Урок обучения грамоте по системе "Гармония. Звук [э], буквы Э, э, е"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквами, которыми он обозначается, учить правильно читать слова с новым гласным, развивать связную речь.

Ход урока

1. Организация класса.

(Букварь, касса букв, щиток).

2. Повторение.

Речь – устная - письменная – предложение-слово - слог –звук

Гласный -

 

 

согласный

Ударный

 

 

твердый - мягкий

Безударный

 

 

звонкий - глухой

Чтение стр. 9.

«Правило ученого».

3. Изучение нового материала.

А) Загадка:

Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)

- Сколько звуков в слове? (3)

- Дайте характеристику каждому звуку.

1-й звук гласный, ударный.

2-й звук согласный, твердый, глухой.

3-й звук гласный, безударный.

(На доске появляется схема слова).

- Произнесите еще раз 1-й звук, послушайте.

Докажите, что это гласный. (Воздух проходит свободно, губы – трубочка).

Этот звук на письме обозначается буквами Э, э. (Картинка с буквой Э).

Б) На что похожа буква Э?

- Это – Э.
С открытым ртом
И большущим языком.

- Над лугами
В синеве
Пролетает буква Э
Это ласточка
Весной
Возвращается домой.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,-
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко – легко подышим.

В) Работа с кассой.

(Выставить отгадку на щиток).

На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два С,
Называется (экспресс).

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это (электричество).

- Сколько новых звуков слышим в слове? (2)

- А сколько букв э слове? (1)

- А куда подевался другой звук?

(Часто мягкость согласного звука на письме обозначают гласной буквой – е, но слышим звук э.)

Г) Игра «Узнай новый звук»

(Хлопните в ладоши).

Юбка, эхо, ель, белка, ива, экран

4. Закрепление нового материала.

А) работа по учебнику. Стр.10

Расскажите о работе звука э и гласных букв Э э е

(РАБОТА ПО КРАСНОЙ РАМКЕ)

Б) Придумайте имена мальчикам. Вам помогут схемы слов из предложения. (Сэм, Женя).

В) Прочитайте предложение по схеме. (Это Сэм и Женя)

- Где новый звук?

- Какими гласными буквами он обозначен? (э, е).

В) Найди слова. ( мэр, все, мне, Сэм).

Физ. минутка.

Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.

Г) Укажи ударные и безударные гласные звуки (их буквы).

  • чтение шепотом
  • самостоятельная работа
  • взаимопроверка (обмен учебниками)
  • сверка с доской.

- Игра «Поменялись местами»

- Какие буквы поменялись местами?

Д) «Закончи предложения». Стр.10

Е) Подготовься к чтению, выдели слоги. Стр.10

Ж) Рисуй словами , как художник рисует красками.

- Что растет в лесу?

- Кто поет в лесу?

5. Итог урока:

С каким гласным звуком работали?

Какими гласными буквами он может обозначаться на письме?

Используемая литература

  1. М.С. Соловейчик « Букварь» Смоленск. 2007.
  2. В. Волина «Учимся играя» Москва 1994.
  3. Е .Е. Семенова «Занимательная грамматика» Москва 1996.
  4. Л. В. Трубайчук «Интегрированный курс обучения чтению и письму в 1-м классе в период обучения грамоте» Челябинск 1994.