Личностные особенности творческого человека

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Слово "творческий" часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение "творческой".

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают проблемы, которые требуют творческих усилий.

Что же характеризует творческое? В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности

Личность, как социализированный индивид

Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три "ипостаси": индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью , преобразующей мир, может быть передан формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".В свете вышесказанного, на мой взгляд, словосочетание "психология личности" звучит несколько надуманно. Так как "индивид" имеет лишь низшие (или натуральные) психические функции, то об изучении "психологии индивида" говорить достаточно сложно, а индивидуальность - это понятие настолько зависящие от "личности", что рассматривать "психологию индивидуальности" просто неэффективно. Это примерно тоже самое, что верить в Бога-сына, при этом отрицая существование Бога-Отца и Бога-Духа святого. Категория личности в психологической науке относится к числу базовых. Наверное, поэтому изучением личности занимаются педагогическая, возрастная, этническая, организационная психология, психология труда и ряд других как психологических, так и пограничным с ними дисциплин: педагогика, социология и т.д. Каждая из этих наук предоставляет ценные данные для разработки психологической общей теории личности, но несмотря на все это многообразие, на мой взгляд, наиболее эффективно будет рассматривать личность с трех позиций: личность, как социализированный индивид, личность, как активная жизненная позиция и личность в свете временной протяженности.

"Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта , системы социальных связей и отношений", - такое определение дает психологический словарь и добавляет: "В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе".

Л.С.Выготский выдвинул тезис о социальном происхождении психических функций человека.. Выдвигая этот тезис, Выгодский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных. Ответом на это противоречие и явилось различение между низшими (натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями.

Выготский видел развитие психических функций в контексте гегелевской схемы развития, согласно которой любая развивающая познавательная функция существует первоначально "в себе", затем "для других" и, наконец, "для себя". Эта схема хорошо поясняется примером оразвитии указательного жеста у младенцев: первоначально этот жест существует уже в форме неудавшегося хватательного движения, направленного на желаемый объект. Этот жест способен перейти во вторую стадию если будет соответствующим образоминтерпретирован взрослыми. Тогда это движение приобретает значение "помоги мне взять это" и ребенок начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом. Ребенок еще не осознает, что использует этот жест как социальный сигнал. И в третьей стадии ребенок уже пользуется этим жестом для контроля над своим собственным поведением, например для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем.

В более общем плане развитие познавательных функций рассматривается как их переход от низших к высшим психическим формам, при этом различие между этими формами проводится по четырем критериям: происхождению, структуре, способу функционирования и отношению к другим психическим функциям. По происхождению большинство низших психических функций генетически врожденны, по структуре они не опосредованы, по способу функционирования они не произвольны, и в отношении к другим функциям они существуют как отдельные изолированные психические образования, (таким образом, можно сказать , что низшие психические функции никоим образом не зависят от социализации, от общества).В отличие от них высшие психические функции являются социально приобретенными: они опосредованны социальными значениями, они произвольно контролируются субъектом и существуют как звенья в целостной системе психических функции, т.е. высшие психические функции возникают под влиянием общества, под влиянием вовлечения индивида в активную общественную жизнь. Второй и третий критерии составляют особое качество высших психических функций, обозначаемые как осознанность.

Таким образом мы подошли к проблеме "личность-индивид". В связи с различием понятий "индивид" и"личность" по содержанию, иногда возникают дискуссии: всякий ли индивид является личностью. Например, иногда утверждается, что личностями являются только творческие люди; из числа личностей пытаются выбросить лиц, ведущих себя антиобщественно (например, преступников), психически больных и т.д. Заявляется, что некоторые люди - это просто индивиды, но не личности. Конечно, личность может быть творческой, а может быть серой (впрочем, каждый человек обладает в той или иной степени "творческим потенциалом", поскольку без творчества, хотя бы и элементарного, человек не может решать жизненные задачи, т.е. попросту прожить), может быть активно-преобразующей или пассивно-приспосабливающейся и т.д. Но каждый общественный индивид, человек является личностью, спорным может быть только вопрос о том, когда в процессе индивидуального развития начинает формироваться личность. Давайте подытожим, в чем же разница между индивидом и личностью: индивид - единичный представитель вида "Homo sapiens", в то время как понятие "личность" фиксирует те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество).

Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные, и этой системой является общество. Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида. Таким образом, можно прийти к выводу, что социализация индивида, его становление личностью - это ни что иное, как попытка "выживания". Но можно попробовать пойти еще немного дальше. Для этого давайте попробуем взглянуть на рефлексы с точки зрения органической и социальной сфер личности. В.М.Бехтерева разделяет несколько типов личных рефлексов. Изначально идут рефлексы появляющиеся в результате внутренних раздражений крайне необходимых для организма (эти рефлексы относятся скорее к инстинктам). Далее идут внешние раздражители, которые также возбуждают личную сферу, но не в смысле ближайшего удовлетворения потребностей организма, а в смысле дальнейшего обеспечения необходимых для него жизненных условий (например, человеку для выживания необходимо выкопать 12 корешков. После того, как он их выкопал, он, преодолевая усталость, старается выкопать еще 10 про запас.) Такие раздражители имеют связь с прошлым и с будущим .Таким образом, личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, образует собой главный центр нервно-психической деятельности, лежащей в основе активно-самостоятельного отношения организма к живому миру. С развитием общественной жизни личная сфера человека приобретает, помимо органического, социальный характер, в основе которого лежат нравственные и социальные отношения между людьми. Таким образом личная сфера социального характера является ступенькой для развития личности как "самобытной психической особи в социальной жизни народов". То есть личность будет зависеть от двух типов реакций на раздражители: органических (воздействие окружающей среды) и социальных (воздействие общества), и в зависимости от преобладания того или иного типа раздражителей, в ней будут превалировать черты эгоиста или альтруиста.

При более высоком развитии невропсихики социальная сфера личности является важнейшим руководителем всех реакций, имеющих связь с общественными отношениями между людьми. Необходимо учитывать то, что сложный процесс развития социальной сферы личности не устраняет органическую сферу личности, но дополняет ее и частьюподавляет. Но человек, как существо не только социальное, но и культурное может развить социальную сферу в такой мере, что она не только будет преобладать над органической сферой, но и выражаясь поступками и действиями альтруистического характера, будет действовать подчас в явный ущерб или вопреки органическим потребностям индивида.

Несмотря на то, что работу Бехтерева нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения физиологии, мы можем вывести и кое-какие психологические закономерности и свести их с ранее сказанным: резюмируя эту главу, можно разделить личность как социализированный индивид по уровню развития на три группы: индивид как организм подстраивающийся под среду обитания; индивид, как личность, развивающаяся, подстраиваясь под общество и, наконец, личность как высокоорганизованное и высоко моральное существо, которое уже не старается "выжить", но наоборот, может действовать во вред себе, но на пользу обществу, то есть живет уже не ради себя, а ради каких-либо высших ценностей, будь то общество, Бог или личные идеалы.

Личность, как активная жизненная позиция

Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Направленность же можно разделить на четыре составляющих: мотивационная сфера личности, ее потребности, жизненные цели способности. Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных и рождает многообразие теорий. Например, по концепции Маслоу, основой мотивов являются потребности, которые по мере развития индивида образуют своего рода пирамиду. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.). Следующий уровень - это потребность в безопасности, но не как проявление инстинкта самосохранения, а как нужда в порядке, устойчивости. Третий уровень - это необходимость в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.. И, наконец, четвертый уровень - потребность в уважении, престиже. Несмотря на кажущуюся логическую завершенность, на мой взгляд, в этой концепции есть ряд недостатков, в частности то, что она рассматривает индивид вне связи с обществом, выхватывая абстрактное лицо из системы общественных отношений.

Более интересно, по моему мнению, в этом отношении разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю, исследуемое В.И.Чирковым и разработанное Эдвардом Л.Диси и Ричардом М.Руяном.

