Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквами, которыми он обозначается, учить правильно читать слова с новым гласным, развивать связную речь.
Ход урока
1. Организация класса.
(Букварь, касса букв, щиток).
2. Повторение.
Речь – устная - письменная – предложение-слово - слог –звук
Гласный - |
|
|
согласный |
Ударный |
|
|
твердый - мягкий |
Безударный |
|
|
звонкий - глухой |
Чтение стр. 9.
«Правило ученого».
3. Изучение нового материала.
А) Загадка:
Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)
- Сколько звуков в слове? (3)
- Дайте характеристику каждому звуку.
1-й звук гласный, ударный.
2-й звук согласный, твердый, глухой.
3-й звук гласный, безударный.
(На доске появляется схема слова).
- Произнесите еще раз 1-й звук, послушайте.
Докажите, что это гласный. (Воздух проходит свободно, губы – трубочка).
Этот звук на письме обозначается буквами Э, э. (Картинка с буквой Э).
Б) На что похожа буква Э?
- Это – Э.
С открытым ртом
И большущим языком.
- Над лугами
В синеве
Пролетает буква Э
Это ласточка
Весной
Возвращается домой.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,-
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко – легко подышим.
В) Работа с кассой.
(Выставить отгадку на щиток).
На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два С,
Называется (экспресс).К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это (электричество).
- Сколько новых звуков слышим в слове? (2)
- А сколько букв э слове? (1)
- А куда подевался другой звук?
(Часто мягкость согласного звука на письме обозначают гласной буквой – е, но слышим звук э.)
Г) Игра «Узнай новый звук»
(Хлопните в ладоши).
Юбка, эхо, ель, белка, ива, экран
4. Закрепление нового материала.
А) работа по учебнику. Стр.10
Расскажите о работе звука э и гласных букв Э э е
(РАБОТА ПО КРАСНОЙ РАМКЕ)
Б) Придумайте имена мальчикам. Вам помогут схемы слов из предложения. (Сэм, Женя).
В) Прочитайте предложение по схеме. (Это Сэм и Женя)
- Где новый звук?
- Какими гласными буквами он обозначен? (э, е).
В) Найди слова. ( мэр, все, мне, Сэм).
Физ. минутка.
Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Г) Укажи ударные и безударные гласные звуки (их буквы).
- чтение шепотом
- самостоятельная работа
- взаимопроверка (обмен учебниками)
- сверка с доской.
- Игра «Поменялись местами»
- Какие буквы поменялись местами?
Д) «Закончи предложения». Стр.10
Е) Подготовься к чтению, выдели слоги. Стр.10
Ж) Рисуй словами , как художник рисует красками.
- Что растет в лесу?
- Кто поет в лесу?
5. Итог урока:
С каким гласным звуком работали?
Какими гласными буквами он может обозначаться на письме?
Используемая литература
- М.С. Соловейчик « Букварь» Смоленск. 2007.
- В. Волина «Учимся играя» Москва 1994.
- Е .Е. Семенова «Занимательная грамматика» Москва 1996.
- Л. В. Трубайчук «Интегрированный курс обучения чтению и письму в 1-м классе в период обучения грамоте» Челябинск 1994.