми, отслужившими в армии, вечер – воспоминание «Командировка на войну» и др.

Большую долю в воспитании патриотических качеств, в становлении гражданина сыграли участие в акции «Будущее Приангарья». Ученики охотно принимали участие в благоустройстве памятника «Переселенцам Сибири», в шефской работе по уходу за могилой выпускницы 1937 года, участницы Великой Отечественной войны Турышевой А.А. Ребята участвовали в поисковой работе по сбору материалов для школьного музея о жизни, боевом подвиге нашей землячки.

Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье, а эффективность этого процесса зависит, прежде всего, от её социального статуса. В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные(самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество).

Проблемы в воспитании этих ценностей возникают, если семья неполная, если у детей нет родителей, если семья антиморальная. Существуют качественные изменения в ценностных ориентациях у детей в таких семьях. В моем бывшем классе из 22 детей – половина не имели отцов, в 5-и семьях не было обоих родителей и детей воспитывали опекуны. По моим наблюдениям над семьями учащихся, дети, воспитывающиеся в полных семьях, демонстрируют более высокую степень сформированности ценностных ориентаций, чем их сверстники из неполных семей. Главные причины в этом – объективные социальные условия жизнедеятельности этих семей, а также низкий воспитательный потенциал родителей.

Для решения этих проблем была разработана система совместных воспитательных мер семьи и класса. Одна из них – это «День матери», традиционно проводимый в ноябре месяце. В моем классе учился опекаемый мальчик, где кроме него на опеке у приемных родителей Плехановой Е.А. и Плеханова Ю.К. ещё шесть детей. Все, за исключением самого маленького, – ученики нашей школы. Родители обогрели теплом и заботой чужих детей, приобщили их к дому, к семье, дали возможность поверить в людей и в себя. В этой семье дети учатся заново жить, учатся трудиться, учатся видеть вокруг себя прекрасное. И не только, они ещё и сами учатся создавать это прекрасное. О творческих способностях этой семьи нам поведала во время встречи мама приемных детей Елена Александровна Плеханова.

С целью привлечения внимания родителей к проблеме воспитания духовно – нравственной личности в семье, а также с целью профилактики и корректировки негативного семейного воспитания, создания психологической поддержки ребенка считаю полезным проведение семейного «круглого стола», куда приглашаю родителей и детей, привлекаю представителей общественных организаций.

Как строить семейную жизнь, формируя у ребенка состояние счастья, советует психолог школы.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь», - утверждал А.Макаренко в «Книге для родителей». И эту мысль развивает священнослужитель Черемховской православной церкви, подводя родителей к осознанию важности воспитания в семье. «Нет больше той любви, как положить душу за друге », - говорит отец Николай и приводит пример из недавних трагических событий в Беслане, когда военные, рискуя своими жизнями, под пулями спасали заложников из горящего здания школы.

О формировании творческой активности говорит актриса Черемховского драмтеатра Мошкина Л.М. Она подводит родителей к мысли: именно семья была всегда, есть и будет важнейшей средой формирования личности. Дети, растущие в любви и понимании, имеют меньше проблем в здоровье, в учебе, в общении со сверстниками.

Такие встречи способствуют не только формированию личности, но и учат самоутверждению человека, стимулируют его социальную, творческую активность, раскрывают индивидуальность.

Осуществляя воспитательный процесс с учащимися, пользуюсь многими педагогическими технологиями (технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического разрешения конфликта, технология этической беседы, организации групповой воспитывающей деятельности и др.), отдавая предпочтение технологии создания ситуации успеха.

Считаю, что условия эффективности воспитания состоят из:

  • качественно спланированной воспитательной работы;
  • ведения картотеки индивидуальной работы по развитию личности;
  • разнообразия организуемой деятельности учащихся;
  • благоприятного социально-психологического климата в школьном доме;
  • отношений воспитателя и ученика.

Итогом успеха воспитательной работы по гуманистическо-культурологической концепции считаю рост потенциалов нравственного, учебного, эстетического, физического, личностного за последние 3 года у детей моего класса.

«Дети одинаковы, точнее равны. Они равны и одинаковы перед добрым и худым, и поначалу походят на промокашки; впитывают в себя всё, что грамотно или безобразно написано родителями». (А.Лиханов).