Внешняя мотивация, по их теории - это мотивация, при которой факторы воздействующие на поведение личности находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания после того, как родители пообещали купить ему велосипед. Работа над домашними заданиями в этом случае - внешне мотивированное поведение, так как направленность на уроки и интенсивность (в данном случае добросовестность) задаются внешним по отношению к самой учебе фактором: ожиданием получения велосипеда.

Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в секцию для него - внешне-мотивационный акт, так как его инициация и направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне собственного Я ученика. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции.

Теории внешней мотивации наиболее ярко отражены в работах бихевиористов, которые в свою очередь, берут начало в исследованиях Э.Л.Торндайка. Закон Торндайка гласит, что привлекательные и непривлекательные последствия поведения влияют на частоту инициации поведенческих актов, приводящих к этим последствиям. Поведение, которое приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеют тенденцию к прекращению.

Сущность прикладного применения данной модели на практике заключается в систематическом подкреплении желательного поведения. Такая система существует в магазинах, когда покупателю сделавшему определенное количество покупок, выдается премия, подкрепляющая поведение,направленное на покупки именно в этом магазине. Важно отметить, что системы такого типа рассчитаны на подкрепление изначально неинтересного и непривлекательного поведения, которое по своей воле человек выполнять не станет. Человек в этом случае становитсямарионеткой подкреплений.

Можно однозначно сказать, что внешняя мотивация направлена в первую очередь на людей, занимающих пассивную жизненную позицию с достаточно низкой социальной вовлеченностью.

Внутренней мотивацией - называют такой тип мотивации при котором инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. "Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели."

Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне-мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового.

Для объяснения этого типа мотивации создано множество теорий: Теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности и.т.д.

В статье "Пересмотр мотивации" Р.Уайт ввел понятие "компетентность", объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание, манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых подкреплений, преследует одну цель: повышение компетентности и эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к компетентности, является "мотивация через чувство эффективности". В противовес внешней мотивации, человек, предпочитающий мотивацию внутреннюю, личность явно более активная, более вовлеченная в социальную деятельность и в итоге более интеллектуальна.

Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и внутренняя мотивация могут значительно энергетизировать поведение и существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее влияние на его детерминацию. Но так ли одинаковы последствия этих двух типов для эмоций, психического здоровья и других аспектов личности? Чтобы можно было лучше увидеть плюсы и минусы того и другого метода мы оформили таблицу, данную в Приложении 1. Наиболее положительное влияние на как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущества при решении частных задач.

Очень сильно с теориями мотиваций переплетаются теории локус казуальности и локус контроля. При этом локус контроля отражает точку приложения сил, контролирующих результаты поведения, а локус казуальности отражает точку приложения сил, детерминирующих само поведение.

Р.деЧармс утверждал: "Первичной мотивационной предрасположенностью человека является стремление эффективно взаимодействовать с окружением. Человек стремится к тому, чтобы быть первопричиной, источником своего собственного поведения..."."...Как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения... можно говорить о внутренней мотивации ее активности. И соответственно, когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой... то ее активность является внешне мотивированной". Таким образом, при внутренней мотивации личность имеет внутренний локус казуальности (причинности), то есть причины, обуславливающие поведение находятся внутри нее, и она предпринимает его по своей воле. Из этого можно сделать вывод, что человек имеет врожденную тенденцию к выполнению таких видов активности, которые дают ему ощущение наличия личностной казуальности и мастерства. А применение, к примеру, денежных вознаграждений приводит к тому, что человек начинает считать, что не он сам, а эти вознаграждения являются причинами его поведения. Таким образом, фактором способствующим увеличению эффективности будет наличие выбора и свобода его осуществления.

В случае с локусом контроля мы уже подходим к концепции социальной ответственности, главная особенность которой заключается в том, что в качестве ее объекта выступают те или иные общественные волеизъявления, выраженные в форме социальных норм и ролевых функций. Поэтому субъектом контроля здесь является и сам индивид, и социальное окружение и общество в целом. Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти цели ему самому или остается надеяться лишь на судьбу или случай. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, другой предпочитает плыть по воле волн. Таким образом и ответственность приписывается либо внешним силам, либо собственным способностям и стараниям.

Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, судьбе или воле божьей, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. В формуле это будет выглядеть так: при внешнем локусе контроля результаты поведения находятся под контролем окружающих сил, а при внутреннем - под контролем поведения. Причем, считается, что интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации. Для лучшего восприятия вышесказанного необходимо ввести понятие "ответственности". В словаре современного русского литературного языка ответственность определяется как "возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". С точки зрения психологии ответственность, подобно скромности, чуткости, смелости и т.п. , есть свойство характера личности. Давайте попытаемся определить основные признаки ответственности. В первую очередь можно выделить точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Все это подразумевает честность, справедливость, принципиальность личности. В то же время названные качества не могут реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости. Исполнение любой обязанности требует волевых качеств и усилий: настойчивости, усердия, стойкости, смелости, выдержки.

Итак, ответственность прежде всего есть качество, характеризующее социальную типичность личности и, как мы выяснили ранее, таких типов два: интерналы и экстерналы. После ряда исследований было установлен, что неспособность управлять своими делами, сбрасывание ответственности на внешние факторы, т.е. экстернальность локуса контроля вызывает, как правило, невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности, снижая общую удовлетворенность жизни. Интернальность же локус контроля, наоборот, способствует более нормальному функционированию личности, внушая ей самоуважение. Что интересно, что при опрашивании как интерналы, так и экстерналы описывали идеального человека очень интернальным, а неидеального - экстернальным. В целом экстернальным людям свойственна подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

Подытоживая разделение типа личности на интернальную и экстернальную, можно сказать, что интерналы предпочитают руководителей со стилем управления, позволяющим работнику участвовать в принятии решений, чаще сами становятся лидерами, группы руководимые интерналами более продуктивны и сами интернальные лидеры более продуктивны, чем экстерналы, которые предпочитают директивный стиль руководства, чаще используют принуждение и угрозу и имеют более низкий профессиональный уровень и удовлетворенность работой.

Личность во времени

Само собой разумеется, что становление человека как личности начинается с первых же часов жизни, ведь с самого рождения начинается процесс его социализации. В основе же социализации, как уже говорилось, лежит связь между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. Давайте попробуем разбить это становление на возрастные этапы социализации, посредством "человеческих общностей". При этом каждая человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности. Нужно заметить, что в построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. Эта смена необязательно означает, что новая общность строится с новым человеком. Это может быть и тот же самый человек, например мама, но в новой жизненной позиции.

На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым (родной матерью, или человеком выполняющим материнские функции) начинает строить общение, вначале не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность названа ступенью оживления, Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка . Известно также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого. Эпохальным культурным событием этой ступени является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.

Между 8-м и 12-м месяцем жизни начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед незнакомым человеком, сколько не узнавание в нем знакомых черт материнского лица. Этот этап тесно связан с представлением о постоянстве (перманентности) предметов (когнитивный процесс, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет). Представление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие "социальные объекты". Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-9 месяце жизни представление о собственной перманентности.

Кроме того, выявлено было большое значение надежной социальной привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери, так и для налаживания ранних социальных контактов с другими детьми.

На второй ступени ребенком вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения как в совместных иммитационно-предметных действиях с реальным партнером, так и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития - это прямохождение и речь - как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое "Я сам!"), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

На третьей ступени партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и другие, вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия - в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой ступени - персонализация. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формированию установок (по Соренсену), подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и т.п. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если "хороших друзей" у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола.

В существующую общность взрослый добавляет ожидания и содержания более развитой ступени со-бытия. Доверчиво принимая эти ожидания и реализуя их в совместной деятельности со взрослым, ребенок во всей полноте открывает для себя принципиально новую предметность, которая пока еще не подвластна его самостоятельной, отдельной деятельности. Кризис развития со-бытийной общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания ("хочу быть, как ты, и не могу стать, как ты!"). В кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых способов самоопределения; на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка по прежнему направлены на сохранение совместного status quo, однако незаметно для себя и в этом смысле - свободно - он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношений на новой предметности - им самим для себя открытой. Именно с восстановления совместности на новой, подростком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности - стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности. само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров и обращение их в свои новые потенции есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но теперь уже в новой форме со-бытийной общности.

