Цель:
Учащиеся :
Знают:
- основные природные сообщества Эстонии
- принципы охраны природы и окружающей среды
- необходимые для жизни условия
- взаимоотношения видов
- водоемы Эстонии
Умеют:
- назвать характерные для различных сообществ виды
- проводить простейшие наблюдения и опыты
- делать выводы на основе результатов наблюдений
- привести примеры влияния деятельности человека на окружающую среду
Ценят:
- красоту природы Эстонии
- уникальность видового многообразия
- необходимость сохранения природы
Методы, формы урока: творческое задание, исследовательское задание, задания для групповой работы.
Возможное развитие:
- умение применить теоретические знания на практике
- умение видеть влияние деятельности человека на природу
- умение сотрудничать, выполняя в группе разные роли
- умение корректно и эстетично оформлять свою работу
Необходимое оборудование: 10 пробирок, 2 пробирки с дистиллированной водой, бумажные фильтры, фотоаппараты, школьные Атласы-определители растений.
Ход экскурсии
1. Рассказ учителя о целях экскурсии, напоминание правил поведения в природе и во время экскурсии.
2. Деление класса на 4 группы: «Охрана природы», «Экологи», «Гидрологи», «Корреспонденты». Каждая группа получает задания для работы.
3. Определение времени работы групп-1,5 часа.
4. Выход к местам работы групп .
5. После проведения экскурсии подводятся предварительные итоги. В школе учащиеся оформляют отчеты и готовят выступления для конференции .Если подобная экскурсия проводилась и в своем уезде, можно попросить ребят сделать сравнения .
Задания для группы: «Охрана природы»
1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории?
Пластиковые бутылки и упаковки. | Макулатура. |
Стеклотара. |
Алюминиевые банки. |
Металлические отходы. |
Другие отходы (какие?) |
|
|
|
|
|
|
2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?
3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?
4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?
5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.
Успеха в работе!
Задания для группы: «Корреспонденты».
Вашей группе необходимо сделать буклет ,приглашающий посетить Соловьиную долину.
Для этого сделайте фотографии наиболее привлекательных мест, интересных растений и животных, природных объектов.
Возьмите интервью у нескольких встреченных вами людей. Вопросы для интервью придумайте сами.
Попробуйте сочинить стихи.
Подумайте, что еще можно сделать для привлечения в Соловьиную долину большего количества любителей природы и отдыха.
Успеха в работе!
Задания для группы: «Экологи».
1. Назовите сообщество. Для этого определите преобладающий вид или виды растений на данной территории.
2. Составьте список из 10 знакомых вам растений (если возникнут затруднения, воспользуйтесь «Школьным Атласом-определителем растений».
3. Составьте список встреченных животных.
4. Сделайте фотографии растений и животных, которые вам встретились.
5. В чём проявляются связи между растениями и животными в данном сообществе? Сделайте схему, показывающую эти связи.
Заметно ли влияние человека на данное сообщество? Если да, то в чем оно проявляется?
Успеха в работе!
Задания для группы: «Гидрологи».
1. Определите происхождение котловины озера Liinjarv.(междрумлинное озеро, моренное озеро, долинное озеро, прибрежное озеро).
2. Определите вид данного озера по характеру водообмена (бессточное озеро, сточное озеро, проточное озеро).
3. Опишите берега озера (крутые или пологие), видны ли обнажения горных пород ?
4. Для определения содержания питательных веществ в озере проделайте несколько простых исследований и сделайте вывод.
А) Цвет воды. Цвет определяется содержащимися в ней минеральными и органическими примесями и загрязнениями.
Налейте воду из озера в пробирку и сравните с цветом такого же объема чистой дистиллированной воды. Посмотрите на воду сверху и сбоку. Единицей цветности служат особые градусы ( например, цвет питьевой воды не должен превышать 40 градусов).
Определение цвета воды
Цвет сбоку |
Цвет сверху |
Цветность в градусах |
Не отмечен |
Не отмечен |
0 |
Не отмечен |
Очень слабый желтоватый |
20 |
Очень слабый бледно-желтый |
Желтоватый |
40 |
Бледно-желтый |
Слабый желтый |
60 |
Бледно-желтый |
Желтый |
150 |
Бледно-желтый |
Интенсивно желтый |
300 |
Б) Мутность воды, т.е. содержание в ней взвешенных частиц, определяют при помощи фильтрования. 50 мл воды пропустите через бумажный фильтр и зрительно оцените количество примесей, осевших на нем.
В) Запах воды связан с деятельностью водных организмов, с влиянием почвы берегов и донного грунта, сточных вод различного происхождения. Для определения запаха наберите в пробирку озерной воды, закройте отверстие пальцем, энергично взболтайте, откройте, понюхайте. Запах может ощущаться как болотный, землистый, рыбный и т.д. По интенсивности он может быть сильным, отчётливым, слабым, очень слабым.
5. Видны ли следы деятельности человека? В чем они проявляются?
6. Сделайте вывод: благоприятны или нет условия для жизни организмов в данном озере?
Успеха в работе!