Обычно больше всего друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному уважению.

В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек).

Итак, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на ту человеческую общность, в которую включен, но при этом он порой кардинально меняется сам.. Помимо возрастного разделения по принципу общности, существует еще достаточно интересное возрастное разделение на психосоциальные кризисы. В основе этого принципа лежит процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-культурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психо-социальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором наоборот, - недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получа6ет опыт автономии. Напротив, слишком строгий, или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризиспереживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать "работа - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыкании на себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит "для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость , способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить.заново.

Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при приближении смерти.

Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная реакция человека не объявление ему смертного приговора.

Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", характеризует вторую стадию.

Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным верующим.

Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким.

И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца.

Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается.

Социальная смерть -умирающий старается изолироваться от общества, замкнуться в самом себе.

Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание экстравертированного сознания.

Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.

Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.

Психические особенности человека.

Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин "психология" появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный б достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
Предметомизучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях -больших и малых группах, коллективах.

Появление и развитие форм психического отражения у животных

Психика- общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания(рефлексия).

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам- одноклеточным- свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) [1],стр.97.

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1.Стадия элементарной сенсорной психики    
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Не сформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования- челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность(ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики.    
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования- челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира" Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно- исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге "Проблемы развития психики". Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее назвать концепцией Леонтьева- Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл.1). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая- три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находится простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуются тем что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость- способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условно- рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.

На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачек в развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень парцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. В их деятельности выделяется особая, ориентировочно- исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения животных друг с другом.

Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем.

Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом.

Мысленное представление и воображение действительности- важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. Сознание почти всегда связанно с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, мечты...), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продукция опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность которая требует кооперации общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: т.к. для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, т.к. получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отдельный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания.
Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться с ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и , соответственно, сознание людей.

Деятельная сущность человека- условие изменения психологии и поведения людей.

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры. Творческих характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей - сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество- это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно не велико, и они вполне успешно справляются в их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем не редко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее- видам социальной человеческой активности, а которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это- общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение- первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого ни какими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон и т.п.).

Игра- это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически не ограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.

Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально- экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, устраивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. У деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. В результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Творчество и деятельность

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и.т.д. Проще было бы постулировать некоторые положения и дать определение основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. Будем придерживаться точки зрения Г.С. Батищева на природу отношений творчества и деятельности, пологая их принципиально противоположными формами человеческой активности.

Преобразующими будем считать два подтипа:

  1. творческое поведение (активность), создающее новую среду, иначе - конструктивная активность;
  2. разрушение, дезадаптивное поведение, не создающее новую среду, уничтожающее прежнюю

Адаптивное поведение разделим на два типа:

  1. реактивное, осуществляемое по типу реакции на изменение среды;
  2. целенаправленное.

И адаптированное, и творческое поведение равным образом будем считать конструктивным поведением.

Все типы человеческого поведения в равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Поэтому реактивное поведение и деятельность будут отличаться не наличием тех или иных культуральных средств, а источником активности, определяющей поведение.

На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи.

В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и. т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением "побочного продукта", который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна.

Итак, творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а "несмотря ни на что", то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и завершающейся.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

Интерес к творчеству и личности творца в 20 веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, иррациональным ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не решают основных проблем своего бытия.

Вероятно, чтобы творить, нужно усвоить образец активности человека творящего. Путем подражания выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться самостоятельно дальше. Для творчества необходимы личные познавательные условия. Но если сил нет, образцы адаптивного поведения дискредитированы, а к творчеству человек не подготовлен, он срывается в пропасть разрушения.

Творчество, как и разрушение, амотивно, спонтанно, бескорыстно и самодовлеюще. Это не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности. Но и творчество, и разрушение имеют определенную социально-культурную оболочку, так как человек и разрушает и творит не в природной, а в социокультурной среде.

Творческая личность

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.

Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности - "Человек - творческий".

Знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца

Творчество есть выход за пределы заданного ("Поверх барьеров!"). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - аналогия поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями.

Есть две точки зрения: талант - это болезнь, талант - это максимальное здоровье.

Цезарь Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям.

Гениальный человек всегда болезненно чувствителен, в частности плохо переносит колебания погоды. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности.

Во всем они находят поводы для размышления, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и. т.д. Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который может переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества определение гениальности дал Ц. Ломброзо: "Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно". Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе придуманного плана. Гений по преимуществу - креатив, талант - интеллектуал, хотя и та и другая общая способность есть у обоих.

Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, долгосрочность и.т.д.

Гегель в "Эстетике" оказался неудачным теоретиком в области природы способностей. Гегель, в отличии от нас, мог не знать. Впрочем, он не угадал и то, что способность к фантазии (креативность) формируется средой. А то, что ученым может числится любой, Гегель доказал собственным примером и сыграл роль прусского Лысенко от философии начала 19 века.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Аналогичные выводы о высокой тревожности и низкой адаптированности творческих людей приводятся в ряду других исследований. Такой специалист, как Ф.Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; и, как следствие, эмоциональные нарушения, искажающие "нормальное" видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.

На мой взгляд, здесь перепутаны причины и следствия, невротичность есть побочный результат творческой активности.

"С кем протекли его боренья?

С самим собой, с самим собой:"

Возможно, это борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и - смерть.

Особое внимание проблеме жизни творчеловека уделял М. Зощенко, сам - великий русский писатель, в книге "Возвращенная молодость".

М.Зощенко делит своих творцов на две категории: 1) проживших недолгую, эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) "долгожителей"

Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

Заключение

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию,и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и справедливости).Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы возникшие в младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, т.е. все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Особо значимым периодом в возрастном развитии Личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между первым и вторым возникают острые аффективные переживания.

Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст генеративности, когда личность учится отказаваться от себя в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей последующей жизни личность, оставаясь практически неизменной, лишт приобретает все больше индивидуальных черт.

И, наконец, следует отметить процесс умирания, который интересен своим обратным (по отношению к становлению личности) процессом,. то есть идет умирание социальное, затем интеллектуальное и, затем, физическое.

По моему мнению, практической целью психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной личности, "идеального" человека. Конкретнее - выявление и решение проблем для воспитания такой личности, или на крайний случай, воспитание в личности максимальной индивидуальности. Я надеюсь, что разделение процесса становления личности на этапы по этим трем показателям (личность - как социализированный индивид, личность как активная жизненная позиция и личность во времени), хоть немного поможет приблизиться к совершенству.

Талант, вдохновение, мастерство - важнейшие факторы творческой деятельнсти.

Общие способности человека - интеллект, творческость, обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет человек.

Творческие достижения в современном мире возможны только при овладении культурой в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения культурой и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.

Список использованной литературы:

  1. Б.Ф.Ломов "Методологические и теоретические проблемыпсихологии". Москва "Наука", 1984
  2. Поль Фресс, Жан Пиаже "Экспериментальная психология" Москва "Прогресс" 1975.
  3. Г.В.Щекин "Основы психологических знаний" Киев, МАУП, 1996
  4. Е.Т.Соколова "Самосознание и самооценка при аномалиях личности". Москва, МГУ, 1989
  5. Карл Леонгард "Акцентуированные личности"Киев "Высшая школа", 1989
  6. Психологический словарь.Москва "Педагогика-пресс", 1996
  7. Л.С.Выготский , Собрание сочинений т. 6Москва "Педагогика", 1982
  8. В.М.Бехтерев "Объективная психология"Москва "Наука", 1991
  9. Ж.Годфруа "Что такое психология"Москва "Мир", 1992
  10. В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман "Периодизация общего психического развития"
  11. К.Муздыбаев "Психология ответственности"Ленинград "Наука", 1983
  12. Чирков В.И. "Самодетерминация и внутренняя мотивация"
  13. Р.С. Немов, "Психология", том1, Москва, 1995г.
  14. Орлов Ю.М. "Восхождение к индивидуальности", Москва,1991г.